Теоретическая и историческая поэтика. Поэтика историческая

В котором изучается генезис (происхождение), развитие литературных жанров , литературных произведений , литературных стилей. Историческая поэтика предшествует теоретической поэтике, в обязанности которой входит изучение теории литературы в синхронии . Историческая поэтика изучает теорию литературы в диахронии . История литературы как история эволюционного развития литературных форм - вот в сущности ядро «исторической» поэтики, наиболее ярким и крупным представителем которой по праву считается А.Н.Веселовский . Исходным моментом в работе этого учёного является стремление «собрать материал для методики истории литературы, для индуктивной поэтики, которая устраняла бы её умозрительные построения, для выяснения сущности поэзии - из её истории». С помощью такого индуктивного исследования чисто эмпирическим путём мыслится осуществление грандиозного замысла «исторической» поэтики, которая бы охватила развитие литературных форм всех времен и народов. Здание «исторической» поэтики осталось незавершенным.

Однако у дела А. Н. Веселовского было немало продолжателей, в числе которых стоит назвать прежде всего Ю. Н. Тынянова, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинского. В советские годы Веселовский был объявлен «буржуазным космополитом», его работы замалчивались, а историческая поэтика подвергалась нападкам. Однако начиная с 70-х годов XX века начинается возрождение интереса к данной дисциплине. Появляется несколько сборников, посвященных исторической поэтике, активно обсуждается её проблематика. С конца 90-х годов в РГГУ читается курс С. Н. Бройтмана «Историческая поэтика», построенный главным образом на понимании истории художественного образа как ядра исторической поэтики.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 2

    Просмотров:

ТЕОРИЯЛИТЕРАТУРЫ

В ДВУХ ТОМАХ

Под редакцией Н.Д.Тамарченко Том 2

С. Н. БРОЙТМАН

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено

Советом по филологии Учебно-методического объединения

по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

021700 - Филология


УДК 82.09(075.8) ББК 83я73 Т338

Рецензенты:

теории литературы Тверского госуниверситета И. В. Фоменко;

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и истории литературы Самарского муниципального

университета Наяновой В. Ш. Кривонос

Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. Т338 высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко. -Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. - 368 с.

ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2)

ISBN 5-7695-1690-9

Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, кото­рая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад рус­ским ученым А.Н.Веселовским, она все еще находится в состоянии ста­новления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд - первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения -происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литера­туры и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и ев­ропейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и япон­ская литературы).

Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть реко­мендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и ши­рокому кругу читателей.

УДК 82.09(075.8) ББК 83я73


ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2) ISBN 5-7695-1690-9


© Бройтман С.Н., 2004

© Образовательно-издательский центр

«Академия», 2004 © Оформление. Издательский центр

«Академия», 2004

Ч асть третья

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

Введение................................................................................................................ 4

§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика

и история литературы....................................................................... 4



§ 2. Предмет исторической поэтики......................................................... 5

§ 3. Метод исторической поэтики............................................................. 7

§ 4. Периодизация истории поэтики....................................................... 12

Р а з д е л п е р в ы й. Поэтика эпохи синкретизма .................................... 14

Г л а в а 1. Синкретизм как художественный принцип..................................... 14

§ 1. Понятие синкретизма....................................................................... 14

§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом

сознании и искусстве...................................................................... 15

§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта................................ 18

Г л а в а 2. Субъектная структура эстетического объекта

в поэтике эпохи синкретизма.......................................................... 20

§ 1. Понятие субъектного синкретизма................................................. 20

§ 2. Истоки субъектного синкретизма................................................... 22



§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм

высказывания................................................................................... 28

§ 4. Субъектный синкретизм на уровне

композиционного целого................................................................ 30

Г л а в а 3. Словесный образ в эпоху синкретизма........................................... 32

§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса

и исходной формы образа.............................................................. 32

§ 2. Эволюция образного сознания........................................................ 36

§ 3. Кумуляция и параллелизм............................................................... 38

§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая

семантика и своеобразие................................................................ 46

Г л а в а 4. Сюжет в эпоху синкретизма............................................................. 51

§ 1. Сюжет и проблема семантической границы

в эпоху синкретизма....................................................................... 51

§ 2. Мотив и сюжет................................................................................. 53

§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема.............................................. 57

§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем........................... 63


Г л а в а 5. Литературные роды в эпоху синкретизма....................................... 72

§ 1. Определение литературного рода и теория

исходного синкретизма родов........................................................ 72

§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом

синкретизме и выделение его эстетической функции................... 74

§ 3. Проблемы лироэпических песен..................................................... 81

§ 4. Способ исполнения как родовой критерий:

пение, речь и наррация................................................................... 82

§ 5. Способ изображения и дифференциация родов............................. 84

1. Эпос............................................................................................ 84

2. Драма.......................................................................................... 86

3. Лирика......................................................................................... 91

Г л а в а 6. Жанры в эпоху синкретизма.......................................................... 100

§ 1. Понятие жанра............................................................................... 100

§ 2. Исходный жанровый синкретизм.

