Грэм грин биография. Грэм грин биография Начало писательской карьеры

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

“Главные герои книги непременно должны иметь некоторое сходство с автором, они выходят из его тела как ребенок из лона; потом пуповину перерезают, и они растут самостоятельно. Чем лучше автор знает собственный характер, тем дальше он может отходить от придуманных им героев, и тем больше места им остается для роста.” (Грэм Грин, “Пути спасения”, 1980).

Грэм Грин родился в Беркхэмстеде, Хертфордшир; сын Чарльза Грина и Марион Рэймонд Грин, старшей кузины Роберта Льюиса Стивенсона. У Грина-старшего была плохая университетская успеваемость, но он возглавил Беркхэмстедскую школу, сменив доктора Томаса Фрая. Чарльз Грин обладал прекрасным интеллектом. Поначалу он собирался стать адвокатом, однако обнаружил склонность к преподавательской деятельности и решил остаться в Беркхэмстеде. Часто его уроки истории были в большей степени комментариями к краху либерализма, чем собственно уроками. Его брат Грэм закончил карьеру в качестве постоянного секретаря адмиралтейства.

Грэм учился в беркхэмстедской школе и колледже Баллиол в Оксфорде. У него был природный дар к писательству, и за три года в Баллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале “Оксфорд Аутлук” и в “Вестминстерской еженедельной газете”. В 1926 году он обращается в католичество, объясняя это так: “Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами.” Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение “католический писатель”.

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Он работает в лондонской “Таймс” (1926-1930) и “Спектейторе”, где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1927 году он женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: “Терпеть не могу детей”. После распада брака у него было несколько увлечений, среди которых в 1950 г. шведская актриса Анита Бьорк, чей муж, писатель Стиг Дэгермен, покончил с собой. Любовницы Грина зачастую были замужними иностранками. В 1938 Грин начал отношения с Дороти Гловер, театральной костюмершей, они были сильно увлечены друг другом до конца 40-х. Она начинала карьеру как книжный иллюстратор под именем Дороти Крейги и писала детские книги, среди которых “Никки, негр и пират” (1960).

Во время Второй мировой войны Грин занимался “простой бесполезной работой”, как он впоследствии говорил, ведя разведывательную деятельностью для лондонского Форин Офис (министерство иностранных дел) под непосредственным руководством Кима Филби, будущего перебежчика в СССР. Одна из миссий завела Грина в Западную Африку, но в своих письмах издалека он нимало не обнаруживал восторженности: “Это не официальная резиденция, здесь нет хранилища для провизии, здесь тьма-тьмущая мух, которые слетаются из помойки в африканском буше вокруг дома”, писал он в Лондон. Грин вернулся в Англию в 1942 году. После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря свои антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин, но английская писательница Эвелина Во (Evelyn Waugh), которая хорошо знала Грина, в письме к своему другу уверяла, что автор - “секретный агент с нашей стороны, а все его расшаркивания с русскими - прикрытие”.

Шпионские романы Грина были частично основаны на его личном опыте в британском Форин Офис в сороковые годы и длившимися всю жизнь связями с британской разведкой СИС, “Сикрет интелиджент сервис”. Как агент и писатель, он продолжает старую традицию от Кристофера Марлоу, Бена Джонсона и Даниэля Дефо до современных писателей Джоне Ле Карре, Джона Диксона Кара, Сомерсета Моэма, Алека Во и Теда Олбери (John Le Carré, John Dickson Carr, Somerset Maugham, Alec Waugh, Ted Allbeury). Дядя Грина, сэр Вильям Грэм Грин, помог основать департамент военно-морской разведки, а его старший брат, Герберт, занимался шпионажем в японском императорском флоте в тридцатые годы. Младшая сестра Грэма, Элизабет, сотрудничала с отделом разведки МИ-6 и завербовала брата на штатную должность в службе. Со своим старым другом Филби Грин снова встретился в конце 80-х в Москве.

