На каких языках говорят народы южной америки. Состав населения современной южной америки

Очаги раннеклассового общества и государственности в Америке сложились гораздо позднее, чем в Азии, Африке и Европе ; это в значительной степени объясняется тем, что предки индейцев, первоначально очень малочисленные, затратили массу времени и усилий на освоение этой части света. Последние археологические материалы позволяют предполагать, что многие группы индейцев, особенно в Средней и Южной Америке (в области Анд), хорошо знакомые с земледелием еще пять-четыре тысячи лет назад, к рубежу новой эры достигли высокого уровня социально-экономического и культурного развития.

Коренное население Южной Америки по уровню развития разделялось на две большие группы. Территорию, лежащую к востоку от Анд, населяли народы, находившиеся на уровне первобытнообщинного строя и добывавшие средства к существованию охотой, рыболовством и собирательством. В Андах и на тихоокеанском побережье сложились сильные индейские государства с относительно высокой культурой земледелия и скотоводства, развитыми ремеслами, прикладными искусствами и начатками научных знаний.

Во внутренних районах Бразилии до сих пор существуют остатки племен языковой семьи же . Это один из народов Южной Америки, до сих пор сохранивший первобытнообщинный строй и ведущий бродячий образ жизни. На очень низкой ступени развития находились к приходу европейцев жители крайнего юга (огнеземельцы). Они не умели изготовлять одежды и защищали себя от холода звериными шкурами. Оружие делали из кости и камня, средства существования добывали охотой на гуанако и морским рыболовством, причем в море выходили на берестяных лодках.

На более высоком уровне развития находились племена, населяющие центральные и северные части материка в бассейне Ориноко и Амазонки (народы языковых семей тупи-гуарани, аравакской, карибской). Они и сейчас занимаются примитивным земледелием, возделывая маниок, кукурузу, хлопчатник. Охотятся они, применяя луки и стрелометательные трубки и используя моментально действующий растительный яд кураре. До настоящего времени эти народы сохранили родовой строй. В области южноамериканских Анд высокие культуры в I и начале II тыс. н. э. были созданы народами чибча на территории современной Колумбии и кечуа в пределах нынешних Перу, Боливии и Эквадора. Берега озера Титикака населяют аймара , один из наиболее высоко живущих народов мира. Основу коренного населения Чили составляла группа сильных земледельчиских племен, объединяемых под названием арауканов . На севере Анд, на территории современной Колумбии, к приходу испанских завоевателей сложилось культурное государство народов чибча-муиска.

В XIII-XV вв. одно из наиболее сильных племен, принадлежащих к языковой семье кечуа, инки , объединило разрозненные мелкие народы Анд и возглавило образовавшееся сильное государство. Сохранившиеся от них архитектурные памятники и письменные источники говорят о богатой и сложной цивилизации. Орошаемое земледелие было главным занятием. Инки приручили диких лам и использовали их для перевозки тяжестей, и разводили домашние виды лам, от которых получали молоко, мясо. Шерсть. Славились уменьем строить горные дороги и мосты из лиан. Знали гончарное ремесло, ткачество. Обработку золота и меди. Была частная и коллективная собственность на землю, во главе государства стоял верховный вождь с неограниченной властью. Они распространили свое влияние также и на более южные районы, где возникла самостоятельная, но близкая инкам культура оседлых земледельцев арауканов .

Помимо процессов этнической консолидации, протекавших в средне- и южноамериканских государствах, в этнической истории американских индейцев было мною других важных событии. Можно упомянуть, например, о массовых переселениях атапасков , которые освоили обширные пространства на территории современной Канады, США и Мексики, ассимилировав при этом ряд племен, говоривших на различных языках. Очень интересен процесс переселения с северного побережья Южной Америки на острова Карибского моря многочисленных племен карибов, которые истребили или подчинили себе живших здесь ранее араваков. Так как победители уничтожали почти всех мужчин из среды побежденных, то ко времени появления европейцев на этих островах сложилось своеобразное положение, при котором мужчины говорили на одном языке (карибском), а женщины на другом (аравакском). Таким образом, большинство народов Америки (как и всего мира) задолго до нашего времени было по своему происхождению этнически неоднородным и включало потомков разных племен, первоначально говоривших на самостоятельных и далеко по всегда родственных между собой языках.

Этнический состав Южной Америки , говоря об этой теме мы невольно подразумеваем испанцев с португальцами, которые начиная с XV в. начали ассимилироваться в южноамериканские субрасовые конгломераты. Однако не стоит забывать, что Южная Америка, как и Россия – это огромное географическое образование, которое населяют более 250 народов и народностей, находящихся друг с другом в тесном контакте, давая ростки все новым и новым этническим образованиям.