Три этапа дифференциации.......................................................... 101

§ 3. Доминанта функциональной роли жанра.

Развитие тематики и топики......................................................... 110

Р а з д е л в т о р о й. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика ... 117
Г л а в а 1. Художественные принципы эйдетической поэтики..................... 117

§ 1. Новая стадия в истории поэтики................................................... 117

§ 2. Эйдос как порождающий принцип............................................... 118

§ 3. Эйдос, рефлексия и канон............................................................. 121

Г л а в а 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике................................... 123

§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива... 127

ситуации........................................................................................ 133

характера...................................................................................... 138

Г л а в а 3. Словесный образ в эйдетической поэтике.................................... 141

§ 1. Словесный образ в европейской поэтике.

Статус слова: «готовое» и «чужое» слово.................................. 141

§ 2. Система тропов............................................................................. 145

§ 3. Словесный образ в индийской поэтике........................................ 151

§ 4. Словесный образ в японской поэтике........................................... 157

§ 5. Словесный образ в китайской поэтике......................................... 160

2. Способы преобразования параллелизма................................ 163

Г л а в а 4. Сюжет в эйдетической поэтике..................................................... 169

§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы....................... 169

§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации........................................ 178

§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета

становления.................................................................................. 187


Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике..................................................... 189

§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами....................................... 189

§ 2. Строгие и свободные жанровые формы........................................ 193

§ 3. Роман как маргинальный жанр....................................................... 201

Глава 6. Завершение эйдетической поэтики................................................. 209

§ 2. Кристаллизация монологических начал

и возрождение стихии синкретизма.............................................. 211

§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова

§ 4. «Странность» и норма в барокко................................................. 216

Раздел третий. Поэтика художественной модальности ....................... 221

Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности........................ 221

§ 1. Хронологические рамки и этапы развития.................................... 221

§ 2. Автономная личность и «неклассическое я»................................ 222

§ 3. Принцип художественной модальности........................................ 224

§ 4. Романтическая поэтика «возможности»

и образ неготового мира............................................................... 228

§ 5. Искусство - «игра», правила которой

не даны заранее, а создаются в процессе игры............................ 230

§ 6. Единичное и единое. Автономия искусства................................ 232

Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной

§ 1. Самооценка «я» и «я-другой».

реализме......................................................................................... 240

2. Аналитический реализм............................................................ 243

§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных

1. Двуединство «я-другой»........................................................... 253

2. Речевые формы высказывания................................................ 254

3. Неклассические субъектные структуры в лирике................... 255

4. Неклассические субъектные структуры в прозе.................... 258

Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной

§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие...................................... 267

§ 2. Трансформация тропов. Возрождение

архаических типов словесного образа......................................... 274

§ 3. Соотношение образных языков..................................................... 281


Г л а в а 4. Сюжет в поэтике художественной модальности.......................... 287

§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления........................................ 287

1. Исходная ситуация.................................................................. 288

2. Становление............................................................................. 291

3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности... 298

§ 2. Неокумулятивный сюжет.............................................................. 304

модальности................................................................................. 313

§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность............................... 313

§ 2. Замена канона внутренней мерой................................................. 321

1. Лироэпическая (романтическая) поэма.................................. 322

2. Баллада.................................................................................... 330

Литература........................................................................................................ 335

Предметный указатель..................................................................................... 345

Указатель имен и названий художественных призведений............................ 348


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы

Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэти­ка разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, то историческая по­этика изучает происхождение и развитие этой системы. Су­ществует точка зрения, согласно которой «разделение теоре­тической и исторической поэтики носит скорее технический, нежели методологический характер», поскольку «и теорети­ческая поэтика должна быть историчной», а каждое ее опре­деление должно быть «адекватным всей эволюции определяе­мой формы» 1 . На наш взгляд, различия между двумя ветвя­ми поэтики более принципиальны.

Слово «поэтика» имеет два основных смысла: оно означает и науку о литературе, и поэтическое искусство. Оба эти зна­чения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении. Но в теоретической поэтике акцент ставится на первом значении термина, а в исторической поэтике - на втором. Историче­ская поэтика более, чем теоретическая, погружена в живую плоть литературы: она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но и само искусство слова в его истори­ческом становлении, сближаясь здесь с историей литературы. Но дело, конечно, не только в том, что первая ветвь поэтики более теоретична, вторая же - более эмпирична.

