Воспитание словом. Поэзия В

Владимир Маяковский – один из первых поэтов, развивших в детских стихотворениях тему современности с житейскими примерами. Его произведениям не чужды гражданский пафос и политический характер. Читатель не только получает удовольствие от созданного автором волшебного мира рифмы, но и узнает окружающую его действительность. Простота, оригинальность и детский слог стиха до сих пор не оставляют никого равнодушным.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо?». Пожалуй, самое известное детское стихотворение Маяковского повествует о разговоре отца с сыном. Мальчик задает вопрос, выведенный в название произведения, и родитель на примерах разъясняет крохе о хорошем и плохом. Он говорит о погоде, гигиене, отношении к беззащитным, трусости и храбрости… Выслушав советы отца, ребенок осознает, что с самого детства человек должен стараться не быть «свиненком», чтобы, когда он вырастет, не стать «свином». Для своего же блага следует быть хорошим, а не плохим. Читать само стихотворение…
  2. «Кем быть?». При воспитании ребенка важно настроить его на определение в профессиональном будущем. Маяковский от лица подростка предоставляет выбор юным читателям. Каждая профессия лучше другой, и от каждой можно получать удовольствие. Будь это плотник, доктор или матрос, герой подчеркивает их пользу обществу и проникается желанием овладеть тем или иным мастерством, лишь бы его научили, как работать. Читать само стихотворение…
  3. «Прочти и катай в Париж и Китай». Владимир Маяковский выезжал за границу почти ежегодно, с 1922 года, и считал общение с людьми из разных стран заменой чтению книг. Он даже два раза собирался отправиться в кругосветку. В детском стихотворении он реализует свое желание, посетив Францию, Америку, Японию, Китай и вернувшись в Москву. Сам поэт намекает на пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше», — описывая странный для него заграничный мир. Земля начинается с Кремля, а через 15 дней ребята уже в столице Советского Союза. На удивление исходом приключения Маяковский приводит сравнение планеты с мячиком в руке у мальчика.
  4. «Эта книжечка моя про моря и про маяк». В этом стихотворении мотив борьбы человека со стихией медленно переходит в посыл помогать людям. Дядя Маяковский на примере смотрителя маяка призывает трудиться во благо обществу. Часто от одного рабочего, следящего за огоньком на берегу бухты, зависит жизнь тех, «кто ночью плыть не могут». Трагические картины кораблекрушения устраняются работой одного человека, который, казалось бы, не в состоянии спасти целый корабль в одиночку. Читать само стихотворение…
  5. «История Власа - лентяя и лоботряса». Говорящая фамилия Власа Прогулкина намекает на основную мысль стихотворения. Здесь представлена сатира на ленивого школьника, который любил почитать журнальчик вместо того, чтобы идти спать, а потом опаздывал на уроки и прогуливал их. Из среднестатистического ненавистника мучительных школьных лет вырос уволенный с работы пьяница. Из маленького недостатка рождается большая проблема, не только для самого Власа, но и для людей вокруг. Доступным для детей языком автор остерегает читателя от лени и напоминает о важности образования.
  6. «Что ни страница, - то слон, то львица». Юмор, воображение и лаконичность, — вот что необходимо для жанра стихотворной подписи к рисункам. К тому же художник должен без труда разобраться в задумке поэта. И Маяковский прекрасно справляется с этим жанром. Детская непосредственность и внимание к ярким деталям помогают ему по-детски взглянуть на мир животных. Указывая на размер слонов, он добавляет: «Для таких мала страница, дали целый разворот», — а, говоря о смешном виде обезьяны, сравнивает ее с человеком.
  7. «Тучкины штучки». Еще одно стихотворение, отражающее детскую способность к воображению. Тучки в глазах лирического героя превращаются в людей, верблюдиков и слоников, а солнце – в желтого жирафа. Сравнения, эпитеты и олицетворения придают жизни безмолвному пейзажу. Облака пугаются, бегают, проявляют любопытство. Как ни странно, написано было произведение в 1917 году, в разгар революции, за что поэт-бунтарь даже подвергся критике. В отличие от многих творений Маяковского, здесь нет особого посыла, призыва к действию, а просто передается впечатление человека, посмотревшего в небо.
  8. «Песня-молния». Нельзя забывать, что Владимир Владимирович Маяковский – поэт революции. Среди детских стихов часто упоминаются пионеры. Стихотворение «Песня-молния» сначала было опубликовано под названием «Вперед» в связи с Первым Всесоюзным пионерским слетом в Москве. Когда поэт читал его перед пионерами, он объявил произведение под новым названием, которое за ним и закрепилось. Автор называет республику мамой, рабочий класс – папой, а ВКП (Всесоюзную коммунистическую партию) – вожатым. Революционный пафос вполне соответствует основной направленности лирики Маяковского. Читать само стихотворение…
  9. «Авиачастушки». Стихотворение написано в честь создания мощного советского воздушного флота. Лирический герой – пилот, обгоняющий любую птицу и сражающийся с пожарами и саранчой. Человек возвышается над природой и летит сквозь облака. «Частушки» действительно написаны в веселой манере, летчик будто дразнит всех, кого ему удается обогнать. Технический прогресс довел человека до способности летать, о чем мечтает каждый ребенок. Читать само стихотворение…
  10. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихи Маяковского для детей – одна из самых существенных и непревзойдённых страниц в детской литературе. Маяковский любил детей, и не просто любил, он их понимал. У знаменитого поэта неповторимый слог, он особо нравится детям. Импонирует ребятам и тематика автора. Обо всём на свете Маяковский умел рассказать так, что становилось особо понятно: что и почему. Всё разложить по полочкам, добавить стихотворные художества – в этом заслуга великого мастера.