Современное население Южной Америки весьма и весьма разнообразно. В него входят представители трех различных рас:

  • американской (индейцы – коренное население);
  • европеоидной (потомки переселенцев из Европы);
  • негроидной (потомки привезенных рабов из Африки);

А если говорить проще, то это – индейцы, белые и негры. Также на континенте широко распространены многочисленные смешанные группы - метисы, самбо, мулаты.

Страна Площадь (км²) Население (2015 г) Плотность (чел/км²)
2 766 890 43 132 000 14,3
1 098 580 10 520 000 8,1
8 514 877 204 519 000 22,0
912 050 30 620 000 27,8
1 138 910 48 549 000 37,7
406 750 7 003 000 15,6
1 285 220 31 153 000 21,7
176 220 3 310 000 19,4
756 950 18 006 000 21,1
283 560 16 279 000 47,1
214 970 747 000 3,6
214 970 560 000 3,6
91 000 262 000 2,1
12 173 3 000 0,24

3 093 20 0
Всего 17 824 513 414 663 000 21,5

Немного истории

Расовое смешение в южноамериканских странах шло довольно быстрыми темпами, вдобавок складывались новые расовые типы. До прихода в конце XV в. Европейцев в Южную Америку, континент населяло множество различных индейских племен и народов, говоривших на языках , тупигуа-рани, и др. Однако появление европейских завоевателей (португальцев и испанцев) коренным образом произвело значительные изменения в этнической структуре Южной Америки.

Были ввезены десятки тысяч африканцев в качестве рабов для тяжелых работ на рудниках Перу и тростниковых плантациях Бразилии и Венесуэлы. Здесь образовались многочисленные населения смешанного негритянско-индейского и европейско-негритянского происхождения. Их вклад в местную культуру и участие в этнических процессах региона были довольно велики.

После того, как страны Южной Америки приобрели независимость, в Уругвае, Аргентине и Бразилии, произошли резкие этнические изменения. Это произошло за счет массового потока иммигрантов из Германии, Италии, Хорватии и других стран Западной и Восточной Европы. Также в Гайане и Суринаме, значительные изменения этнического состава произошли за счет потока иммигрантов из Азии, в основном из Индии и Китая.

Именно поэтому, большая часть современного населения южноамериканского континента имеет смешанное индейско-европейское происхождение, а на северо-востоке в большинстве своем – негритянско-европейское. В некоторых странах сохранились довольно крупные индейские народы: в Боливии, кечуа в Эквадоре, Боливии и Перу, арауканы в Чили.

Языковой состав

Языковой же состав среди населения Южной Америки значительно однородней. Со времен начала европейской экспансии сюда были привнесены португальский, испанский и прочие европейские языки. Сейчас испанский язык является официальным государственным языком в большинстве южноамериканских стран, на нем говорят порядка 240-250 млн. человек. Стоит отметить тот факт, что в испанском «латиноамериканском» языке под влиянием активной миграции появилось множество заимствований из французского, итальянского, английского и немецкого языков. Португальский язык — является государственным языком в Бразилии, французский во Французской Гвиане. К англоязычным странам относится Гайана. В Боливии, Парагвае и Перу наряду с испанским языком, официальными также считаются индейские языки

Среди туманных Андских гор, увенчанных вечными снежными шапками, берет свое начало река рек Южной Америки – прекрасная и вечно молодая Амазонка. Горы питают ее неиссякаемые силы живительной влагой, огромным числом минералов, солнечной благодатью и несметными тайнами, рожденными в недрах скалистых гор и нашептанными сердцем самой матушки Земли. Способен ли кто разгадать загадки этого уникального и таинственного материка? Кто приоткроет тысячелетнюю завесу неизвестности, плотно прикрывающую прошлое южноамериканского континента?

Именно коренные народы южноамериканского континента впитали в себя всю мощь и красоту местности, на которой они рождались и умирали, учились и ошибались, веселились и грустили. Индейцы Южной Америки, некогда «открытые» для европейского мира, стали носителями уникальной культуры, быта и жизненной философии, никоим образом не вписывавшихся в унифицированный и рациональный жизненный строй «цивилизованных» людей.

Европа не понимала или не хотела понимать восприятия мира обычного индейца, поэтому она его уничтожила. Огнем и мечем, как варвара, религией и «моралью», как дикаря, ненавистью и злобой, как преступника, европейцы набросились на беззащитных людей, вооруженных верой в свое Верховное Божество, копьем и луком со стрелами...



Неоспоримым является тот факт, что существовавшая на территории Южной Америки огромная Империя Инков, объединившая в себе сотни различных племен и народов, общая численность жителей в которой достигала нескольких десятков миллионов человек, является самым известным и наиболее изученным явлением в истории цивилизаций этого континента. Наравне с этим также известно, что взялось это уникальное государственное образование не с воздуха, и что Империи Инков предшествовали политически, культурно и религиозно сильные древние цивилизации, оставившие после великое наследие.