Теоретическая поэтика, как всякая философская дисцип­лина, начинает с того, что в феноменологии называют актом редукции: она выявляет чистый феномен. Ведь не нужно ду­мать, что феномен жанра, например, может быть эмпириче­ски выведен из текста. Чтобы нечто выделить, мы должны предварительно знать, что это такое. Теоретическая поэтика и вырабатывает такое знание, дает нам умозрительное виде­ние категорий. В идеале это должно быть адекватное, непо­средственное созерцание феномена, свободное от «предрассуд-

1 Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературо­ведении. - М., 1993. - С. 38.


ков любимой мысли» (A.Пушкин) и заранее принятых осно­ваний. Но реально мы всегда на чем-то основываемся. Вот эти-то основы и проверяет вторая ветвь поэтики. Она, по опре­делению своего создателя А.Н.Веселовского, стремится снять все противоречия теории исторически, или выяснить «сущ­ность поэзии - из ее истории» 1 .

Историческая поэтика это раздел поэтики, изучающий генезис и развитие содержательных художественных форм. Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы. Слово «поэтика» обозначает и поэтическое искусство, и науку о литературе. Оба этих значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении, подчеркивая единство в нем полюсов предмета и метода. Но в теоретической поэтике акцент ставится на втором (методологическом) значении термина, а в исторической поэтике - на первом (предметном). Поэтому она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но прежде всего само искусство слова, сближаясь в этом с историей литературы, но не сливаясь с ней и оставаясь теоретической дисциплиной. Указанное предпочтение предмета методу проявляется и в методологии.

Историческая поэтика как наука

Историческая поэтика как наука сложилась во второй половине 19 века в трудах А.Н.Веселовского (предшественниками его были немецкие ученые, прежде всего В.Шерер). В основе ее методологии - отказ от всяких априорных определений, предлагаемых нормативной и философской эстетикой. По Веселовскому, метод исторической поэтики - исторический и сравнительный («развитие исторического, тот же исторический метод, - только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно полного обобщения» (Веселовский). Примером односторонних и не исторических обобщений была для Веселовского эстетика Гегеля, в т.ч. его теория литературных родов, построенная только на основании фактов древнегреческой литературы, которые были приняты за «идеальную норму литературного развития вообще». Только сравнительно-исторический анализ всей мировой литературы позволяет, по Веселовскому, избежать произвольности теоретических построений и вывести из самого материала законы зарождения и развития изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся, при стечении одинаковых условий, у разных народов». У основателя исторической поэтики в самой формулировке метода была задана дополнительность двух аспектов - исторического и типологического. После Веселовского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцированно, акценты будут смещаться то на генезис и типологию (О.М.Фрейденберг, В.Я.Пропп), то на эволюцию (в современных работах), но дополнительность исторического и типологического подходов останется определяющей чертой новой науки. После Веселовского новые импульсы развитию исторической поэтике дали труды Фрейденберг, М.М.Бахтина и Проппа. Особая роль принадлежит Бахтину, который теоретически и исторически эксплицировал важнейшие понятия становящейся науки - «большое время» и «большой диалог», или «диалог в большом времени», эстетический объект, архитектоническая форма, жанр и др.

Задачи

Одна из первых задач исторической поэтики - выделение больших стадий или исторических типов художественных целостностей с учетом «большого времени», в котором протекает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами «синкретизма» и «личного творчества». На несколько иных основаниях две стадии выделяет Ю.М.Лотман, именуя их «эстетикой тождества» и «эстетикой противопоставления». Однако большинством ученых после работ Э.Р.Курциуса принята трехчастная периодизация. Первая стадия развития поэтики, именуемая исследователями по-разному (эпоха синкретизма, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая), охватывает трудно исчислимые временные границы от возникновения предыскусства до классической античности: Вторая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма, традиционалистская, риторическая, эйдетическая поэтика) начинается в 7-6 веков до н.э. в Греции и в первых веках н.э. на Востоке. Третья (нетрадиционалистская, индивидуально-творческая, поэтика художественной модальности) начинает складываться с середины 18 века в Европе и с начала 20 века на Востоке и длится по сегодняшний день. С учетом своеобразия этих больших стадий художественного развития историческая поэтика изучает генезис и эволюцию субъектной структуры (отношений автора, героя, слушателя-читателя), словесного художественного образа и стиля, рода и жанра, сюжета, эвфонии в широком смысле слова (ритмики, метрики и звуковой организации). Историческая поэтика - еще молодая, становящаяся наука , не получившая сколько-нибудь завершенного статуса. До сих пор не существует строгого и систематического изложения ее основ и сформулированности центральных категорий.

