Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры. Дидактические принципы в преподавании религиозной культуры на примере предмета «основы православной культуры I

Тема: Особенности преподавания предмета «Основы Православной Культуры»

в 4 классе «А» МБОУ «Школа №154»

Слайд 1,2 В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, в разделе 1.2., сказано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций».

Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного образования.

Какую бы веру ни избрал для себя ученик российской школы, какое бы мировоззрение ни имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех патриотически воспитанных граждан России. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

ОПК – это предмет, который выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. Знакомство с духовной культурой не может ограничиться одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией через такие предметы, как литература, русский язык, история, музыка, изобразительное искусство и т.п.

Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Слайд 3 Главной целью курса «Основы православной культуры» считаю формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Слайд 4 Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.

3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.

4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира.

Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви.

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на следующих принципах (на слайде 5)

Формы организации духовно-нравственного воспитания разные: интегрированные уроки – ОПК и литература, ОПК и окружающий мир, ОПК и изобразительное искусство, музыка, технология. К основным методам моей работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий; с удовольствием посещают храм, умеют и знают как нужно вести себя в храме.

Прежде чем ввести в школе предмет "Основы православной культуры", была проведена определённая подготовительная работа с учащимися и их родителями. Большинство положительных результатов анкетирования меня порадовало. Так как важным критерием введения нового курса является его добровольность.

МОЙ ОПЫТ

Наше знакомство с православной культурой началось гораздо раньше, чем мы с детьми (сегодня 4 класса) начали изучать предмет «Основы православной культуры».

Слайд 6 Еще во 2 классе организовав совместно с родителями экскурсию в Нижегородский Кремль и посетив в её рамках, Михайло-Архангельский собор, я увидела, с каким интересом слушали ребятишки экскурсовода, задавали порой не детские вопросы. И тогда я поняла, что и сама не достаточно знаю о православии, хоть и считаю себя верующим человеком, интересующимся православной культурой. Думаю, именно тогда и появился интерес к изучению этого предмета и у детей, и у меня самой.

Слайд 7 На родительском собрании (это был конец учебного года) я затронула эту тему, показала фотографии ребят в храме. Родители положительно отнеслись к такому направлению, как духовно-нравственное воспитание именно через изучение православной культуры.

Слайд 8 В классе провели фотоконкурс «Православные храмы Нижнего».

Слайд 9,10,11,12 В летние каникулы дети с родителями побывали в разных местах связанных с православными святынями: Дивеево, Муром, Владимир, Суздаль и др. Сама я посетила монастырь на о. Валаам, побывала в Макариевском монастыре, хотелось больше узнать самой и рассказать детям. На классных часах в сентябре дети делились своими впечатлениями: кто-то рассказывал о маленькой церквушке в своей деревне, кто-то побывал в церкви Николая-Чудотворца в Турции. Работали над проектами «Дорога к храму», «Мой ангел хранитель». Последний проект натолкнул меня на мысль побывать в Санкт-Петербурге в часовне Ксении Блаженной, приложиться к мощам, больше узнать о её жизни.

Слайд 13 Приняли участие в городском литературном конкурсе рождественских сказок «Хрустальный олень-2015», ( Слайд 14) городском конкурсе хоров «Рождественская звезда». К светлому празднику Пасхи провели в классе конкурс чтецов «Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!», приняли участие в школьном конкурсе «Пасхальная открытка». Все эти мероприятия можно рассматривать как подготовительный этап к изучению курса ОПК.

15 С начала этого учебного года мы стали изучать предмет, дети уже достаточно много знают о православии, многие начали знакомство с Детской Библией. Уроки наши не сводятся к чтению учебника и слушанию рассказа учителя, дети сами готовят сообщения и презентации по различным учебным темам, делятся своими знаниями и опытом. Например, Асриян Сусана рассказала об особенностях Армянской церкви, обычаях и праздниках.

16 В октябре посетили храм Святого Пантелеймона в Щербинках II , Печерский Вознесенский мужской монастырь. Приняли участие в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» - получили дипломы I и II степени. Родители поддерживают интерес детей к предмету, помогают в подготовке, ведь каждый из них заинтересован в том, чтобы их сын или дочь выросли добрыми, воспитанными, милосердными, духовно-нравственными людьми.

