Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс). Герой и мир в поэме «Мцыри Почему Лермонтов избрал форму исповеди

В 1830-1831 гг. (Лермонтову 16 лет) поэт (рис. 1) пишет поэму с названием «Исповедь». Место действия - испанская монастырская тюрьма. Героя обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Он исповедуется старцу-монаху. Главные проблемы: судьба, потерянная любовь, без которой герою нет рая.

В 1835 году Лермонтов работает над поэмой «Боярин Орша». Москва времён Ивана IV. Орша приезжает в своё имение. У него есть молодая дочь. Его верный раб Сокол рассказывает ему сказку про царя, царскую дочь и конюха (рис. 2).

Рис. 2. Кадр из фильма «Боярин Орша» ()

Боярин Орша понимает намёк, подслушивает разговор своей дочери с молодым рабом. Юношу схватили, дочь заперли, ключ бросили в Днепр:

«И в волны ключ от двери той

Он бросил сильною рукой,

И тихо ключ тот роковой

Был принят хладною рекой».

Монастырский суд. Арсений в цепях. Опять исповедь героя старцу, на этот раз игумену. Арсений бежит из тюрьмы, оказывается в войске поляков, видит смертельно раненого Оршу. Тот умирает. Арсений скачет в дом боярина, где заперта его дочь, но находит только её скелет.

Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб - это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».

Рис. 3. В.А. Жуковский ()

Шильон - тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).

Рис. 4. Замок Шильон ()

Тема этого произведения - несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).

«Мцыри» - романтическая поэма. В центре - исключительный герой. Он находится в конфликте с миром (рис. 5).

Как правило, у романтического героя есть тайна в прошлом. В «Мцыри» этого нет. В первых двух строфах говорится о том, как Мцыри попадает в монастырь (рис. 6).

Рис. 6. Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри ()

Обычно в романтических поэмах всегда есть мотив бегства или изгнания, любовная линия. Но в поэме Лермонтова «Мцыри» любовной линии тоже нет. И это принципиально.

Очень важен эпиграф к поэме. Первоначально был французский эпиграф, который в переводе означал «у каждого своё отечество» . Лермонтов заменил его эпиграфом из ветхозаветной книги царств:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Речь идёт о нарушении запрета и наказании за этот проступок.

В философской проблематике лермонтовской поэмы речь идёт о трёх днях свободы и преждевременной смерти.

Герой пуглив и дик, слаб и гибок, но:

«В нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Очень многое в поэме связано с контрастом между могучим духом и слабым телом.

Любому, кто читал поэму, понятно, что природа в этой поэме становится для героя воплощением родины, знаком подлинной жизни. Именно природа противопоставлена рутинному, бесцветному бытию в монастыре (рис. 7):

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Рис. 7. Исповедь Мцыри ()

Явно противопоставлены два мира: мир природы и мир монастыря, так же как противопоставлена свобода тюрьме.

Могучий дух отцов, который развивается в слабом ребёнке, - это и есть дух природы. Жизнь природная, естественная - это и есть жизнь горцев. А монастырь закрыт крепостной стеной. Здесь очень выразительный эпизод с грозой:

«Когда, столпясь на алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

обняться с бурей был бы рад!».

Бурю и грозу мы в стихах Лермонтова встречаем постоянно. Наверное, нет такого русскоговорящего человека, который бы не знал строчек:

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!».

Для Лермонтова этот мотив очень важный. Родство героя и грозы, бури не нуждается в отдельных комментариях.

Для Лермонтова последних четырёх лет его короткой, напряженной, насыщенной жизни природа всегда была знаком гармонии и покоя: «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я, но странною любовью». Нетрудно проследить контраст между этой гармоничной, спокойной природой и мятежным сердцем героя. Даже в раннем «Парусе» есть это. Эта схема работает у Лермонтова постоянно.