Как и для большинства доисторических народов и культур во всем мире, современные ученые пытаются придать древним жителям Южной Америки схожие черты, благодаря чему их удастся систематизировать. Но в силу того, что следов жизнедеятельности древних археологических культур очень немного, а на место таких культур в историческом и территориальном смысле пришли другие народы и племена, использовавшие блага своих предшественников, восстановить правдивую картину происходившего на этом материке задолго до прихода европейцев практически невозможно. Но даже то, о чем с уверенностью сегодня могут говорить исследователи, уже вызывает огромное уважение к древним индейцам, которые и предопределили уникальное и многообразное развитие поистине загадочной, но такой удивительной цивилизации сначала собственных народов, а потом уже и огромной Империи народов – инкской.

Известно, что колыбелью первых цивилизационных процессов на территории Южной Америки являются Анды, одна из наиболее высоких, наиболее длинных и наиболее древних горных систем на планете. Благодаря уникальному географическому положению, обеспечившему не менее уникальные климатические условия, территория Анд стала наиболее приемлемой для развития человеческих племен, в то время в большом количестве заселявших большую часть материка...



История человечества на Южноамериканском материке насчитывает многие тысячи лет, хотя это достояние практически недоступно современным людям. И дело даже не в том, что произошло истребление представителей последних носителей древней цивилизации более развитыми в техническом смысле народами, проблема скорее в том, что предыдущие цивилизации не оставили о себе других артефактов, кроме как археологических. Благодаря этому Южная Америка становится центром активного развития научных изысканий в области истории, археологии, криптографии и этнологии, вокруг которого рождается огромное количество современных мифов, легенд и историй, далеких от былой реальности. Но важно одно – история Южной Америки восстанавливается по крупицам именно сегодня, и каждый из нас может стать автором того или иного элемента в сложной, но очень увлекательной мозаике, изображающей человеческую жизнь на этом континенте задолго до прихода европейцев.

Пожалуй, самым известным и наиболее хорошо изученным является объединение южноамериканских племен, называемое сегодня Империя Инков. Она оформилась на заре второго тысячелетия н.э., путем экспансии одного из горных племен на соседние племена. Уже само появление столь мощной государственной организации, охватывающей в зените своего могущества территории многих современных стран, таких как Эквадор, Перу, Боливия, а также некоторые земли принадлежащие сегодня Аргентине, Колумбии и Чили, вызывает различные гипотезы о причинах ее возникновения. Выдвигаемые учеными версии базируются на фактах, интерпретация которых имеет разные следствия. Так, невозможность объяснить столь высокий технологический уровень исполнения архитектурных сооружений древними индейцами Южной Америки привела к тому, что создание Империи Инков приписывается некоторыми учеными представителям не аборигенных народов, а пришедшим извне племенам. К подобным выводам склоняет и мифология, и верования, и развитие научной мысли (познания в областях математики, астрономии и астрологии), относящиеся к достоянию инков. Крайним проявлением такой позиции является версия о том, что к формированию древних цивилизаций на этом континенте причастны внеземные расы, что навевает на романтический лад в изучении проблематики доисторической Южной Америки.

Но ортодоксальная позиция, принимаемая официальной историографией, гласит, что одно из племен, проживающее в долинах Анд, в начале 1000 года проявило активную экспансивную политику по отношению к своим соседям, в результате чего уже к 1200 году оно сумело захватить обширные территории. Зарождением Империи Инков принято считать момент, когда была перенесена столица образованного государства в город Куско, построенная как раз с такой целью. Неназванное племя, некогда проживающее на берегах высокогорного озера Титикака, подчинялось воле верховного правителя, именуемого Инка. Первый Инка Империи – Манко Капаку...



Глубокими тайнами окутана история народов Южной Америки, народов, создававших тысячи лет назад цивилизации, достижениям которых современный человек удивляется, не в силах увязать в своем понимании два факта – доисторический период и чудеса практической мысли. И дело не только в том, что сегодня тяжело даже придумать применение вещам, созданным этими народами давным-давно, сегодня тяжело просто поверить в то, что некогда существовали цивилизации, не менее развитые, чем царящая нынче цивилизация. Факты это подтверждают, но мозг упрямо не желает их воспринимать.

Благодаря такому положению вещей и появляется возможность возникновения различных спекуляций на темы, связанные с межпланетными контактами, путешествиями во времени, а также с характерными для псевдонаучной истории гипотезами о существовании сверх могущественных цивилизаций, живущих в параллельном мире и разное другое.

Но к сожалению, почему то ни современная историография, ни «неоклассические» исследователи не желают просто поверить, что ранее жили обычные люди, такие же как и мы с вами, со своими обычными проблемами, не менее и не более серьезными, чем наши. И просто не стоит спекулировать по этому поводу и приписывать давно почившим землянам сверхъестественные возможности или глубокие психические расстройства, а руководствоваться в решении проблем исключительно фактами, доступными всем и каждому.