«Что ни страница
То слон, то львица»

Льва показываю я,
Посмотрите, нате -
Он теперь не царь зверья,
Просто председатель.

Этот зверь зовется лама.
Лама дочь
И лама мама.

Маленький пеликан
И пеликан-великан.
Как живые в нашей книжке

Слон,
Слониха
И слонишки.
Двух- и трехэтажный рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде хвост
Под названьем «хобот».
Сколько им еды, питья,
Сколько платья снашивать!
Даже ихнее дитя
Ростом с папу с нашего.
Всех прошу посторониться,
Разевай пошире рот, -
Для таких мала страница,
Дали целый разворот.

Крокодил. Гроза детей.
Лучше не гневите.
Только он сидит в воде
И пока не виден.

Вот верблюд, а на верблюде
Возят кладь
И ездят люди.
Он живет среди пустынь,
Ест невкусные кусты,
Он в работе круглый год -
Он,
Верблюд,
Рабочий скот.

Кенгуру.
Смешная очень.
Руки вдвое короче.
Но за это
У ней
ноги вдвое длинней.

Жираф-длинношейка -
Ему
Никак
для шеи не выбрать воротника.
Жирафке лучше:
Жирафу-мать
Есть
Жирафёнку
За что обнимать.

Обезьян.
Смешнее нет.
Что сидеть как статуя?!
Человеческий портрет,
Даром что хвостатая.

Зверю холодно зимой.
Зверик из Америки.
Видел всех.
Пора домой.
До свиданья, зверики!

«Майская песенка»
Зеленые листики —
И нет зимы.
Идем
Раздольем чистеньким —
И я,
И ты,
И мы.
Весна сушить развесила
Свое мытье,
Мы молодо и весело
Идем!
Идем!
Идем!
На ситцах, на бумаге —
Огонь на всём.
Красные флаги
Несём!
Несём!
Несём!
Улица рада,
Весной умытая.
Шагаем отрядом,
И мы,
И ты,
И я.

«Что такое хорошо
И что такое плохо»
Крошка сын
К отцу пришел,
И спросила кроха:
— Что такое
Хорошо
И что такое
Плохо?

У меня
Секретов нет.
Слушайте, детишки,-
Папы этого
Ответ
Помещаю
В книжке.

— Если ветер
Крыши рвет,
Если
Град загрохал,
Каждый знает —
Это вот
Для прогулок
Плохо.

Дождь покапал
И прошел.
Солнце
В целом свете.
Это очень хорошо
И большим и детям.

Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице, —
Ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.

Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:
— Не трожь тех,
Кто меньше ростом!-
Этот мальчик
Так хорош,
Загляденье просто!
Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
Плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он — хороший мальчик.

От вороны карапуз
Убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
Хорошо,
В жизни пригодится.

Этот в грязь полез и рад.
Что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Он плохой, неряха.

Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он, хотя и маленький,
Но вполне хороший.

Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
Вырастет из сына
Свин,
Если сын – свиненок.

Мальчик радостный пошел,
И решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо».

Введение. 3

1. Общественно-политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». 4

2. Образы детей в стихах. 7

3. Своеобразие поэтической манеры, сатира и юмор, лиризм, сочетание игровых и дидактических элементов. 8

4. Практическое задание. Рассказ о поэте, доступный восприятию старших дошкольников. 11

Заключение. 13

Литература. 14

Введение

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

"Трудно назвать какие-либо еще произведения, в 20-х годах, равные его стихам по силе революционного воздействия на широкие массы детей, по силе влияния на развитие литературы для детей...