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: “Часть жизни” (1971) и “Пути спасения” (1980), а также историю дружбы с панамским диктатором генералом Омаром Торрихосом. Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: “Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге”. За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию. Первая часть книги вышла в 1989 году.

Грин был весьма плодовитым и разносторонним писателем. Он написал пять драм и сценарии для различных фильмов, основанных на его произведениях. “Третий” (The Third Man, 1949), появился из одного высказывания: “Я распрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб опустился в холодную февральскую землю, и не верилось, что я видел, как он шел неузнанный среди толпы незнакомцев на Стрэнде”. Готовясь к фильму, Грин прибыл в Вену, где репортер рассказал ему о торговле водорастворимым пенициллином на черном рынке. За 9 тысяч фунтов, полученных им от Александра Корда, он купил яхту и виллу в Анакапри. Позднее он изобразил Корда в “Проигравший забирает всё” (1955) как Дрейцера, крупного дельца.

В 30-е и в начале сороковых он написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для “Спектэйтора”. Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. “Неадекватное чувство реальности” Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к “Я исповедуюсь” (“I Confess”, 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг. В этой истории священника ошибочно обвиняют в убийстве. Хотя Грин знал, что некоторые критики считают его книги развлекательными, его образцами для подражания были Генри Джеймс, Джозеф Конрад и Форд Мэдокс Форд. В его личной библиотеке было большое собрание работ Джеймса.

Первая опубликованная книга Грина “Журчащий апрель” (“Babbling April”, 1925) была поэтическим сборником. За ней последовали две новеллы в духе Джозефа Конрада. Название для “Человека внутри” (“The Man Within”, 1929) было взято у сэра Томаса Брауна (1605-1682): “Внутри меня есть человек, который на меня сердит”. Грин начал писать его, чтобы отвлечься от болезненного ухода из “Таймс”. Киноверсия этой книги с Майклом Редгрейвом и Ричардом Аттенборо в главных ролях вышла в 1947 году. Грин получил письмо из Стамбула, в котором фильм хвалили за вызывающую гомосексуальность.

После безуспешных попыток в качестве романиста Грин был близок к тому, чтобы забросить писательство. Его первой удачей был “Стамбульский экспресс” (“Stamboul Train”, 1932), триллер, приправленный местным колоритом и политическими интригами. Грин нарочно писал его в угоду читателям и для привлечения кинорежиссеров. Один из его героев, Квин Сейвори, был пародией на Дж.Б. Пристли - Грин едко изобразил писателя как развратника. Пристли тогда только что опубликовал роман, на который вышло несколько рецензий, где его сравнивали с Диккенсом. Сейвори в книге Грина был известным романистом в стиле Диккенса. В следующем году он критиковал другого популярного писателя, Беатрис Поттер, в статье, озаглавленной “Беатрикс Поттер: критическая оценка”. Досталось и Ширли Темпл, девятилетней американской актрисе, о которой Грин написал в журнале “Ночь и День”, что “ее поклонники - мужчины средних лет и священники - реагируют на ее двусмысленное кокетство, на достоинства ее стройного и соблазнительного тела, исполненного чрезмерной живостью”. В тот раз Грину пришлось заплатить за это замечание.