Выводы

Я очень короткое время работаю преподавателем Основ православной культуры, но с уверенностью могу сказать о необходимости этого предмета в школе. К нам в школу приходят дети не просто научиться грамоте, расширить свой кругозор, а понять, для чего им нужны знания, как их можно применить в жизни. Заложить в сердца подрастающего поколения духовные начала – наша прямая обязанность. Когда я готовилась к выступлению, я решила провести опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности». Я предложила учащимся ответить на вопрос (Слайд 17) «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:

«учусь добру»

«учусь быть культурным»

«учусь уважать других»

«учусь дружить»

«помогать людям», «быть внимательным и милосердным»

«уважать родителей и старших»

«стараться не совершать плохих поступков»,

«учусь любви и терпению»

Такие ответы детей говорят о том, что уроки ОПК полезны и интересны детям, поставленные задачи решаются, а значит и цель: формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия - достижима.

18. Закончить свой рассказ я хочу словами русского педагога – христианина Константина Дмитриевича Ушинского : «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию"

19. Спасибо за внимание

Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК.

C 2013 года в Российской Федерации введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». В Чувашской Республике обучение данному предмету началось в 2009 году в четвертых классах, обучение было направлено на формирование у учащихся толерантного отношения к окружающей действительности, людям, обществу, природе, малой Родине. Перед нами, педагогами стоят важные задачи – формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях других народов. И самое главное - донести до обучающихся, что каждая духовная культура имеет свои отличительные особенности, что все народы равны. Успешное освоение курса «Основы православной культуры» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесс: педагоги, обучающиеся, родители - станут единым целым, и в том случае если мы будем применять интересные формы проведения уроков.

Формы проведения уроков

- урок-исследование

Урок конструирования понятий, правил

Урок работы с первоисточником

Урок-диалог

Урок защиты творческих работ

Урок-сочинение

Урок - путешествие

Урок-выставка

Урок-конференция

Урок-проект

Урок взаимоконтроля

Во время проведения урока стараюсь создавать в классе атмосферу, которая бы способствовала:

Активизации мышления учащихся;

Способствовала активной дискуссии;

Повышала мотивацию учащихся;

Обеспечивала активную учебную деятельность;

Стимулировала рефлексию;

Давала возможность учащимся услышать разные мнения;

Помогала учащимся задавать вопросы;

Способствовала самовыражению.

Активно использую кейс – технологии на уроках ОПК. Основная функция метода case-study – учить решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, развивает творческий потенциал.

Этапы работы над кейсом:

Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем)

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвёртый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов

Например:

Кейс. Представьте ситуацию, что Вам предстоит издать книгу о крещении Руси. Придумайте и запишите название книги, дизайн книги и ее содержание.

Название книги.

Какие иллюстрации будут использованы в книге?

Какие главы будут включены в книгу?

Создайте эскиз обложки книги.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Литература:

1.Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. – Иркутск: изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ»

2. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. Москва. 2003г

3. Материалы для повышения квалификации учителя

МБОУ ООШ № 5

ДОКЛАД

«Формы и методы обучения на уроках ОПК»

Выполнила учитель ОПК

МБОУ ООШ № 5

Афонина М.М.

г. Новошахтинск

2015 г.

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11 августа 2009 г.

Курс основы религиозных культур и светской этики является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ предполагает следующие модули ОПК, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.

Курс ОПК предполагает следующе результаты:

1уровень - приобретение школьниками социальных знаний;

2 уровень - получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3 уровень - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Выбор методов обучения происходит с учетом возможностей обучающихся, их возрастных особенностей, материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Специфика средств обучения ОПК заключается в том, что происходит обращение к библейским текстам, работа с иконой, с иллюстрациями. Методика включения в контекст урока видео и аудио-материалов, применение ИКТ.

Подробнее о методах, применяемых на уроках ОПК.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические;

Аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные,

Репродуктивные, проблемно-поисковые;

Методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и мотивации:

Методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций;

Методы стимулирования долга и ответственности.

Методы контроля и самоконтроля .

Методы самостоятельной познавательной деятельности.

Методы проведения урока.

Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).

Таким образом, формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ могут быть следующими:

различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

учебные и социальные проекты;

уроки-экскурсии;

эвристические беседы;

деловые и ролевые игры;

практикумы;

различные викторины и другие конкурсные события;

творческие мастерские,

видео-уроки.