Итак, что мы знаем сегодня об одной из наиболее хорошо изученных, и одновременно одной из самых загадочных культур Древней Южной Америки, называемой Чавин? Если говорить в общем, то количество накопленной информации об этой давно почившей цивилизации очень даже впечатляющее, а если говорить о конкретике, то до сих пор практически ничего и неясно.

Известно, что появление людей, являвшихся носителями культуры Чавин на той территории, где они создали известную цивилизацию, а именно на северо-западе горной системе Анды – в пределах современной Перу, датируется 900-ым годом до н.э. Возможно, что эти люди были представителями более древнего народа, создавшего неподалеку схожую, но более раннюю культуру – Куписнике. Пожалуй, на этом все более или менее понятное заканчивается, пропуская вперед не ясное.

Во-первых, все, что реально связывает Чавин и Куписнике – это территория, которая была для них общей. Но исчезновение культуры Куписнике датируется 1000-ым годом до нашей эры, а появление Чавин приходится на 100 лет позже. Общим для этих культур является храм, который, по мнению ученых, предшественники «передали» потомкам, которые храм и достроили. Называется этот храм «Дом Кондора» или Кунтур-Уаси. Что еще? Пожалуй, все.

Проявления цивилизации Чавин, в частности искусство, религия, мировоззрение, социальная формация, техническое развитие и уровень инженерной мысли не просто не сопоставим с возможностями культуры Куписнике...



Познавать историю, как и любую другую информацию, хорошо в сравнении. Потому что только таким образом можно не только узнать сухие факты, но и, сопоставив их, проанализировать полученные знания. А еще хорошо, и вместе с тем приятно, воспринимать новые знания не из учебников и пособий, а в живую, непосредственно, прикасаясь к ее пыльным тысячелетним памятникам, с которыми связаны события давно минувших дней.

Конечно, можно черпать информацию из-за студенческой лавки, можно протирать брюки в библиотеках, можно посещать лекции известных историков.… Ну а лучше всего самому отправиться на поиски новых впечатлений, новых эмоций и новых знаний, приоткрывающих завесу очередной тайны.

Именно так и поступают люди, которые жаждут победить тысячелетнее забвение, окутывающее сизым туманом историю многих забытых народов и цивилизаций, проживавших на Земле тысячи лет назад. О некоторых из них кое-что человечеству уже известно, а о большей части этих археологических культур остается лишь догадываться, собирая по крупицам все крошечные обрывки знаний и складывая их воедино.

Все это касается и истории южноамериканских народов, боровшихся за свое выживание и с соседями, и с природой, и с мрачным небытием, победить которое не под силу, к сожалению, никому. Какие-то цивилизации, например, Инки, сумели некоторую информацию о себе оставить, и то благодаря лишь тому, что знания о них зафиксировали их же убийцы. Хорошая услуга, не правда ли?...



Зерно хлеборобов культуры Мочика упало на благоприятный грунт, дав жизнь бесстрашным воинам и героям Южной Америки – культуре Чиму. Хотя прошло немало времени, прежде чем землепашцы, погрязшие в кровавых культах богам плодородия, сумели породить нечто сильное и жизнеспособное. Культура Мочика или Моче растворилась в прошлом, оставив после себя всего ничего – пару каменных пирамид, более похожих на груды камней, и пару сильных народов, одним из которых был народ Чиму.

Так кто же они, собственно, эти Чиму? Известно, что первая археологическая информация о новой сформированной культуре на западном побережье Южной Америки, пришедшей на смену Мочика, отсылает нас к началу первого тысячелетия. В это время вся прибрежная территория, начинающаяся на севере современного Перу и тянущаяся вниз вдоль Анд на 1000 км, принадлежала молодой, энергичной и сильной цивилизации, проявлявшей незаурядные познания и умения во всех сферах жизнедеятельности.

По раскопанным артефактам становится ясно, что культура Чиму, как носитель потенциала своих предшественников, раскрылась сразу в нескольких направлениях, решающим из которых стало обустройство государства. Их называют первыми южноамериканскими феодалами, ведь именно Чиму установили первыми аналогичный феодализму социальный строй в своей стране, называемой Чимор. Во главе государства находилась династия правителей, которой служили в качестве вассалов несколько могущественных семей, обладающих собственными землями, армиями и некоторыми правами автономии. У них были свои вассалы, которые поставляли своему правителю обученных для войны солдат, а также провизию, скот и оружие. К сожалению, этому народу не хватило мудрости и снисходительности провидения начать использовать металл для производства оружия, который они научились выплавлять. Если в то время первое металлическое копье появилось бы именно у Чиму, история второго тысячелетия Южной Америки пошла бы совершенно по другому сценарию. Но вместо этого весь свой потенциал носители культуры Чиму направили на изготовление товаров, востребованных соседними племенами, а также внутренними потребителями страны - знатью. Зарождение элементов торговли у культуры, практикующей натуральный обмен – явление весьма примечательное и о многом говорящее...