В поэме «Мцыри» есть звуки природы: вой, шум, гудение, волшебные странные голоса, которые ведут разговор о тайнах неба и земли. Мцыри слышит эти голоса, внимает им. Он одно из составляющих этого бесконечного разнообразия природы существ. Но природа для Мцыри становится не только другом, но и врагом. Он всё время сравнивает себя со зверем, иногда со змеёй, иногда с перелётными птицами. Не случайно есть два образа природы в этой поэме. Есть сад (рис. 8):

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это - гармония и величие.

Рис. 8. А. Ф. Грейв «В саду» ()

А есть тёмный лес (рис. 9):

«Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста...»

Рис. 9. Тёмный лес ()

Тёмный лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являются для него ориентиром, и заблудился в этом лесу.

Это палящий зной, где он уже не сравнивает себя со змеем, а змея является началом смерти:

Хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

Послышалась, или ручья

Ребячий лепет… Лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок .

Этого палящего зноя Мцыри не выносит.

Есть одна любопытная особенность, которую можно заметить, перечитывая эту поэму. Лермонтов употребляет словосочетание «прозрачная зелень листов» :

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Если прочитать лирику Лермонтова, то можно увидеть, что, как правило, листы у него засохшие, плоды несозревшие. Это наблюдается от стихотворения «Осень» 1822 года до стихотворения «Листок» 1841 года. Но в «Мцыри» природа в своей первозданной первосущности присутствует и славит творца. Только голос человека не участвует в этом общем хоре. Природа то дружественна, то враждебна. Вот зубчатый и тёмный лес:

«Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...»

В этой двойственности основа философского понимания природы и человека у Лермонтова.

Черты характера героя в дальнейшем повествовании не меняются. Как правило, романтический герой не меняется на протяжении произведения, он задан равным себе, он может только раскрываться. Мы ничего не узнаем ни о быте монастыря, ни о том, чем занимались монахи, чем занимался Мцыри. Мы даже не знаем, как он проводил свой день. Любопытен также тот факт, что в поэме нет ни одного имени собственного. Мцыри - это не имя. Мцыри - неслужащий монах, послушник (это примечание Лермонтова). Но грузинское слово мцыри значит ещё и пришелец, чужеземец. Герой поэмы одинок, он чужой в монастыре, который для него оказывается первоначально спасением, ведь его выходил монах (рис. 10).

Рис. 10. В монастыре ()

Представление Мцыри о том, какова его родина, тоже даётся достаточно пунктирно (рис. 11):

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы».

Рис. 11. Образ Родины Мцыри ()

Здесь ощущается явная отсылка к пушкинскому «Узнику» (рис. 12):

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..»

Рис. 12. А.С. Пушкин ()

Демонического героя в поэме «Мцыри» нет, по крайней мере может так показаться. Вот конец 10-й строфы:

«Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез».

Злой дух только упоминается. А между тем этот злой дух - герой одной из самых важных поэм Лермонтова, поэмы «Демон». В поэме «Мцыри», таким образом, оказывается две бездны. Одна бездна - куда исчезает злой дух, и другая бездна - голубой свод. «И прилежный взор, наверное, мог бы следить ангела полёт» - это тоже бездонное пространство.

Демоническая тема в русской литературе и в русской поэзии и прозе начала XIX века была довольно распространённой. Пушкин прошёл эту тему легко и быстро. У него есть стихотворение 1823 года «Демон». Серьёзного возвращения к этой теме у Пушкина больше не было.

У Лермонтова есть стихотворение «Мой демон»:

«Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей».

Демон - это падший ангел, библейский сюжет о том, как один из ангелов взбунтовался против господа и был низвержен. Демоническая тема наблюдается не только в творчестве Лермонтова, но и у его предшественников. Она связана прежде всего с богоборчеством. Если попытаться схематично и грубо сформулировать вопрос, то он звучит так: если в мире царит зло, то как это допускает Господь? Одно из двух: или он не может справиться с этим злом, и тогда он не всемогущ, или ему это зло не мешает, и тогда он не всеблаг. Отсюда и бунт-богоборчество, связанный с темой демона. На этом богоборчестве строится философия очень многих европейских и русских мыслителей, писателей первой половины XIX века.