«Девятнадцатый век, - пишет М.Б.Храпченко, - принес с собой мощное развитие исторических исследований литературы, породил стремление рассмотреть с исторической точки зрения поэтические средства, виды и роды, охарактеризовать их эволюцию, породил стремление заложить основы исторической поэтики» Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследований //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Ред.-кол. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 10.. Общепризнанным родоначальником исторической поэтики считается А.Н.Веселовский, но ему не удалось создать «единую всеобщую поэтику, охватывающую широчайший круг литературных явлений» Там же.. В последние три десятилетия XX в. интерес к разработке проблем исторической поэтики заметно усилился.

М.Б.Храпченко называет ряд предпосылок для построения исторической поэтики как единого целого. Во-первых, это работы исследователей 70 - 80 гг. XX в., которые разрабатывают вопросы исторической поэтики как на материале русской, так и зарубежной литератур: В.Виноградов, Д.Лихачев, Г.Фридлендер, Е.Мелетинский, С.Аверинцев, М.Гаспаров, О.Фрейденберг и др. Во-вторых, завершение десятитомной истории всемирной литературы, содержащей «обобщение процессов исторического развития литератур разных стран и народов. В-третьих, живой интерес к проблемам исторической поэтики со стороны целого коллектива ученых.

Определив особенность исторической поэтики, которая рассматривает «развитие путей и средств художественного претворения действительности и изучает их в более крупных измерениях, обращаясь к литературному творчеству различных народностей и наций, к литературным направлениям и жанрам» Там же. С. 13., М.Б.Храпченко характеризует предмет исторической поэтики: «исследование эволюции способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетического функционирования, исследование судеб художественных открытий» Храпченко М.Б. Указ. соч. С. 13..

Исследователь, обозначив содержание и предмет исторической поэтики, намечает направления ее «исследовательского труда»:

  • 1. создание всеобщей исторической поэтики;
  • 2. изучение поэтики национальных литератур;
  • 3. исследование вклада выдающихся художников слова в развитие поэтики национальной и мировой литературы;
  • 4. эволюция отдельных видов и средств художественного воплощения, а также судеб отдельных открытий в области поэтики Там же. С. 15..

Эти направления тесно взаимосвязаны друг с другом.

Недостаток литературоведения XIX в. Н.К.Гей видит в подразделении на теоретическое и конкретно-историческое изучение художественных феноменов. Заслуга А.Н.Веселовского как раз в том, что он попытался найти «органическое соединение исторических и теоретических подходов к литературе» Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. С. 118.. Основоположником исторической поэтики исследуется генезис таких поэтических форм, как эпитет, психологический параллелизм, родовые и жанровые структуры, мотивы и сюжетные формы повествования.

По словам Н.К.Гея, первоначально исследования по исторической поэтике «ограничивались <…> рассмотрением эволюции художественных форм» Там же. С. 121. Наивысшим этапом является изучение «всех элементов поэтики в их целостном системном функционировании внутри произведений (курсив мой. - М.С. )» Там же..

Оперируя основополагающими литературоведческими понятиями форма и содержание, Н.Г.Гей определяет проблематику исторической поэтики как «историческую транскрипцию содержательных форм литературы в их генезисе и живом функционировании, когда данный художественный смысл есть сканирование многих диахронных смыслов текста в плане его генезиса и в плане жизни самого этого текста» Гей Н.К. Указ. соч. С. 123..

Вопреки традиционному представления, согласно которому исторической поэтике надлежит заниматься изменчивыми поэтическими структурами, Гей утверждает, что она «рассматривает <…> соотнесенность устойчивого и подвижного в объекте изучения как гетерогенное начало художественных смыслов внутри художественного целого и в индивидуально-своеобразных, и в родовых своих проявлениях, одновременно» Там же. С. 124.. Поэтому, делает вывод исследователь, необходим комплексный анализ поэтических форм.

Итак, исследователем намечаются три градации литературоведческих подходов: теория литературы, история литературы, критика и историческая поэтика, значимость последней - в пересечении синхронной и диахронной плоскостей осмысления литературы.

Ссылаясь на выделенные М.Б.Храпченко области исследования исторической поэтики, Н.В.Бойко рассматривает описание как одну из категорий исторической поэтики. Именно описание, по словам исследователя, «связано двойной, определяющей и определяемой, связью с идиостилем, с жанром, с литературным направлением» Бойко Н.В. . Описание как проблема исторической поэтики //Вестник Харьковского университета. 1986. № 284. С. 78.. Н.В.Бойко с целью установить «типологические закономерности в стилевом процессе» Там же. анализирует связь описания с «образом автора» на примере творчества Н.В.Гоголя и приходит к заключению: «Описание у него (Гоголя. - М.С. ) становится имплицитной формой субъективизации повествования, т.е. способом выражения «образа автора» в основных его параметрах: экспрессивно-оценочном и конструктивном, определяющем повествовательную организацию произведения» Бойко Н.В. Указ. соч. С. 79..