Виды, приемы, методики, техники.

  • Дидактические игры;
  • Действия по инструкции;
  • Выработка коллективных решений;
  • Доказательства и аргументация точек зрения;
  • Анализ ситуаций;
  • Решение конфликтных ситуаций;
  • Работа с иллюстративным материалом;
  • Практические работы;
  • Разработка проектов;
  • Создание текстов;
  • Тематические дискуссии;
  • Пресс-конференции;
  • Работа с притчами.

Сквозная деятельность:

1.Составление словаря терминов;

2.Создание галереи образов;


Подписи к слайдам:

Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ о т 11 августа 2009 г.

Курс основы религиозных культур и светской этики Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ Модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики

Предполагаемые результаты (на основе ФГОС) Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень); Получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень); Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень)

Методы обучения Методы организации учебно-познавательной деятельности: -словесные, наглядные, практические; -аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные, -репродуктивные, проблемно-поисковые; -методы самостоятельной работы. Методы стимулирования и мотивации: -методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций; -методы стимулирования долга и ответственности. Методы контроля и самоконтроля. Методы самостоятельной познавательной деятельности.

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Методы обучения

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Методы обучения

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Методы обучения

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов) Методы обучения

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ различные виды дискуссий (дебаты, диспуты); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; эвристические беседы; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.

Виды, приемы, методики, техники Дидактические игры; Действия по инструкции; Выработка коллективных решений; Доказательства и аргументация точек зрения; Анализ ситуаций; Решение конфликтных ситуаций; Работа с иллюстративным материалом; Практические работы; Разработка проектов; Создание текстов; Тематические дискуссии; Пресс-конференции; Работа с притчами.

Сквозная деятельность Составление словаря терминов; Создание галереи образов; Разработка макета собственной книги

Спасибо за внимание!


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры

Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции, поэтому преподавание ОПК тесно связано с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету.

Общие принципы дидактики: научности, системности, культуросообразности, природосообразности, последовательности изложения, -не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в христианском богословии. Нарушением принципа научности будет искажение материала, желание упростить восприятие школьников, например, использование икон современных авторов, на которых русские святые могут быть изображены на фоне зимнего пейзажа. Согласно сложившейся иконографической традиции независимо от того, когда происходили события, на всех иконах всегда лето и светлое время суток.

Принцип системности означает соответствие преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала можно привести учебное пособие протодиакона Андрея Кураева, где материал для четвероклассников изложен в системе от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Далее следуют темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообразности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка, возрастных особенностей, особенностей интеллектуального развития. Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков -- ситуации морального выбора, а для старших подростков -- образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650--1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

Особенные принципы преподавания православной культуры

Особенными дидактическими принципами преподавания основ православной культуры назовем являются принципы христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплощения, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос -- это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Преподаватель Наталья Павловна Цвелева


Методика преподавания ОпК находится в стадии становления, хотя за последние 20 лет многое сделано в этой области. В настоящее время нет недостатка в программах, учебниках и пособиях. Достаточно назвать учебный комплекс Л. Л. Шевченко, пособия и методические рекомендации А. В. Бородиной, программы О. Л. Янушкявичене и других педагогов и методистов. Однако всякий раз, продумывая сценарий урока, учитель ищет ответ на вопрос «КАК?» преподнести детям тот или иной материал. Понятно, что готовых штампов и жестких рекомендаций здесь быть не может, наши наблюдения и советы - результат педагогического опыта работы и в детской, и в юношеской аудитории, и в светской школе, и в светском университете .

Необходимо подчеркнуть, что мы не отрицаем тех творческих подходов, которые сложились в общей дидактике. Безусловно, учитывается опыт педагогов, психологов, культурологов (Л. С. Выготского, В. В. Зеньковского, С. А Рачинского, В. В. Давыдова, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой,В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, В. Ф. Шаталова и других). Принципы интеграции, концентричности, диалогичности задействованы в преподавании как общешкольных дисциплин, так и ОПК, как и в педагогике сотрудничества.

Напомним, что принципы организации и доминирующее основание урока неразрывно связаны с целями и задачами, которые ставит перед собой учитель. Здесь есть некоторые особенности.