С демоном связана ещё и тема одиночества, тоже очень лермонтовская.

Ещё один необычайно важный мотив связан с этой темой - тема высокого зла. Это означает, что мир погряз во зле. Противопоставить ему христианское всепрощение не означает справиться с этим миром. Противопоставить этому можно только высокое зло. Отсюда и лермонтовские герои, такие как Арбенин в «Маскараде», демон в поэме, Печорин в «Герое нашего времени». Но этого демонизма начисто лишена поэма «Мцыри»:

«Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу ль можно рассказать?»

Лермонтов так же, как и его предшественники, показывает почти в каждом крупном произведении, где есть демонические герои, стремление и возможность примириться с небом. Арбенин встречает Нину, чистое создание. Раз есть это чистое создание, значит, есть смысл в божьем мире, значит, примирение с творцом возможно. Но мнимая измена Нины рушит это краткое примирение. Арбенин мстит, он берёт на себя функции бога. Схожий сюжет и в «Демоне». Встреча Демона с Тамарой открывает возможность примирения с творцом, возможность гармонии в этом мире. Но сама эта встреча оказывается губительной для юной героини, и Демон опять остаётся один, погружённый в ещё большее ожесточение, в ещё более безнадёжное одиночество (рис. 13).

Рис. 13. Тамара и Демон ()

Если вы прочитаете такие произведения, как «Цыганы», «Кавказский пленник», «Гяур», «Корсар», вы увидите, что главный мотив всех этих поэм - герой, разочарованный, с холодной душой, бежит от родных мест, бежит из города в дикий край. Он бежит от людей. Мцыри же бежит к людям (рис. 14). Это принципиальная разница. Ходячий мотив изгнания Лермонтов переосмысляет:

«И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов».

Рис. 14. Побег Мцыри ()

Пламенная страсть Мцыри - это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.

Рис. 15. Грузинка ()

Центральный эпизод поэмы - бой с барсом (рис. 16).

Это сюжет древнего грузинского фольклора. Есть большая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтому Лермонтов, скорее всего, позаимствовал сюжет из грузинского фольклора.

Рис. 16. Бой с барсом ()

Встреча с барсом приобретает двойственные черты. С одной стороны, «обнявшись крепче двух друзей, и сам он завизжал как зверь» , а с другой стороны, это битва. С одной стороны, Мцыри хотел бы родную грудь прижать к своей груди, с другой стороны, это грудь врага. Этот поединок (и объятия, и смертельный бой) является кульминацией поэмы.

Есть ещё один сюжет, который обычно менее заметен, практически не остаётся в памяти. А он очень важен. Речь о галлюцинации Мцыри, о его полусне, полубреде и песне рыбки, которую он слышит. Если с барсом был смертельный бой, песня рыбки - это смертный покой:

«Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов».

Два этих эпизода перекрещиваются, сталкиваются в мотиве обречённости героя.

Ответ на вопрос: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» - прочитать в поэме нетрудно. Здесь тоже двойственность лермонтовской позиции. С одной стороны, трагическая обречённость героя:

«Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок…»

Очень важна метафора «в тюрьме воспитанный цветок» , который увядает под солнцем бытия.

А с другой стороны, сам этот порыв прекрасен. И не случайно поэма «Мцыри» стала одним из немногих произведений, которые Лермонтов напечатал при жизни.

В творчестве некоторых поэтов есть стихи, в которых как будто бы собраны, сплетены, сосредоточены основные мотивы их поэзии.

18-летний Лермонтов пишет одно из концентрированных стихотворений без заглавия:

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Проведём детальный анализ этого стихотворения.