В.Е.Хализевым обозначается ряд методологических аспектов исторической поэтики, предметную сферу которой составляет «“общий фонд“ творческих принципов и художественных форм в его становлении, трансформации, достраивании и обогащения» Хализев В.Е. Указ. соч. С. 11., иными словами, предмет исторической поэтики - эволюция языков литературного творчества.

Приоритетным исследователь признает «равноправное» рассмотрение как универсальной стадиальности форм и принципов литературного творчества, так и своеобразия культурно-художественной эволюции различных регионов, стран, народов с присущими им «константами» бытия и культуры» Там же. С. 14..

В числе «различных исторических концепций поэтики» Захаров В.Н. Историческая поэтика и ее категории //Проблемы исторической поэтики. Выпуск 2. Художественные и научные категории: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 3. В.Н.Захаров называет нормативные поэтики, основанные на «эстетическом догматизме, убеждении в том, что есть образцы искусства, существуют каноны, обязательные для всех» Там же.. Иной характер носит поэтика историческая, честь открытия которой, по словам автора, принадлежит А.Н.Веселовскому. Именно Веселовским историческая поэтика была представлена как оригинальное филологическое направление со своей методологией («индуктивный метод»), со своими принципами изучения поэтики, с новыми категориями - сюжет и жанр. В.Н.Захаров определяет специфику исторической поэтики через принцип историзма, т.е. исторического объяснения поэтических явлений.

Исходя из положения Н.К.Гея: «историческая поэтика опирается на обширный научный опыт сравнительно-исторического литературоведения (В.М.Жирмунский) <…>, историю древнерусской литературы (Д.С.Лихачев), на исследования античной литературы, мифологии, первобытного искусства (О.М.Фрейденберг)» Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Под ред. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 119., - мы выстроили структуру второй главы следующим образом: в первом параграфе излагаются идеи В.М.Жирмунского; второй параграф посвящен воззрениям О.М.Фрейденберг на историческую поэтику; поэтика древнерусской литературы в ее отношение к исторической поэтике рассмотрены в третьем параграфе; в качестве систематизатора и «создателя» целостной концепции исторической поэтики выступает С.Н.Бройтман (§4).