Напомним основные задачи программы учебного предмета «Основы православной культуры» в соответствии с ведущими целями образования и воспитания общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании»:

Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

Воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

Передача современным школьникам знаний в области религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Принципы определения содержания программы ОПК:

Принцип исторического соответствия религиозным традициям России;

Принцип культуросообразности;

Принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);

Принцип укрупнения дидактических единиц. (См более подробно в книге Л. Л. Шевченко «Духовно-нравственная культура. Православная культура». Концепция и программа учебного предмета. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва, 2008).

Православная культура должна быть для ребенка не просто системой знаний, отвлеченных идей, но живых, запоминающихся образов, а в мотивационном аспекте - интересным и радостным знакомством с красотой православной культуры.

На первом этапе определим некоторые методические принципы и приемы работы с младшими школьниками.

Первым назовем принцип минимизации, принцип меры и соответствия выбранной темы уровню восприятия детьми тех или иных понятий, образов, исходя из возможностей ребенка в этом возрасте принять и осознать, прочувствовать то, о чем говорит учитель . Вряд ли стоит на первом этапе говорить с детьми о догматических понятиях: Бог, Троица, сакральный смысл Церкви. Первая встреча с детьми. Знакомство. Кого как зовут. «А вы знаете, что каждое имя что-то значит? У каждого из нас есть небесный покровитель. Посмотрим Святцы, узнаем, когда у кого день ангела, именины». Это значимо, доступно, близко и понятно детям.

На этот принцип меры указывают все педагоги.

С этим принципом минимизации тесно связан другой принцип - актуализации. Очень важно среди изобилия тем выбрать ту, которая созвучна интересам сегодняшних детей. Что заботит их? Что, в конечном итоге, повысит мотивацию обучения? Принцип освоения религиозного, культурно-исторического наследия родного края. Так называет этот подход православный психолог и педагог священник Б. в. Ничипоров. (См. его книгу Введение в христианскую психологию. М., 1994). Почему улица называется Якиманка? Воздвиженка? Пречистенка? А переулок Трехсвятский? Откуда такие фамилии: Успенский, Вознесенский, Рождественский, Покровский, Троицкий? И много других «почему» возникает у наших школьников . История храма, история родного города, история чтимых святынь, где религиозная тематика переплетается с краеведческой. Начать с того, что находится близко, рядом. Более подробно, видимо, позднее остановимся на том, как реализуется принцип актуализации в конкретном уроке,

Современным детям нужна не осведомленность, а живой контакт, который может взволновать, вдохновить, нужна не просто история, но сопереживание. Нельзя превращать знания в «мозговой катехизис» (Митр. Антоний Сурожский). Поэтому следующее методическое условие успешного преподавания - эмоциональность, образность, неординарность.

Например, разговор о сотворении мира стоит начать с предложения детям внимательно посмотреть вокруг. Приношу на урок арбуз, (есть же завтраки в школе), или груши и яблоки, словом, любой фрукт, но арбуз более впечатляет. Разве не чудо, что из маленького семечка вырастает такой плод? А соты? Эти пчелиные домики. Кто научил этих мушек строить такие ровные, красивые ячейки? И многое другое. Предлагаю детям принести свое чудо- кто-то камушек с берега моря, кто-то ракушку, кто-то - осенний кленовый лист. Посмотрите вокруг, даже в городе, как все красиво, премудро устроено. А уж бабочки, птицы и рыбки - давайте нарисуем. Через эмоциональное восприятие красоты Божьего мира - переходим к теме сотворения мира. А арбуз и семечки запомнятся навсегда. Однако, как показывает педагогическая практика, способность современного «асфальтового» ребенка воспринимать красоту мира искажена и в педагогическом плане запущена. Об этом явлении «эстетической глухоты» писал еще В. А. Сухомлинский. «Я привел детей на луг. Вечерний закат, жуки майские летают. Небо красками играет. Я говорю детям: «Смотрите, как красиво!» А они смотрят и не видят красоты». Поможем детям увидеть красоту! Душа ребенка способна на нее откликнуться.

Изучение православной культуры тесно связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть изображение, слышать музыку. Чтобы дети полнее восприняли православную культуру, учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики получили яркое, образное представление о теме урока. В этом помогает музыка, изобразительное искусство, художественная литература.

Важный принцип: творческого дела ученика , создание своеобразного символа темы, о которой шла речь. Необходимо пробуждать творческую активность детей.