Звуки с ц занятие в старшей группе. Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков, »

Конспект НОД по звуковой культуре речи.

Тема: «Дифференциация звуков [с], [ц]».

Программное содержание:

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.

2. Упражнять в определении позиции звука в слове.

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1) Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон»? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4 . Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5 . Игра «Слушай – и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами )

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».

Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки

В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Ребята, отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек».

А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Громко.

Тихо.

Скворцы и синицы – весёлые птицы .

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Громко.

Тихо.

12. Подведение итогов:

С какими звуками мы сегодня работали?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.


Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] - [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи .

Тема : «Дифференциация звуков [с] , [ц]» .

Программное содержание :

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с] , [ц] на слух и в собственной речи , отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками .

2. Упражнять в определении позиции звука в слове .

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса , совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование : магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки : слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы : огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка» .

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон» ? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно . На что похоже? (на звук сдувающегося шарика )

- Давайте покажем : вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с .

Придумайте слова, в которых есть звук с . (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

А теперь послушайте другую загадку :

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля» ? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц . (Произносят)

На что похож этот звук ? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц .

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц .

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка ? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка ? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц . А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах . На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол» .

Пальчиковая гимнастика «Ножницы» .

Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы» .

Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки

В слове стол где находится звук звук с ? (в начале слова)

(в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Ребята, отгадайте загадку :

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц где находится звук ц ? (в конце слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка .

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек» .

А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек» . У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц . Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку :

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

12. Подведение итогов :

С какими звуками мы сегодня работали ?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш .


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.

Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).

Закрепить умение ставить предложение.

Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).

    Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова, фишки; Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.

    Словесно – дидактические игры:

    «Дополни предложение»

    «Подскажи словечко»

    «Придумай слово с заданным звуком»

    «Кто позвал?»

    «Кто как кричит?»

    «Что делают за ширмой?»

    Настольно - печатные игры:

    «Логопедическое лото»

    «Найди картинку на заданный звук»

    «Отгадай загадку, найди отгадку»

    «Что перепутал художник?»

    «Сравни картинки»

    «Что спряталось в рисунке?».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).

Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)

А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).

О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).

А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ; ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Дети садятся на места.

Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.

Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).

Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.

Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).

Послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).

Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).

Давайте повторим потешку все вместе:

    Громко и медленно;

    Тихо и быстро.

Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:

    Весёлая лошадка;

    Грустная лошадка;

    Сердитая лошадка;

    Ленивая лошадка.

Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?

Ч-Ч-Ч; Ц-Ц-Ц; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц;

Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц;

ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ;

ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Программное содержание: Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой скороговоркой.

Оборудование : зеркальца на каждого ребенка; картинки с изображением слов мешочек с зеленными и синими фишками; пять пирамидок одного цвета; набор картинок, изображающих сутолоку, сурового человека, суровый климат, суровую дорогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 22»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

выполнила: воспитатель Мучкаева Екатерина Константиновна

Элиста 2016

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой скороговоркой.

Оборудование : зеркальца на каждого ребенка; картинки с изображением слов слон, синий, поцелуй, снегирь, птица, сорок, сырок, целый, птенец; мешочек с зеленными и синими фишками; пять пирамидок одного цвета; набор картинок, изображающих сутолоку, сурового человека, суровый климат, суровую дорогу.

Ход занятия .

Проводится с зеркалами. Воспитатель произносит звуки с и ц. Просит повторить детей звуки, посмотреть правильно ли они растягивают губы, держат зубы, держат язычок. Воспитатель проверяет правильное произношение, правильную постановку речевого аппарата. Собирает зеркала.

Воспитатель: Давайте договоримся, если вы услышите звук с , хлопните в ладоши один раз. А если услышите звук ц , хлопните в ладоши два раза.

Воспитатель произносит то звук с, то звук ц , проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики.

Воспитатель: Эти звуки встречаются во многих словах. Какие звуки вы слышите в словах: слон, синий, поцелуй, снегирь, птица, сорок, сырок, целый, птенец. Молодцы!

Воспитатель: Сейчас я прошу вас достать из мешочка фишки. Кому достались синие фишки, занимают места за столом с синей коробкой. Кому достались зеленные фишки, занимают места за столом с зеленой коробкой.

Воспитатель: Откройте коробки. Вы видите разные картинки. Вас я попрошу найти картинки изображающие слова со звуком с. А вас я попрошу найти картинки изображающие слова со звуком ц.

Самостоятельная групповая работа. Совместная с воспитателем проверка.

Физминутка Воспитатель: Молодцы! Сейчас подойдите ко мне, встаньте в кружочек.

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица,

Над цветком пчела кружится.

Воспитатель выставляет 5 пирамидок.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам про сорок сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с , столько же пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете правильно – получите пирамидку.

Сорок сорок

В короткий срок

Съели сырок.

Дети определяют слова. Правильно определившие получают пирамидки. Дети хором повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова. (сорок, сорок, срок, съели, сырок).

Воспитатель: Эта рифмовка про сорок сорок – скороговорка. Поэтому произносить ее надо очень быстро и четко выговаривать слова. Предлагаю вам повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.

После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.

Воспитатель: Какие звуки мы сегодня учились различать? А теперь послушайте слова суровый, сутолока . Здесь присутствуют эти звуки? Как вы понимаете эти слова.