Культура Сикан – одно из многих белых пятен в истории Южной Америки. Странная получилась ситуация с этой цивилизацией, следы которой уходят в третью четверть первого тысячелетия, на рубеж заката одних мощных культур, и появления новых, более современных, но менее развитых. Люди, которых называют носителями сиканской культуры, дают о себе знать в нескольких уникальных памятниках, способных пролить свет на более точную в историческом плане судьбу народов Древней Южной Америки.

С одной стороны проблема культуры Сикан состоит в том, что авторство ее возникновения принадлежит только одному человеку, исследователю Идзуми Симада . С его именем и связано начало поиска истоков этой до недавнего времени не известной цивилизации. Чтобы проще в вопросе было ориентироваться, стоит указать, что иногда данную культуру называют культуру Ламбайеке, ранее выделяемую в отдельное звено в истории развития южноамериканского континента.

С другой стороны существует действительно несколько памятников археологической культуры, которые невозможно отнести к ранее описанным цивилизациям в силу разных причин. Соответственно, вопрос сиканской культуры был вынесен в отдельное дело, до сих пор активно развиваемое современной историографией. За несколько лет исследование есть определенные подвижки, позволяющие с определенностью говорить о такой цивилизации, как Сикан.

Конечно, письменных источников о данной культуре нет. Но есть археологические источники, в частности останки поселений, расположенные на территории современной Перу, а именно в северной ее части. Регионально это соотносится с местностью долин Ла-Лече, Сана, Мотупе и Ламбайеке, а также с областью Батан Гранде, где концентрация памятников сиканской культуры максимальная.

Так что же наверняка известно об этой цивилизации? Первым делом историки говорят о существовании этой культуры в промежутке между жизнедеятельностью культуры Мочике, уже известной по ряду публикаций и проявившей себя в истории Южной Америки, и объединением народов под эгидой Империи Инков, наиболее известной формации на этом континенте. Датируется же сиканская культура 750 – 1375 годами н.э. Наверняка известно, что конец этой цивилизации положили народы Чиму, основавшие царство Чимор, активно противостоящие Империи Инков и потерпевшие от нее поражение.

Последующие факты, принимаемые официальной историографией, как точные, являются не более, чем предположением, основанным на косвенных доказательствах. Во-первых, ранний период развития Сикана, начинающийся с 750 года, никакой конкретной информации о народе этой культуры не несет. Хочется лишь указать, что только основываясь на наличии своеобразной керамики на этой территории, историками делаются выводы о появлении новой цивилизации, в последующем развившейся до значительного уровня. Уже упоминаемый исследователь Симада находит еще некоторые подтверждения самобытности и уникальности Сикана в столь ранний период, но оставим приводимые им факты на его же совести...



И по сегодняшний день точно неизвестно, что происходило в доисторические (или же в доиспанские) времена на территории Южной Америки. Первые письменные сведения об этом периоде истории континента были составлены первыми европейскими колонизаторами на основе слов местного населения, которое, правду говоря, плохо понимало испанский язык. К слову сказать, особыми лингвистическими познаниями языковой группы пукина или кечуа прибывшие с Европы завоеватели также не отличались. Вот и получилось, что передавали информацию друг другу покоренный и покоряющий народы не совсем корректно и объективно. Что из этого получилось? Да практически ничего хорошего.

Не имея письменных источников, оставленных изучаемыми народами или их современниками, или каким-нибудь другим образом полученных достоверных данных о делах давно минувших дней, современные ученые пытаются найти способы связать воедино имеющиеся у них факты с помощью собственных теорий и гипотез. Наиболее подходящие из них становятся классическими и перекочевывают в учебники в качестве официальной историографии. Другие версии либо забываются и остаются в безызвестности, либо подхватываются оппонентами и разрастаются вглубь и ширь, обзаводясь различными непроверенными и необоснованно предполагаемыми фактами, деталями, подробностями и объяснениями. На фоне такого диссонанса мыслей и случился раскол официальной историографии с околонаучной деятельностью, каждая из которых предала свою конкурентку анафеме.

А ведь по-другому и быть не могло. Официальная наука, очень неповоротлива и крайне структурированная, не в состоянии воспринимать в себя все имеющиеся, вырванные из контекста истории Южной Америки факты. Имея свойство накопляться, отвергнутые или проигнорированные данные, не поддерживающие официальную историческую линию, однажды выделились в отдельную группу, постепенно выстроившись в альтернативную гипотезу. Ведь каждый отброшенный из одной версии факт принимается противоположной версией, усиливая последнюю и ослабляя первую. Именно так происходит и с историей Южной Америки, в частности с необъяснимыми на сегодняшний день феноменами высокоразвитой технократической цивилизации, именуемой Тиуанако, имеющей похожие на нее по уровню развития культуры.