I. ПРЕДМЕТ ПОЭТИКИ

Тема 1. Поэтика I. Словари 1) Sierotwieński S. Słownik terminów lierackich. П . - “прежде тождественная с теорией литературы, в настоящее время трактуется как ее часть, а именно теория литературного произведения, наука о художественных средствах, языковых, композиционных, типовых структурах литературных произведений, родах, жанрах, разновидностях. Определение используется также для обозначения науки о поэзии в противоположность прозе” (S. 195). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. П . - “учение и наука о сущности, жанрах и формах поэзии - о свойственных им содержании, технике, структурах и изобразительных средствах; как теория поэзии - основа (стержень) литературоведения и часть эстетики, однако также предпосылка для истории литературы и критики” (S. 688). 3) Айхенвальд Ю. Поэтика // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. II. Стлб. 633-636. П . - “теория поэзии, наука о поэтическом творчестве, ставящая себе целью выяснить его происхождение, законы, формы и значение”. “...как ни велико значение психологической и исторической поэтики, ею не исчерпывается поэтика вообще. Не только наряду с поэтикой исторической, эмпирической, филологической, но, может быть, и впереди ее, должна стать поэтика философская, углубленно проникающая в суть и дух поэтического искусства”. 4) Иванов Вяч.Вс. Поэтика // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 5. С. 936-943: “П . <...> - наука о строении лит. произведений и системе эстетич. средств, в них используемых. Состоит из общей П., исследующей худож. средства и законы построения любого произведения; описательной П., занимающейся описанием структуры конкретных произведений отдельных авторов или целых периодов, и исторической П., изучающей развитие лит.-худож. средств. При более широком понимании П. совпадает с теорией литературы, при более узком - с исследованием поэтич. языка или худож. речи (см.: Стилистика ). Общая П. исследует возможные способы худож. воплощения замысла писателя и законы сочетания различных способов в зависимости от жанра, вида литературного и рода литературного. <...> Худож. средства могут быть классифицированы по различным уровням , располагающимся между замыслом (представляющим собой высший уровень) и конечным его воплощением в словесной ткани”. <...> “Описательная П. ставит целью воссоздание того пути от замысла к окончат. тексту, пройдя который исследователь может полностью проникнуть в авторский замысел. При этом разные уровни и части произведения рассматриваются как единое целое <...> Историческая П. изучает развитие как отдельных худож. приемов (эпитеты, метафоры, рифмы и т.д.) и категорий (худож. время, пространство, осн. противопоставления признаков), так и целых систем таких приемов и категорий, свойственных той или иной эпохе”. 5) Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). С. 295-296. П . - “наука о системе средств выражения в лит. произведениях <...> В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном - с одной из областей теоретич. П. (см. ниже). Как область теории лит-ры, П. изучает специфику лит. родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней худож. целого <...> Поскольку все средства выражения в лит-ре в конечном счете сводятся к языку, П. может быть определена и как наука о худож. использовании средств языка (см. Язык художественной литературы ). Словесный (т.е. языковой) текст произв. является единств. материальной формой существования его содержания <...> Целью П. является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетич. впечатления от произв. (см. Структура литературного произведения).<...> Обычно различаются П. о б щ а я (теоретическая или систематическая - “макропоэтика”), частная (или собственно описательная - “микропоэтика”) и историческая . Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста; цель общей П. - составить полный систематизир. репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области. [Далее - о стиховедении, стилистике и “тематике”- Н. Т. ] . <...> Частная П. занимается описанием лит. произв. во всех перечисл. выше аспектах, что позволяет создать “модель” - индивидуальную систему эстетич. действенных свойств произведения <...> Историческая П. изучает эволюцию отд. поэтич. приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения , выявляя общие черты поэтич. систем разных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания”. 6) Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. “И. п. - раздел поэтики, изучающий генезис и развитие эстетического объекта и его архитектоники, как они проявляются в эволюции содержательных художественных форм. И.п. связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то И. п. изучает происхождение и развитие этой системы (с. 40). II. Учебники, учебные пособия 1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика . “Задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование” (c. 22). “Область литературы не едина <...> Дисциплина, изучающая конструкцию нехудожественных произведений, называется риторикой ; дисциплина, изучающая конструкцию художественных произведений, - поэтика . Риторика и поэтика слагаются в общую теорию литературы” (с. 24-25). “При теоретическом подходе литературные явления подвергаются обобщению, а потому рассматриваются не в своей индивидуальности, а как результаты применения общих законов построения литературных произведений <...> В общей поэтике функциональное изучение литературного приема и является руководящим принципом в описании и классификации изучаемых явлений” (с. 25-26). 2) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций . С. 227-244. “Поэтикой мы называем науку о литературе как об искусстве, науку о поэтическом искусстве, науку о поэзии (если употреблять слово “поэзия” в более широком смысле, чем это слово иногда употребляется, как обнимающее всю область литературы), иначе говоря, теорию поэзии”. “Общие философские, эстетические предпосылки поэтического искусства рассматривает теория литературы. Поэтика же, опираясь на основные выводы теории литературы, изучает систему средств выражения, которыми пользуется поэзия”(с. 227). “Рядом с исторической поэтикой и на основе исторической поэтики должна быть построена и поэтика теоретическая, поэтика, обобщающая исторический опыт...” “Художественный образ создается в поэзии с помощью языка. Поэтому можно сказать, что первый отдел поэтики, ее нижний этаж, должен быть ориентирован на лингвистику < ... > основные разделы теории поэтического языка - поэтическая фонетика, поэтическая лексика и поэтический синтаксис” (с. 240). “Обыкновенно поэтическую лексику и поэтический синтаксис объединяют под общим названием стилистики. Тогда у нас получается метрика и стилистика как два раздела теории поэтического языка: метрика, касающаяся внешней стороны слова, звуков слова; и стилистика, касающаяся поэтического языка в его внутренних особенностях, со стороны смысла слов, а не внешней звуковой формы” (с. 241-242). “Но было бы ошибкой предполагать, что вопросами поэтического языка исчерпываются вопросы поэтики. Хотя образ в поэзии конкретизирован в языке, но он не исчерпывается языком <...> в искусстве поэзии есть такая сторона, которая ни с какой точки зрения не может быть растворена в лингвистике. Это можно сказать о проблемах тематики и композиции художественного произведения (с.243). “Зато лишь в очень малой степени можно говорить об этих аспектах поэтики вне проблемы литературного жанра <...> практически вполне удобно различать - как это делали в старых поэтиках - метрику, стилистику и теорию литературных жанров, имея в виду, что в последний раздел мы включим весь тот сложный комплекс вопросов, который поднимается над теорией поэтического языка” (с. 244). 3) Faryno Jerzy. Введение в литературоведение. Wstep do literaturoznawstwa. S. 57-67. “В некоторых случаях слово “поэтика” употребляется как синоним теории литературы. Тогда оно означает систематизированные сведения о свойствах художественного литературного произведения и о литературном процессе. В других же - и значительно чаще - поэтика понимается как одна из составных частей теории литературы. Круг ее вопросов ограничивается тогда лишь свойствами и законами литературногопроизведения, что иногда получает название теории литературного произведения < ... > поэтика систематизирует наблюдаемые (и возможные) свойства художественных текстов и вырабатывает инструменты их анализа < ... > каждое свойство литературного текста она рассматривает в двойной перспективе - и с точки зрения его актуальной функции, и с точки зрения его отношения к предшествующим состояниям литературных текстов” (с. 58). “Поэтику, которая свое внимание сосредоточивает на свойствах конкретных произведений и делает выводы на основании обозрения текстов, принято называть описательной “ (с. 62). “Поэтика, ориентированная на историчность свойств литературы и на историю этих свойств, историю, понимаемую не только как появление и исчезновение, но и как трансформацию свойств, такая поэтика оформилась <...> как поэтика историческая [ссылка на ст. в КЛЭ - Н. Т. ] (с. 64). “Если в подходе к тексту произведения с точки зрения описательной поэтики преобладает момент констатации или только опознания , то в подходе с точки зрения структурной поэтики преобладает момент объяснения (интерпретации) - к отмечаемым свойствам текста структурная поэтика ставит, как правило, вопрос об их функци и, а также об их взаимных отношениях, связях”. “Единицей описательной поэтики является отмечаемое ею свойство (прием, троп и т. д.), единицей же структурной поэтики есть текс т” (с. 64). “Вне языка литературное произведение немыслимо <...> язык является материальным носителем произведения - как полотно и краски в живописи, как звуки в музыке, как камень или дерево в скульптуре. Но если в живописи, например, функция полотна и красок (как субстанции, а не цвета) этим может и ограничиться, то в литературе - наоборот - художественное произведение создается за счет всяких возможных свойств языка, как физических, так и семантических. Раздел поэтики, который исследует используемые в литературе свойства языка (речи) и их функции, принято называть стилистико й”. [О “мире”, к которому обращено высказывание]: “Для этого аспекта большинство поэтик не находит своего отдельного названия, но он обычно учитывается именно в тех главах работ, которые посвящаются композиции, теме, изображаемому миру. За Томашевским этот раздел поэтики назовем не совсем удачным термином композици я”. “Известной части литературных произведений свойственна особая ритмическая организация их языкового материала <...>. Раздел поэтики, который занимается именно этим аспектом произведения, принято называть стиховедение м” (с. 66). [ О родах и жанрах ]: “...этими вопросами занимается раздел поэтики, получивший название генологии “ (с. 67). III. Специальные работы 1) Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. С. 15-55. “Поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство <...> поэтика историческая и теоретическая” (с. 15). “Традиционному делению на форму и содержание <...> было противопоставлено <...> деление на материал и прием”. “Всякое искусство пользуется каким-нибудь материалом, заимствованным из мира природы <...> в результате обработки природный факт (материал) возводится в достоинство эстетического факта, становится художественным произведением <...> Изучение поэзии, как и всякого другого искусства, требует определения ее материала и тех приемов, с помощью которых из этого материала создается художественное произведение” (с. 18). “...Исчерпывающее определение особенностей эстетического объекта и эстетического переживания, по самому существу вопроса, лежит за пределами поэтики как частной науки и является задачей философской эстетики <...