“Доверенное лицо” (“The Confidential Agent”, 1939) - загадочное произведение о таинственном Форбсе/Фурштейне, богатом еврее, планирующем уничтожить традиционную английскую культуру изнутри. Тем не менее, в 1981 автор был приглашен в Израиль и награжден Иерусалимской премией. Впервые он посетил Израиль в 1967 году и некоторое время провел лежа на песчаных дюнах под огнем египтян и думая, что Шестидневная война “была несколько неправильным термином. Несомненно, война еще идет”. Религиозность Грина неочевидна в его прозе вплоть до “Брайтонского леденца” (“Brighton Rock”, 1938), который изображает гангстера-подростка Пинки как одержимого демоническими силами. Религиозные темы проявляются в романе “Сила и слава” (“The Power and the Glory”, 1940), “Суть дела” (“The Heart of the Matter”, 1948), которые Грин характеризовал как “успех в самом вульгарном смысле этого слова” и “Конец одного романа” (“The End of the Affair”, 1951), который принес Грину международную известность. История, частью основанная на личном опыте Грина, была о влюбленном, который боится любить и быть любимым. Эти романы сравнивались с произведениями таки французских писателей-католиков, как Жорж Бернанос и Франсуа Мориак. “Внезапно я обнаружил, что меня считают католическим писателем в Англии, Европе и Америке - это последний титул, которого я добивался бы”, - позже выражал недовольство Грин.

Грин то и дело возвращался к вопросу о прощении. В своей рецензии на “Суть дела” подверг критике концепцию Грина об “очистившемся грешнике”: “Он выступает как разделяющий идею, которая носится в воздухе со времен Бодлера, что в пороке есть некоторое изящество; ад — что-то вроде ночного клуба для высшего общества, вход в который зарезервирован только для католиков”. Роман принял окончательные черты в Сьерра-Леоне, где у автора был тяжелый период во время войны. Майор Скоби, герой повествования, умирает, произнося: “Господи, я люблю…”.

“Конец одного романа” частично основан на романе Грина с Кэтрин Уолстон, которую он повстречал в 1946 году. Она была замужем за одним из самых богатых людей Англии, Генри Уолстоном, видным сторонником лейбористской партии. Кэтрин была матерью пятерых детей. Отношения Грина и Уолстон продолжались более десяти лет, и послужили для другой книги, “Два года спустя” (“After Two Years”, 1949), которую напечатил в 25 экземплярах. Большинство из них позже было уничтожено. В “Конце одного романа” Кэтрин была Сарой Майлз, а сам писатель – популярным романистом Морисом Бендиксом, который рассказывает их историю и пытается понять, почему Сара покинула его. Морис узнает, что когда он был ранен при бомбежке во время войны, Сара обещала Богу, что покинет Мориса, если тот выживет. Сара умирает от воспаления легких. Ответ Мориса на вызов небес - “я ненавижу тебя, будто Ты существовал”.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул “Лолиту” Владимира Набокова на “Книгу года” в “Санди Таймс”, одобрял участников “Great Train Robbery” * . В письме в “Спектейтор” он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 50-е внимание Грина перешло с религии на политику. Он жил в отеле “Маджестик” в Сайгоне, совершал поездки в Гонконг и Сингапур. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау ** , в 1956 году провел несколько недель в Польше, пытаясь помочь музыканту перебраться на Запад.

Впечатления, полученные в Азии, вылились в роман “Тихий американец” (“The Quiet American”, 1955) об участии США в индокитайском конфликте. В центре повествования — убийство Олдена Пайла. Рассказчик, расчетливый журналист Томас Фаулер, пристрастившийся к курению опиума, устраивает так, что Пайла убивают местные повстанцы. Пайл отбивает у Фаулера его подругу Фуонг; он имеет отношение к террористическому акту, взрыву бомбы в местном кафе. “Тихий американец” считался в СССР проявлением симпатии к коммунизму, в Москве по нему была поставлена пьеса. “Наш человек в Гаване” (“Our Man In Havanna”, 1958) появился после путешествия на Кубу, но наброски сюжета были у Грина гораздо раньше. По роману в 1959 году был снят фильм режиссером Каролем Ридом. Во время съемок Грин встретил Эрнеста Хемингуэя и был приглашен к нему домой выпить. В “Комедиантах” (“The Comedians”, 1966) изображен репрессивный режим “Папы Дока” Дювалье на Гаити. “Путешествие с тетушкой” (“Travels With My Aunt”, 1969), экранизированная Джорджем Кьюкором, приглашает читателя в кругосветное путешествие с необычной парой: близорукий банковский работник на пенсии и его темпераментная тетушка Августа, чьи “два крупных передних зуба придавали ей здоровый неандертальский вид”. “Почётный консул” (“The Honorary Consul” 1973) - драматический сюжет о заложниках в Парагвае. “Человеческий фактор” (“The Human Factor”, 1978) держался в списке бестселлеров в “Нью-Йорк Таймс” шесть месяцев. В романе агент влюбляется в чернокожую женщину во время миссии в Южную Африку. Книга не удовлетворяла Грина и он собирался оставить ее в черновиках - она висела “как мертвый альбатрос” на его шее. Интересно, что его друг Ким Филби вспомнал, что ему прислали экземпляр в Москву, но отрицал, что послужил прототипом для двойного агента Мориса Касла.