Недалеко от одного из самых загадочных озер в мире, расположенного на высоте немногим менее 4 000 метров, а именно на восточном побережье озера Титикака, находятся развалины одного из самых спорных, самых загадочных и самых необычных городов планеты Земля – города Тиуанако. Так говорят люди, знающие значительно больше об этих остатках городища, чем обычные обыватели. Так говорят туристы, посетившие эти места. Так говорят представители туристических компаний, зазывающие сюда сотни тысяч туристов в год. Да и действительно, этот некогда могущественный город существенно отличается от всего того, что можно назвать классическими руинами. В Тиуанако собственно руин то и нет, ну разве что если называть таковыми рассыпавшиеся от толчков землетрясений многотонные каменные блоки, то там и сям хаотически лежащие на сочной и зеленой траве. Нет, в классическом понимании обывателя этот город нельзя назвать руиной...



История имеет свойство повторяться.… Эти хрестоматийные слова подразумевают одну важную характеристику истории человечества в том смысле, что ничто не ново на этой Земле, и что когда-нибудь кто-нибудь повторит, скажет, сделает или создаст то, что уже некогда было под этой Луной. Казалось бы, простая истина тем и проста, что под нее можно подобрать любые аргументы, любые аналогии или любые примеры, а опровергнуть ее фактически невозможно. Наверное, в этом и заключается особенность умных изречений - не быть попранными и оставаться на плаву, даже в самых неблагоприятных ситуациях. Странно, но применить эту фразу можно ко все той же мировой истории, но в совершенно другом ключе, достаточно неожиданном, на что последует лаконичная ремарка – история действительно имеет свойство повторятся. Итак, о чем же это мы? Да о культуре Чибча, проживающей на самых южных землях Южной Америки, фактически у самых пределов Мезоамерики, во времена, когда Европа стонала под ярмом феодального мироустройства, когда Европа жила во мраке Средневековья, в темные времена инквизиции и крестовых походов во славу Гроба Господнего. Имеем ли мы право призывать себе на помощь фразу о повторе истории? Пожалуй, да, ведь именно эти слова странным образом и с определенной долей мистики предопределяют дальнейшую судьбу тех народов, о которых ми поведем речь – о племенах Чибча и европейцах. Но оставим это на потом, и возвратимся вглубь веков, на 500, а то и 1000 лет назад, и представим себе, каким был юг южной Америки в то время.

Горные долины, экваториальные воздушные массы, огромные количества тепла и света, живящих землю и ее обитателей, в том числе людей, поселившихся здесь в пятом столетии н.э. Эти люди, добрые, мирные и тихие по натуре, изгонялись со всех земель, где они хоть раз собирались закрепиться. Но постоянное движение многих народов и племен, более сильных, многочисленных и агрессивных, не давало возможности предаться людям обычной мирной жизни. Вспоминается все та же аналогия с Европой и тем «цивилизованным» миром, историю которых мы хорошо знаем – большие массы людей устремляются в поисках счастья в неизведанные, пустынные земли навстречу своей судьбе, отдаваясь в руки провидению и своих сильных и мудрых вождей. И все это пятый век, все это происходит в Европе и Азии. В Америке происходит тоже самое?...



Что мы сегодня понимаем под словом «культура»? С одной стороны существуют академические определения этого термина, более узкие и более обобщающие, созданные разными людьми в разное время и охватывающие разные аспекты тех или иных проявлений деятельности человека. Одним словом, на Земле было, есть и будет много людей, желающих сказать свое слово и добавить свою лепту в формирование понятия «культура». С другой стороны есть огромная масса людей, так или иначе, не связанных с процессом анализа культуры как таковой, но каждый день создающие эту самую культуру собственным существованием, действиями, вкусами, языком, предпочтениями, эмоциями, воспоминаниями, традициями и так далее. То есть, существуют носители культуры, которые собственно ее и творят, исходя, в большинстве случаев, из традиций и мировоззрения своих предков и окружающих людей.

И вот на каком-то из временных отрезков сходятся и одни люди – академики и ученые, и другие – носители культуры в одном месте. И тогда происходит то, что мы называем наукой, а именно изучение, анализ, обобщения, систематизация, фиксация, каталогизация и расстановка всего на «свои» места с тем, чтобы в любой момент использовать то или иное знание в целях последующего изучения. Хорошо, когда обе группы этих людей непосредственно встречаются, общаются, формирует единое общее зрение, уточняя нюансы и корректируя неточности. Но что получается в том случае, когда одна из сторон не присутствует на таком «совете»?

В результате имеем именно такую ситуацию, которая сложилась в Южной Америке. Вопросы культуры на этом континенте изучается носителями абсолютно другой, далеко не дружественной цивилизации, при этом анализируются действия и существование людей, ушедших в могилу многие тысячи лет назад, а прах их потомков, хранивших в своих головах и сердцах элементы культуры, уже больше чем пять столетий питает растительность материка. Но давайте мы абстрагируемся от таких грустных размышлений и пойдем этим единственным путем, пока что доступным обычному человеку. Попробуем увидеть проблему культуры Южной Америки не изнутри, что было бы, по крайней мере, честно, а посмотрим на нее со стороны, как в кино. Возьмем лишь то, что нам нужно, и отбросим то, что нам не интересно или то, что нас не устраивает. Мы ведь можем это, не так ли? Что нам стоит не заметить какие мелкие несоответствия? Намного ведь проще поверить в то, что мы сами придумали?