> Наша задача при построении поэтики - исходить из материала вполне бесспорного и, независимо от вопроса о сущности художественного переживания, изучать структуру эстетического объекта, в данном случае - произведения художественного слова” (с. 23). “Задачей общей, или теоретической, поэтики является систематическое изучение поэтических приемов, их сравнительное описание и классификация: теоретическая поэтика должна построить, опираясь на конкретный исторический материал, ту систему научных понятий, в которых нуждается историк поэтического искусства при решении встающих перед ним индивидуальных проблем. Поскольку материалом поэзии является слово, <...> каждой главе науки о языке должна соответствовать особая глава теоретической поэтики ”(с. 28). 2) Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. С. 6-71. “...без систематического понятия эстетического, как в его отличии от познавательного и этического, так и в его связи с ними в единстве культуры, нельзя даже выделить предмет, подлежащий изучению поэтики - художественное произведение в слове, - из массы произведений другого рода; и это систематическое понятие, конечно, вносится каждый раз исследователем, но совершенно некритически ” (с. 9). “Поэтика, определяемая систематически, должна быть эстетикой словесного художественного творчества ”(с. 10). “Когда скульптор работает над мрамором <...> создаваемая скульптурная форма есть эстетически значимая форма человека и его тела <...> отношение же художника и созерцателя к мрамору как к определенному физическому телу носит вторичный, производный характер” (с. 15). “...форма - с одной стороны, действительно материальная, сплошь осуществленная на материале и прикрепленная к нему, с другой стороны, - ценностно выводит нас за пределы произведения как организованного материала, как вещи ...”(с. 24). 3) Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении . [Предмет, задачи и метод социологической поэтики]. “Что такое литературное произведение? Какова его структура? Каковы элементы этой структуры и каковы их художественные функции? Что такое жанр, стиль, сюжет, тема, мотив, герой, метр, ритм, мелодика и т. д. Все эти вопросы <...> - все это область социологической поэтики”(с. 37). “...можно говорить о необходимости особой исторической поэтики как о посредствующем звене между теоретической социологической поэтикой и историей литературы <...> Каждое определение социологической поэтики должно быть определением, адекватным всей эволюции определяемой формы” (с. 38). “Задачи социологической поэтики прежде всего спецификаторские, описательные и аналитические. Выделить литературное произведение как таковое, дать экспозицию его структуры, определить ее элементы и их функции - таковы ее основные задачи <...> Прежде, чем искать законы развития литературных форм, нужно знать, чем являются эти формы” (с. 41). 4) Мукаржовский Я. Поэтика // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. С. 31-34. “Поэтика - это эстетика и теория поэтического искусства. <...> В процессе своего развития поэтика, испытывая различные тяготения, порою сближается, а часто и сливается с какой-либо из смежных наук, но даже в тех случаях, когда она, казалось бы, находится на чужой территории, конечной целью всех вопросов, пусть даже сходных с проблематикой истории литературы, социологии и т. д., для нее всегда является освещение поэтической структуры. Отсюда тесная связь поэтики с лингвистикой, наукой, которая изучает законы главнейшего материала поэзии - языка. <...> Таким образом, сосредоточение внимания на художественном построении означает, как явствует из всего сказанного, не сужение проблематики и не ограничение ее вопросами формы, а установление единого угла зрения, находящего применение в решении различнейших проблем поэтического искусства”. 5) Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге (1973) // Якобсон Роман . Работы по поэтике. С. 80-98. “Можно сказать, что поэтика - это лингвистическое исследование поэтической функции вербальных сообщений в целом и поэзии в частности. <...> Предмет занятий лингвиста, анализирующего стихотворный текст, - “литературность”, или, иначе говоря, превращение речи в поэтическое произведение и система приемов, благодаря которым это превращение совершается”. “Поэтика, занимающаяся рассмотрением поэтических произведений сквозь призму языка и изучающая доминантную в поэзии функцию, по определению является отправным пунктом в истолковании поэтических текстов, что, разумеется, не исключает возможности их исследования с фактической, психологической или психоаналитической, а также социологической стороны, однако специалисты по этим дисциплинам не должны забывать, что все функции произведения подчинены доминантной функции, а всякий исследователь должен исходить в первую очередь из того, что перед ним - поэтическая ткань поэтического текста” (с. 81). 6) Тодоров Ц. Поэтика / Пер. А.К.Жолковского // Структурализм: “за” и “против”. С. 37-113. “Поэтика разрушает <...> симметрию между интерпретацией и наукой в сфере литературоведческих исследований. В отличие от интерпретации отдельных произведений, она стремится не к выяснению их смысла, а к познанию тех закономерностей, которые обусловливают их появление. С другой стороны, в отличие от таких наук, как психология, социология и т. п., она ищет эти законы внутри самой литературы <...> Объектом структурной поэтики является не литературное произведение само по себе: ее интересуют свойства того особого типа высказываний, каким является литературный текст” (с. 41). “...объектом поэтики является не множество эмпирических фактов (литературных произведений), а некоторая абстрактная структура (литература)” (с. 45). “Наиболее близкородственными ей оказываются другие дисциплины, занимающиеся изучением типов текста и образующие в совокупности поле деятельности риторики, понимаемой в самом широком смысле - как общая наука о текстах (discours)” (с. 46). ВОПРОСЫ 1. Сравните и сформулируйте критерии, по которым поэтика разделяется либо на общую, частную (описательную) и историческую, либо на теоретическую и историческую. 2. Сравните различные трактовки взаимоотношений поэтики с философской эстетикой, с одной стороны, и с лингвистикой, - с другой. Попытайтесь объяснить их.