Для Пушкина Байрон (рис. 17) - предмет необычайно сильного интереса, восхищения, поклонения в первой половине 20-х гг. Уже в «Евгении Онегине» Пушкин может себя отделить от Байрона:

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом».

Для Лермонтова Байрон останется поэтом номер один на всю жизнь. Он будет сравнивать свои впечатления, своё детство с детством Байрона, своё творчество. Это очень значимое имя для Лермонтова.

И всё-таки появляются строчки:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Следующая строка:

«Еще неведомый избранник…»

Очень важно существительное «избранник» . Герой Лермонтова всегда избранник судьбы, будь это Наполеон или лирический герой, Мцыри или Степан Калашников, Печорин или Арбенин. А в этом произведении употребляется слово «неведомый» , которое важно для Лермонтова, поскольку оно несёт в себе оттенок тайны, неразгаданности.

«Как он, гонимый миром странник…»

В этой строчке заключается ещё один мотив, свойственный всему творчеству Лермонтова («Дубовый листок оторвался от ветки родимый», «Тучки небесные, вечные странники»). Это постоянное движение:

«Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?»

Это весьма характерные для Лермонтова строчки. Он ощущает себя таким изгнанником. Но это ещё и рефлекс от судьбы Байрона, покинувшего свою Родину и уехавшего в Грецию сражаться за ее свободу.

«Но только с русскою душой…»

Как ни странно, но только у Лермонтова тема родины приобретёт личный, неповторимый, очень интимный поворот, свою интонацию. В стихотворении «Родина» Лермонтов четырежды скажет о странности этого чувства:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой».

«Но я люблю - за что, не знаю сам!»

«С отрадой многим незнакомой».

Это вообще очень интересная тема в творчестве Лермонтова. Для него это не теоретическая тема, он сражался с горцами, участвовал в кровопролитных сражениях.

«Я раньше начал, кончу ране…»

Мотив ожидания своей смерти у Лермонтова сквозной:

«Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: дар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт».

Эти строчки были написаны в 1837 году. А гораздо раньше Лермонтов напишет:

«Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!»

Лермонтов напророчил себе раннюю смерть, она произошла. Но Лермонтов не просто говорит о ранней смерти.

«Мой ум немного совершит…»

Ум у Лермонтова не свершитель, а, скорее, помеха. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов скажет:

«Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…».

То есть мысль должна уснуть, чтобы возможно было ощутить смысл бытия, почувствовать его. А обычно у Лермонтова мысль - то, что лишает человека способности действовать и наслаждаться жизнью:

«Мы иссушили ум наукою бесплодной».

«Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

«Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит».

Океан родственен душе романтического героя. Это было у Пушкина, это было у Байрона. Вот строчки Лермонтова:

«Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Бог молчит, и поэтому вся лирика Лермонтова - это исповедь. В «Мцыри» из 26 строф 24 - это исповедь героя. В «Герое нашего времени» из пяти повестей три - дневник Печорина. Только прямое слово героя может хотя бы приоткрыть его внутренний мир. Человеку со стороны этого знать не дано.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Sobolev.franklang.ru ().
  2. Feb-web.ru ().
  3. Philology.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите отличительные черты поэмы «Мцыри» от классических романтических поэм.
  2. Объясните роль природы в произведении. Приведите примеры из текста поэмы.
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что близко мне в характере героя поэмы «Мцыри».
«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе .


Цель :

Ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

Характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока

1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Б) Работа с иллюстрациями.

Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя.

Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3)

Слово учителя:

М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, - это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» - говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, - два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия .

Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

5. Домашнее задание : 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»

3. Перспективное задание – выучить наизусть

Отрывок из поэмы.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

НА ТЕМУ

«СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ»

ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Учитель Хайло Е.В.

ЦЕЛИ:

образовательные : продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.

ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.