Допустим, изучить историю давно забытых и погребенных под тоннами грунта народов и цивилизаций можно, конечно, в контексте исключительно поставленных задач. Ну, например, 5 000 лет назад построено то или иное строение или 300? Мы ведь можем? Можем.… Есть хорошие приборы, которые с точностью в 50-100 лет могут определить возраст объектов, содержащих в себе углерод, например, или кремний, или какие-то радиоактивные металлы. То есть, есть объективные данные, на которые можно опираться. Ну а есть домысли, основывающиеся на обобщениях, интерпретациях и экстраполяциях. Вот о них мы сегодня и поговорим...

Население Южной Америки составляет более 350 миллионов человек.
До конца XV века Южная Америка была населена индейскими племенами и народами, говорившими на таких языках как типигуа-рани, кечуа и чибча. Они обживали в основном Центральноандийское нагорье (его высокогорные долины). Но с появлением европейцев (испанцы, португальцы), коренное население стало вывозиться в Перу, Венесуэлу, как рабы, для работы на плантациях и рудниках, и страны Южной Америки стали обживать иммигранты из Италии, Германии и других европейских стран.
В большинстве своем, современное население имеет индейско-европейское и негритянско-европейское происхождение. Кроме того, во многих странах Южной Америки живут крупные индейские народы, например, в Перу и Эквадоре – кечуа, а в Чили – арауканы.

Этнический состав:

  • индейцы;
  • европейцы;
  • иммигранты из стран Азии;
  • негры.

В среднем на 1 км2 проживает 10-30 человек, но меньше всего людей живет в тропических лесах Амазонии и некоторых горных областях Анд. Что касается густонаселенных районов, то одним из таких районов является Пампа (он занимает весь Уругвай и северо-восток Аргентины).
Государственный язык - испанский, но, например, в Бразилии - португальский, а Тринидаде, Гайане и Тобаго – английский.
Крупные города: Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Лима, Богота, Салвадор.
Население Южной Америки исповедуют католицизм, протестантизм, христианство, индуизм, мусульманство.

Продолжительность жизни

В среднем жители стран Южной Америки живут до 65-70 лет. Так, например, в Чили этот показатель составляет 76, в Эквадоре – 71, а в Суринаме – 69 лет.
Несмотря на довольно высокие показатели продолжительности жизни, континент характеризуется достаточно повышенным уровнем смертности среди молодых и людей допенсионного возраста.
Основные причины смертности населения: онкологические, сердечно-сосудистые, инфекционные заболевания, а также, отравления, травмы и несчастные случаи.

Традиции и обычаи народов Южной Америки

Ритуалы – главные традиции народов Южной Америки. Например, в Бразилии брак молодых обязательно должен быть освящен в церкви, а на самом празднике должен присутствовать “колдун”, задача которого – помочь молодым уберечься от сглаза.
Венесуэла славится своими главными традициями - фестивалями, которые сопровождаются танцами и песнями. Кроме того, календарь жителей Венесуэлы насыщен разными праздниками, которые они отмечают весело и шумно.
Пристального внимания заслуживают традиции жителей Боливии – проживающих здесь индейцев и потомков от смешанных браков (их традиции являются олицетворением истинных традиций Южной Америки). Свои чувства они выражают песнями и танцами (популярными народными танцами являются аучи-аучи, куека, тинки).
Боливийцы занимаются народным искусством – плетением и вязанием (за последние 3000 лет оно нисколько не изменилось).
Еще одним местным обычаем является использование в обиходе листьев коки – их принято жевать, настаивать, делать из них чай и приправлять ими некоторые блюда (в европейских странах листья коки считаются наркотиком, а в Боливии они являются тонизирующим средством).
Если вы решите отправиться в Южную Америку, вы сделаете правильный выбор – вы сможете окунуться в загадочную жизнь этого материка.

Бостанжи Назар

Презентация "Коренное население Америки и его культура" к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Природа Нового Света"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коренное население Америки и его культура Работу выполнил: Бостанжи Назар обучающийся 4 «А» класса МБОУ СОШ №18 г. Белгорода

Коренным населением Америки, которое принадлежит к отдельной американоидной расе, являются Индейцы. Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией

Прародиной индейцев ученые считают Алтай, откуда они и выходили своими колониями на протяжении многих тысячелетий (примерно 70-12 тысячелетия до н. э.) в Новый Свет по так называемому Берингийскому мосту - древнему широкому перешейку между Америкой и Азией, на месте которого сейчас находится Берингов пролив, дабы освоить новые земли.