Британский писатель, драматург и литературный критик. Один из самых известных писателей 20-го века; одинаково любим и почитаем и широкими народными массами, и любителями интеллектуальной литературы.


Родился Грэм Грин в Беркхамстеде, Хартфордшир, Англия (Berkhamsted, Hertfordshire, England). Он был четвертым из шестерых детей; младший его брат Хью (Hugh) позже стал генеральным директором BBC, а старший – Рэймонд (Raymond) – выдающимся медиком и альпинистом.

В школе Грэму Грину приходилось нелегко – даже несмотря на тот факт, что директором этой школы был его же отец. Издевательства одноклассников несколько раз доводили Грина до попыток самоубийства. В конечном итоге 16-летнего Грэма отправили в Лондон к психоаналитикам – шаг по тем временам практически крайний. Следует отметить, что были у Грэма в школе и друзья – сатирик Клод Кокберн (Claud Cockburn) и историк Питер Куэннелл (Peter Quennell).

В 1922-м Грэм Грин вступил – хотя и ненадолго – в ряды коммунистической партии Великобритании.

В 1925-м Грин – на тот момент учившийся в Баллиол-колледже Оксфорда (Balliol College, Oxford) – издал свою первую книгу; сборник стихов "Babbling April" принят был довольно вяло. В Оксфорде Грэм продолжал страдать от довольно сильной депрессии, однако виду не подавал.

Окончив учебу и получив степень по истории, Грин устроился работать частным преподавателем. Позже Грэм переключился на журналистику; сначала он работал в "Nottingham Journal", затем – в "The Times". Еще в "Nottingham Journal" Грэм познакомился с Вивьен Дэйрелл-Браунинг (Vivien Dayrell-Browning), сумевшей превратить его из агностика в католика. В 1926-м Грин окончательно переквалифицировался в католика, а в 1927-м – женился на Вивьен. В браке у них родилось двое детей. В 1948-м Вивьен и Грэм разъехались; у писателя в дальнейшем было еще несколько романов, однако развода он так и не получил и второй раз не женился.

Первую свою книгу – "Человек внутри" ("The Man Within") – Грин издал в 1929-м. Приняли его дебют довольно тепло; Грэм обрел веру в себя, бросил работу помощника редактора и переключился на написание книг. Следующие его работы, "The Name of Action" и "Rumour at Nightfall", к сожалению, успех первой книги не повторили. Четвертая книга, "Стамбульский экспресс" ("Stamboul Train"), читателям понравилась – через два года по ней даже сняли фильм.

Существовал Грэм Грин в то время на доходы от книг и заработную плату внештатного журналиста. Параллельно Грин редактировал журнал "Night and Day", который в 1937-м закрылся. Некоторую роль в этом сыграл и сам Грин – его отзыв на картину "Wee Willie Winkie" стоил журналу проигранного судебного иска. Грэм Грин назвал звезду фильма 9-летнюю Ширли Темпл (Shirley Temple) "сомнительной кокеткой"; сейчас эта рецензия считается одним из первых примеров критики навязчивой сексуализации детей.