ПЛАН УРОКА

    ОРГМОМЕНТ

    МОТИВАЦИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

    ПРОВЕРКА Д/З

а) лексическая работа

б) сообщения учеников

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) аналитическая беседа

б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)

в) самостоятельная работа

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ

а) создание проблемной ситуации

б) эвристическая беседа

    РЕФЛЕКСИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

2. МОТИВАЦИЯ

Соберите разрезанное высказывание

«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».

Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.

(ответы детей)

Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи - Мцыри.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Т. о. Тема сегодняшнего урока - СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока - раскрыть особенности характера Мцыри.

А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».

Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?

(необычайно широкая, свободная).

А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?

4. Д\З

а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?

(возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.

Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?

(Ценящий и любящий свободу).

Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.

(Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)

Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?

(Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).

5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Жизнь Мцыри в монастыре.

Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).

Какие же это черты? Найдите в тексте.

.. он был, казалось, лет шести......

.. Бродил безмолвен, одинок...

ВЫВОД:

Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта - это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)

Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).

Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.

О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)

Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.

    И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.

  • Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.

    Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.

* Я мало жил, но жил в плену..

Таких две жизни за одну

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

*Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

* Задумал я взглянуть на дальние поля...

* Я цель одну - пройти в родимую страну

Имел в душе.

ВЫВОД:

Какая же черта хар-ра двигала им?

(жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

    А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?

(зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.

(ГЛАВЫ 9, 10, 11).

    Что увидел Мцыри и узнал о жизни во время скитаний?

(гл. 6, 9, 10, 11).

ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе - значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?

(подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.

    Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к. дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?

ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)

    Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.

ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.

    Но природа не только прекрасна, она и опасна. (здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).

    Какую роль играют эти опасности?

(Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).

    Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.

    Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?

* Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.

* Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску - способность любить. (ТАБЛИЦА)

Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?

(Это еще не его родина, не его край отцов).

* Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.

(Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта - стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА В ИСПОЛНЕНИИ заслуженного артиста Чеченской республики РАМЗАНА УМАЕВА.

Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.

    Что же значит жить для героя?

(находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

    В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?

* Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.

* Он узнал, что смел и бесстрашен.

* Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.

* Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.

    В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?

    Да, Мцыри - это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

    Давайте вспомним, к какому литературному направлению относится поэма «МЦЫРИ»и почему?

(Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.

    Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.

    А если поэма - романтическая, то кем будет герой?

(Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь - борьба.

7. ОБОБЩЕНИЕ.

    • Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.

КАРТОЧКА

    • Почему погиб Мцыри?

Истоки трагедии Мцыри - это условия.....

Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................

Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................

Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................

Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.

8. РЕФЛЕКСИЯ

    Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение - миниатюру.

    1. Что для Мцыри - свобода?

    2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?

Я даю вам свободу выбора.

Мцыри как романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»,

Ввсеволожский район, Ленинградская область

Дудникова Любовь Семеновна

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение .

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте

Развивающие:

Развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

План урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2.Проверка домашнего здания.

Вопросы:

Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2.1Сообщение «История создания поэмы «Мцыри».

2.2 Работа с презентацией «Поэма «Мцыри» .

Вопросы:

Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. Сообщение «Истолкование эпиграфа к поэме»

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

Как эпиграф связан с темой произведения?

Определите идею.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Презентация 2 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (Повторение литературоведческих понятий, применение понятий при анализе поэмы «Мцыри»)

Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят обычно поэмы к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (То, о чем пишет автор)

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – главная обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Позиция автора, то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает)

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни. Такая композиция называется «рамочной».

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

3. Образ Мцыри как романтического героя.

- Расскажите кратко о содержании произведения

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Презентация 3 Общая характеристика романтизма

1.Романтизм – художественное направление в литературе, характерное для литературы стран Европы, России и США и выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года

2.Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией.

3.Романтический пейзаж: море, горы – символы величия, свободы, непокорности.