Жители наших краев постепенно расселялись по северной части Евразии, а потом перешли и в Западное полушарие, где превратились в индейцев.

После того как Америка была освоена, каждое отдельное племя стало развиваться в своем направлении. Общие тенденции, которые наблюдались у них, были следующими. Индейцы Южной Америки чтили материнский род. Жители Северной части континента довольствовались патриархатом. В племенах Карибского бассейна наблюдалась тенденция перехода к классовому обществу

Северные племена Коренное население Северной Америки занимало территорию нынешней Канады с США, начиная от вечных ледников и заканчивая Мексиканским заливом. Там сложилось множество различных культур На юге Северной Америки племена считались наиболее развитыми, так как аборигены тут занимались земледелием, применяя метод искусственного орошения, а по совместительству разводили домашний скот. Северные индейцы, которые заселили верхнюю часть Канады охотились на оленя-карибу, а также занимались ловлей рыбы. Северо-западные племена занимались ловлей рыбы, а также морской охотой. Калифорнийские индейцы занимались обычной охотой и ловили рыбу Индейцы Вудленда занимали всю восточную часть современных США. Эти люди промышляли оседлым земледелием. Индейцы Великих равнин – известные охотники на диких бизонов.

Карибский бассейн Коренное население Центральной Америки было наиболее развитым. Именно в этой части континента развивались сложнейшие на те времена подсечно-огневая и орошаемая системы земледелия Т ут начали осваивать металлургию, а первобытно-общинный строй уже переходил к классовому, превращался в рабовладельческое государство. Среди племен, которые жили в Карибском бассейне, можно назвать ацтеков, миштеков, майя, пурепеча, тотонаки и сапотеки. Коренное население Латинской Америки на этих землях также занималось скотоводством Выращивали маис, бобовые, подсолнечник, тыква, агава, какао, хлопчатник. Тут также выращивали табак.

Южная Америка Коренное население Южной Америки было не столь сильно развитым. Исключение может составить лишь Империя Инков, которая располагалась в Андах и была населена одноименными индейцами. На территории современной Бразилии проживали племена, которые занимались мотыжным типом земледелия, а также охотились на местных птиц, млекопитающих. Территорию Аргентины занимали конные охотники на гуанако. На Огненной Земле и занимались ловлей рыбы.

Империя инков Это величайшее объединение индейцев, которое существовало в 11-13-м веках на территории нынешних Колумбии, Перу и Чили. До прихода европейцев местные жители уже имели свое административное деление. Империя состояла из четырех частей, а каждая из них, в свою очередь, делилась на провинции. Империя инков имела свою государственность и законы, которые преимущественно были представлены в виде наказаний за те или иные злодеяния. Система управления страной у них была, скорее всего, деспотично-тоталитарной. В этом государстве также была армия, имелся определенный социальный строй, над нижними слоями которого производился контроль. Главным достижением инков считаются их гигантские магистрали. Дороги, построенные ими на склонах Анд, в длину достигали 25 тысяч километров. Для передвижения по ним использовали лам как вьючных животных.

Традиции и культурное развитие Культура коренного населения Америки – это главным образом их языки общения, многие из которых до сих пор полностью дешифровать не представляется возможным. Каждое племя имело не просто свой диалект, а свой автономный язык, который звучал лишь в устной речи, не имел при этом письменности. Первая азбука в Америке появилась лишь в 1826 году. До этого момента аборигены континента использовали пиктографические знаки, а если приходилось общаться с представителями иных поселений, то применяли жесты, телодвижения и мимику.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями. Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши. К онические палатки из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами. Глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища - дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озёр; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки

Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён.

Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев Великих равнин на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов)

Божества индейцев Большинство племен Северной Америки полагали, что божество – это некая плоскость, которая находится далеко в океане. По их легендам, их предки проживали на этой плоскости. И те, которые совершили грех или проявили неосторожность, сваливались с нее в зияющую пустоту. В Центральной Америке божествам придавали вид животных, чаще всего птиц. Мудрые племена инков нередко своими богами считали прототипы людей, которые создали мир и все, что в нем есть.

Мифологический аспект Изначально все сказки, легенды и прочие народные сочинения, которые принадлежали индейцам, могли поведать нам об их жизни, о быте, о способах добывания пищи. Эти народы воспевали птиц, диких млекопитающих и хищников, своих братьев и родителей. Немного позже мифология приобрела несколько иной характер. У индейцев появились мифы о сотворении мира, которые очень похожи на наши библейские. Примечательно, что во многих рассказах американских коренных народов присутствует некое божество – Женщина с косами. Она является одновременно олицетворением жизни и смерти, пищи и войны, земли и воды. У нее нет имени, но упоминания о ее могуществе встречаются практически во всех древних индейских источниках.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника, табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, ряда вида бобовых, кабачков Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод, в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота. Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами - мускусная утка.