Книги Грина можно примерно разделить на два вида – триллеры (преимущественно развлекательная литература с легкими философскими нотками) и более серьезные труды (на которых, по мнению Грэма, его репутация и основывалась). Со временем, однако, виды эти начали сливаться до почти полной неразличимости; последней "чисто развлекательной" книгой по мнению самого Грэма стала "Наш человек в Гаване" ("Our Man in Havana") 1958-го.

Грин по праву считался одним из самых "кинематографических" писателей своего времени; большинство его повестей и многие его пьесы и рассказы рано или поздно были экранизированы. По данным Internet Movie Database всего в период с 1934-го по 2010-й вышло 66 картин по книгам Грэма Грина.

На протяжении своей жизни Грэм Грин много путешествовал; очень часто судьба заносила его в чрезвычайно отдаленные от Англии уголки земного шара. В конечном итоге активного путешественника завербовали в MI6; сделала это уже работавшая на британскую разведку сестра Грина Элизабет (Elisabeth). Другом и руководителем Грина была сам Ким Филби (Kim Philby), позже оказавшийся советским агентом. Путешествия помогали Грэму Грину и в литературной деятельности – он нередко вводил встреченных им персонажей в собственные произведения.

Впервые покинул Европу Грин в 30 лет, в 1935-м – тогда он отправился в Либерию (Liberia). Путешествие дало ему достаточно материала для путевого дневника "Путешествия без карты" ("Journey Without Maps"). В 1938-м Грэм Грин отправился в Мексику (Mexico); писатель пожелал лично пронаблюдать за новой правительственной антикатолической секуляризационной программой. По мотивам этой поездки Грэм Грин написал две книги – документальную "Дороги беззакония" ("The Lawless Roads"), выходившую в США под названием "Другая Мексика" ("Another Mexico") и художественную "Сила и слава" ("The Power and the Glory"). В 1953-м Грэму дали понять, что "Сила и слава" наносит явный ущерб репутации церкви; весть эта, судя по всему, исходила из высших эшелонов церковной власти. Известно, впр очем, что позже Грину довелось пообщаться с самим папой Павлом VI (Paul VI); тот признал, что некоторые фрагменты священников и впрямь задевают, однако в целом Грину на критиков внимание обращать не стоит.

В 1966-м Грин, ставший жертвой финансовой махинации, решил покинуть Британию и обосноваться в Антибе (Antibes) – поближе к своей новой возлюбленной, Ивонн Клоэтте (Yvonne Cloetta). Роман их продолжался до самой смерти писателя.