4.Писатели – романтики необычны во всем:

Темы романтических произведений: судьба отечества, памятники литературы, фольклор

Герои – яркие, незаурядные личности

Сюжет запутанный, овеянный дымкой таинственности

Необычен язык и стиль романтических произведений.

5.Главная ценность романтического героя – его свобода и идеалы. Романтический герой неотделим от авторского «я» и является носителем истинно человеческого авторского начала, которого лишена действительность.

6. Романтическое двоемирие: стремление романтического героя к идеальному миру, находящемуся за гранью земного. От тусклого, унылого, скучного «здесь», к очаровательному «там».

Сообщение «Мцыри» - романтический герой».

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. (1 группа)


    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.(2 группа)

    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. (3 группа)

    Выучить понравившийся отрывок наизусть (1 главу)

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить изучение поэмы « Мцыри»

2. Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.

3. Определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

4. Продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

1 Воспитывать интерес к творчеству поэта.

2 Воспитывать любовь к Родине, помочь осознать понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.

Тип урока: проблемный урок, аналитическая беседа;

Оборудование: текст поэмы

Пути анализа произведения: проблемно-тематический, анализ образа главного героя, художественных средств.

Приемы и методы изучения материала : беседа, метод творческого чтения, анализ.

Ход урока

(Эпиграф к уроку)

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?

( Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения

Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри», написанной в 1839 году.

Учитель: Какой вывод мы сделали на прошлом уроке?

Ученик: Поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем образ главного героя. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.

Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? Мцыри.

По-разному оценивают этот образ литературоведы и критики:

    Мцыри – это герой с демоническими чертами. (Н. Котляровский)

    Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)

    Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)

А вот какую оценку ему дал великий русский критик 19 в. Виссарион Григорьевич Белинский, запомните это имя, в 9 классе вам предстоит познакомиться с ним.

(читаю эпиграф).

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри? Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.

Ответы учеников.

2. Беседа по тексту.

Учитель: Какова же главная страсть героя?

Ученик: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине.

Учитель: Скажите, а что такое свобода?

- ответы учеников

Учитель: Каждый понимает свободу по-своему. А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну

Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Ученик: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

Учитель: О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить?

Ученик: Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.

Двоемирие (мир реальный и идеальный).

Учитель: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их.

Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11)

Учитель: Кто может сделать вывод?

Ученик: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

Учитель: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

( Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

Ученик: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

Учитель: Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев) –

. Учитель: Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик .

И слаб и гибок , как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов . …

…Даже слабый стон из детских

губ не вылетал

И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок

Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.

Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

Судьбой монах” (божий человек, чистый).

Учитель:

А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты (во многих главах) говорят о стремлении к свободе.

Учитель: Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.

Вывод. Учитель: Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.

Учитель: Что же успел совершить Мцыри на воле?

Ученик: (занесём в таблицу).

Черты характера

Цитаты (одна – две)

Бегство из монастыря, попытка

Встреча с грузинкой

Бой с барсом


1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание

любить и быть любимым.

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и

восторг победы.

Учитель: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?

Ученик: ЖИЗНЬ! . В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Учитель: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

Ученик: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой».

Учитель: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри!

Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение»

Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

Учитель: Какова последняя просьба главного героя?

Ученик: ( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт …)

Учитель: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненное отчаяния и безнадёжности?

Ученик: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.

Учитель: Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем. Личность Мцыри многогранна, так как впитала в себя картины родной природы.

Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова.

Литературная игра.

"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

Мозговой штурм (идея создания оригинального памятника Мцыри)

Сегодня мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня, в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли сегодня место проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?

Ответы учеников

Домашнее задание.

1. Отрывок наизусть. Выразительное чтение (необходимо проанализировать, передать все чувства, эмоции). Отрывок должен быть логически и по смыслу закончен. Объем: не менее 26-30 строк.

2. Н. В. Гоголь «Ревизор» читать полностью

3. Презентация по биографии Н.В.Гоголя, история создания