Сказка из современной жизни и пионерская песенка, политическая лирика и сатирические стихи, лирическая поэма, воспевающая труд и будни социалистического строительства, и рассказы в стихах (о животных, о путешествии, на этические темы), публицистический очерк и фельетон в стихах - вот далеко не полный перечень тем и жанров произведений издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1961, стр. 5).

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г.; стихотворение было написано им за две недели до смерти.

Каждое новое стихотворение для детей было своеобразной декларацией поэта-новатора. Его "Детская" полюбилась маленьким читателям сразу. "Книжки его расхватывают как воду в знойный день..." - свидетельствовала "Вечерняя Москва" (1930, 15 июля).

Характерно, что в "Детской" наряду с героями произведений возникает и образ лирического героя - поэта. Он не только показывает, но и объясняет жизнь детям.

Его "Детская" - Лирическое познание жизни.

Дети - будущее страны. Ощущение стремительного движения жизни, жажда познания, деятельности, страстность чувств и мыслей - это главное, что характеризует детские стихи Маяковского. Ребенок чувствует себя в "Детской" хозяином. Он на равных с лирическим героем - поэтом. Он стремится подражать ему, поступать так же, как и лирический герой произведений. "Детская" - это многокрасочный, многозвучный мир, в котором "все работы хороши".

Для взрослых Маяковский написал "Хорошо!" и "Плохо" (под последним названием можно условно объединить всю его сатиру, включая пьесы "Клоп" и "Баня"), а для детей он пишет "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Когда В.В. Маяковский (1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван - «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.

В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах - будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню - в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее.

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Когда-то в одном из ранних стихотворений поэт бросил такую кощунственную фразу: “Я люблю смотреть, как умирают дети”.

Мы не знаем, о чём думал Маяковский, когда писал эти слова. Возможно, имелось в виду, что дети должны как можно скорее переставать быть детьми, вырастать, превращаться во взрослых.

1.Общественно–политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий».

Стихи Маяковского для детей - одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много - несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей? Одна из причин этого успеха в том, что поэт не ограничивал содержание своих произведений специальными «детскими» темами, не «подделывался» под «добренького дядю», все знающего и все понимающего. Однако главное не в этом.

Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей - он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал запросы «детской души» и охотно отзывался на них. Еще в 1918 году В. Маяковский предполагал издать сборник стихов под названием «Для детков». Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных «детских» тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.

В этом отношении огромный интерес представляет «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925). По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 - и 12 вместе всем.

К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала «Сказки»: «Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников». А затем сразу же дается образ буржуя - отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

  • Петин папа и, как важный господин,
  • был преважным: в целом доме
  • в доме жил пятиэтажном жил один.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», «угнетателем зверей», оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:

  • Полюбите, дети, труд - как написано тут. Защищайте
  • всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Произведения В.В.Маяковского для детей Выполнила студентка 3нА группы Дроздова Нина

2 слайд

Описание слайда:

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта. Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе. Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

3 слайд

Описание слайда:

Маяковский говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно.» В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

4 слайд

Описание слайда:

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок: Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 - и 12 вместе всем. В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы: * Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. * Грязен он, по-моему, как ведро с помоями. Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»…

5 слайд

Описание слайда:

В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема произведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой.

6 слайд

Описание слайда:

Ключ к пониманию стихотворения «Конь-огонь». Поэт наглядно показывает, что в изготовлении детской игрушки принимают участие не только мастера игрушек, но и рабочие писчебумажной фабрики, которые представили «три листа отличнейшей картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы конь получился на диво. Этот прием позволил ему решить и другую, не менее важную задачу - показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой. Тот факт, что превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого, происходит на глазах у ребенка, делает рассказ Маяковского особенно впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление его любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним.

7 слайд

Описание слайда:

В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей. * Кличет книжечка моя: * Дети, будьте, как маяк! * Помни про школу - только с ней станешь строителем радостных дней! * Полюбите, дети, труд, как написано тут. * Вот и вырастите истыми Силачами! Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир.

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса.

Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г. На заседании комиссии отдела изобразительных искусств Наркомпроса он выступил с докладом о программе выпуска иллюстрированных изданий, в том числе иллюстрированного сборника своих стихов для детей.