Суровый: 1. О человеке – очень строгий.

2. о мерах наказания – беспощадный, жестокий;

3. о человеке – сердитый, угрюмый;

4. очень тяжелый, трудный, полный испытаний;

5. Неблагоприятный для жизни, существования.

Сутолока – это беспорядочное хождение, толкотня, толчея.


Тема : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»

Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в чтении скороговорки; развивать чувство юмора; воспитывать интерес к занятию и к слову.

Словарь : цитрусовые, царапина, цыпки, кормилица.

Подготовка воспитателя : изучила конспект занятия в пособии Гербовой В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.; 1982.; программу «Радуга» Доронова Т.Н.,М.; 2000.; подобрала картинки к занятию.

Предварительная работа : 1.выучить физминутку:

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

Оборудование:

Организация детей : сидят полукругом.

Ход занятия

Приёмы обучения

Произношение звуков

Вопросы

Объяснение

Поощрение

Объяснение на задание

Объяснение

Показываю картинки

Вопрос

Ответы детей

Название слов из словаря

Вопрос

Объяснение слов

Что теперь буду я делать?

Повторное чтение

Вопросы

Ответы детей

Разъяснение

Вопрос

Ответы детей

Объяснение слова

Установка на чтение

Хоровое повторение

Хоровые повторения

Поощрение

Молодцы, ребята!

Проведение физминутки

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

Стоит в лесу, тесовый дом,

Дом гнома!

А в нём живёт весёлый гном,

Гном – дома!

Вопросы

Поощрение

Молодцы, ребята!

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок!

Вопрос

Подведение итогов, вопросы

Что мы сегодня делали?

Какие новые слова узнали?

Поощрение детей

Предварительная работа : 1.выучить физминутку:

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

2.выучить стихотворение «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками с-ц, пирамидки 7 штук.

Организация детей : сидят полукругом.

Ход занятия

Приёмы обучения

Произношение звуков

Ребята, наш язычок знает много песенок, и произнесу звуки (произношу звуки с-ц)

Вопросы

Чья песенка «с»? (воды). Чья песенка «ц»? (белочки). Давайте повторим звуки с-ц.

Хоровые и индивидуальные повторения

Объяснение

Дети, сейчас буду произносить звуки с-ц. Если вы услышите звук «с», делайте руками движения, как будто вы умываетесь. Показывая, не следует касаться руками лица. (показываю движения). А если услышите звук «ц», махните кистью правой руки, как машет своим пушистым хвостом.

Произношение слов с интонированием звуков «с», «ц»

Произношу слова то со звуком «с», то со звуком «ц»: сумка, колос, миска, царь, яйцо, курица, астра, цапля, сова.

Поощрение

Молодцы, правильно ориентировались со звуками.

Объяснение на задание

Дети, теперь сами назовите слова или имена, где присутствуют звуки с-ц.

Хоровые и индивидуальные называние слов

Объяснение

Дети, эти звуки встречаются во многих словах.

Показываю картинки

Ребята, покажите какой звук слышится в словах (сыр, цирк, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик)

Вопрос

Дети, назовите слова со звуком «ц»?

Ответы детей

Название слов из словаря

Цитрусовые, царапина, цыпки, цифра

Вопрос

Ребята, вам все слова знакомы?

Объяснение слов

Цитрусовые – это фрукты: апельсины, лимон; царапина – рана от ветки; цыпки – покраснение на коже; цифра – знаки, числа: 1, 2, 3, 4 …

Чтение стихотворения «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.

Пропала кормилица – синяя курица,

Что теперь буду я делать?

По будням несла она три яйца,

А по воскресеньям – по девять

Повторное чтение

Вопросы

Дети, все ли в ней, правда? Может ли курица снести за один раз три или девять яиц?

Ответы детей

Разъяснение

Курица не может нести три яйца по будням и девять – по воскресеньям. Курица может за день снести три яйца.

Вопрос

Дети, как понимаете слово кормилица?

Ответы детей

Объяснение слова

Кормилица так называли женщин, которые кормили и ухаживали за детьми в старину.

Установка на чтение

Ребята, давайте проговорим песенку вместе

Хоровое повторение

Выставление пирамидок, вопрос, задание

Дети, в песенки три слова со звуком «ц». Давайте найдём их? Повторите первые две строчки текста. И назовите слова, где встречается звук «ц»? Затем читайте следующие строчки (за каждый правильный ответ убираю пирамидку)

Хоровые повторения

Поощрение

Молодцы, ребята!

Проведение физминутки

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

Чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Мориц

Стоит в лесу, тесовый дом,

Дом гнома!

А в нём живёт весёлый гном,

Гном – дома!

Вопросы

Сколько пирамидок я достала? Назовите слова со звуком «с»? (по той же системе, что со звуком «ц»)

Поощрение

Молодцы, ребята!

Напоминание скороговорки про сорок

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок!

Вопрос

Хоровые и индивидуальные повторения (2-4 раза)

Подведение итогов, вопросы

Что мы сегодня делали?

С какими звуками познакомились?

Какие новые слова узнали?

Поощрение детей

Занятие закончено. Все молодцы.



Образование для всех людей
2024 © novoselskoe-rk.ru