Маяковский написал для детей более 20 произведений. Среди них стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон. Поэт создал несколько сценариев детских фильмов. Он был сотрудником « Пионерской правды», журнала « Пионер» и «Еж». В условиях острой идеологической борьбы 20-х Маяковский выступал в защиту темы современности и новых героев в поэзии для детей, против вульгарности и опошления этой темы. Он отстаивал право на существование новой современной литературной сказки, современной поэзии для детей. Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудом. По словам поэта, он хотел «ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходам к вещам».

Его первым произведением для малышей была « Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925) . Этой литературной сказкой Маяковский раскрывает перед маленькими читателями сложный для него мир классовых отношений. С одной стороны – новые, гуманистические идеалы, утверждение которых связано с победой пролетариата. С другой стороны – эгоизм, бесчеловечность, характерные для доживающего последние дни непманского мира. Так детская литературная сказка под пером Маяковского приобретает приобретает политические черты.

В сказке вокруг каждого героя свой мир. Светлый, добрый – мир Симы (семья Симы, октябрята, щенок обиженный Петей, звери и птицы, защищающие щенка). Темный, злой – мир Пети и его родителей.

Сатирический гротеск используется поэтом при создании образа Петиного отца:

Очень толстый,

очень лысый,

злее самой злющей крысы.

В лавке сластью торговал,

даром сласти не давал.

Сам себе под вечер в дом,

сто пакетов нес с трудом

Сатиричен и образ Пети. В нем подчеркивается черты жадности, обжорства, неряшливости:

варенье в вазе,

прямо в вазу мордой лазит.

Грязен он, он по-моему,

как ведро с помоями

Во время обсуждения этой сказки в 1925 г. некоторые педагоги и критики высказывали недовольство применением слов и выражений сниженной лексики («морда», «дрянь» и т. п). однако подобные слова были необходимы поэту для сатирического разоблачения негативных характеров, для обличения мещанства и обывательщины.

В образах Симы и его отца прежде всего подчеркивается любовь к труду. Сима во всем старается быть похожим на отца: трудится, «вперегонки» с ним, «смастачил» шлем с красной звездой.

В 1925 г. поэт пишет и другое произведение – «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». В этом произведении глазами ребенка увидены и красноармеец, дело которого «защищать и маленьких и больших», и здание Моссовета, в котором взрослые заботятся, «чтоб счастливо жили дети», и рабочий, которым сделано «все на свете», и крестьянин, чьими руками посеяна рожь для «краюхи хлеба». Все это добрый мир реальной, не сказочной жизни. Так же, как в «Сказке о Пете и Симе», этот мир противопоставлен «темному»: церкви, в которой молятся богу старухи, буржую, который способен только есть и гулять, даме-бездельнице. Стихотворение написано в жанре стихотворной подписи к картинке, которому Маяковский не раз обращался в своих стихах.

В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя – ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной попист, или, как его еще называют, подписи к картинке. Книжки – картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе.

Чтобы достичь подлинной художественности, стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых быть лаконичной; во-вторых, как выражался Чуковский, графичной, т.е давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает предельной остротой.

Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, увсовершенствовать не только в области содержания, но форм.

«Что ни страница – то слон, то львица» - сюжетное стихотворние, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности: «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создаются облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка.

1926-1929 – годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей. Ему удается написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией («Эта книжечка моя про моря и про маяк», 1926) . о разных странах света («Прочти и катай в Париж и Китай», 1927), о человеке-труженике («Конь-огонь», 1927), о выборе юношеством профессии («Кем быть?», 1928)

В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда. В разных аспектах поэт вновь и вновь возращается к ней. Средствами сатиры борьбу с невежеством, ленью и тунеядством он ведет в стихотворении «История Власа – лентяя и лоботряса» (1926).

Особое место в «детском творчестве» Маяковского занимают пионерские стихи и песни: «Возьмем винтовки новые» (1927), «Майская песенка» (1929), «Песня молния» (1929) – первые произведения, созданные для детей в жанре политической лирики.

Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др. Для всех его стихов характерна разговорная интонацмя, богатство используемой лексики. Маяковский вводит в стихи живую речь взрослых и детей, диалектизмы, просторечия, новые слова, рожденные эпохой («пролетарий», «буржуй») и авторские неологизмы («море синеволное»). В целях усиления смысла поэтической речи и акцентрирования звучания слова м фразы он ввел ступенчатое построение стиха или разбивал слово на слоги. У Маяковского поэты учились «искусству говорить с детьми» непринужденно, как с равными, не принижая ни тему, ни читателя, не обедняя стих.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Продолжали и развивались творческие принципы, утвержденные Маяковским в детской поэзии, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков и другие поэты.