Генри Грэм Грин - один из лучших английских писателей XX века, Почетный доктор Кембриджского (1962), Оксфордского (1963), Эдинбургского (1967) и Московского (1988) университетов. Родился 2 октября 1904 г. в городке Беркхэмстеде (графство Хартфордшир) в семье Чарльза Генри Грина, директора привилегированной местной школы, и Мэрион Грин. В школе отца и начал учиться. Однако здесь весьма поощрялось доносительство, и Грэм оказался в очень сложном положении: его вынуждали к шпионажу и в пользу администрации, и в пользу однокашников. В конце концов, после нескольких попыток самоубийства, он из школы сбежал. Учебу продолжил в престижном Баллиол-колледже Оксфордского университета. У него был природный писательский дар, и за три года в Баллиоле он опубликовал в студенческом журнале «Оксфорд Аутлук» и «Вестминстерской еженедельной газете» более 60 поэм, рассказов и очерков. По окончании университета пытался работать в различных компаниях, но безуспешно, а в 1926 г. нашел, наконец, свое призвание - стал журналистом и помощником редактора газеты «Таймс». К этому же периоду относятся его первые литературные опыты. Роман «Человек внутри» (название было взято у сэра Томаса Брауна: «Внутри меня есть человек, который на меня сердит»), увидевший свет в 1929 г., приносит ему известность. Он оставляет постоянную работу в редакции и с 1930 г. становится профессиональным писателем. Разъезжает по всей планете, нередко оказываясь в «горячих точках», где и собирает материал для своих книг. Совершает длительную поездку в Африку, проходит пешком сотни миль по территории Сьерра-Леоне и Либерии. В 1938 г. путешествует по Мексике, посещает Панаму. С началом Второй мировой войны его призывают на военную службу, и он получает назначение в британскую разведку. После войны работает в Индокитае в качестве внештатного корреспондента журнала «Нью рипаблик». Он уже знаменитый писатель. Его читают во всем мире. Один за другим выходят романы: криминальные, детективные, политические, сатирические, философские, с захватывающей интригой, - «Меня создала Англия» (1935), «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Тихий американец» (1955), «Наш человек в Гаване» (1958), «Ценой потери» (1961), «Почетный консул» (1973), «Человеческий фактор» (1978), «Доктор Фишер из Женевы» (1982) и многие другие. Они зачастую насыщены острыми драматическими ситуациями и в совокупности образуют, по выражению критиков, особую страну, «Гринландию». Мировое зло присутствует здесь как осязаемая сила, а герои, сломленные жизнью люди, находятся в тяжелейшем нравственном тупике. Человек в постоянной борьбе с самим собой, великий грешник, умирающий как герой, - вот основная тема Грина. Он всегда готов срывать маски с фальшивых авторитетов и умеет находить героизм там, где его меньше всего ожидаешь найти. В последние годы писатель жил на юге Франции, в Антибе, можно сказать, в добровольном изгнании, поскольку не очень ладил с британским истеблишментом.
Скончался Грэм Грин 3 апреля 1991 г. в Веве, швейцарском курорте на берегу Женевского озера. Крупнейший современный английский прозаик, он уже при жизни воспринимался как классик, был необычайно популярен и получил множество наград и премий. Наследие писателя и память о нем - в его книгах. Литературный багаж Грина довольно обширен: свыше 25 романов, сборники новелл и эссе, пьесы и киносценарии, детские и автобиографические произведения, путевые записки. В 1992 г. в России вышло его шеститомное собрание сочинений.
В нашем собрании представлен художественный фильм

Английский писатель, также сотрудник британской разведки Грэм Грин .

Генри Грэм Грин родился в семье директора школы. С детства он любил читать приключенческую литературу. В школе его часто дразнили, что привело Грэма к попыткам самоубийства. После этого Грэм Грин бросил школу и окончил колледж при Оксфордском университете.

Творческая деятельность Грэма Грина/Graham Greene

В начале своей карьеры Грэм Грин работал внештатным корреспондентом «Times» , но уже после выхода своего первого романа «Человек внутри» в 1929 году бросил журналистику. Последующие его книги были с элементами детективного жанра, и сам писатель называл их «развлекательными». В 1935 году вышла книга «Меня создала Англия» о влиянии прогресса на жизнь общества и на людей.

В 1932 году был впервые экранизирован роман Грина «Поезд идет в Стамбул».

В 30-х годах Грэм Грин путешествовал. После странствий по Мексике писатель написал свой лучший роман «Сила и слава» , который сначала осуждала католическая церковь. В романе описываются события 1916 года в Мексике, когда происходили жестокие гонения на католическую церковь.

В годы Второй Мировой войны Грин был представителем министерства иностранных дел Великобритании в Португалии, а на самом деле – шпионом. После войны Грэм Грин работал корреспондентом во Вьетнаме, Индокитае и Западной Африке, после чего написал роман «Тихий американец» . Грин работал как военный репортер в горячих точках.

В 1950 году Грэм Грин был номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий фильма «Поверженный идол» . Премию он, правда, не получил. Через 4 года Грин выступил в качестве продюсера фильма «Рука незнакомца» .

Грэма Грина многократно выдвигали на Нобелевскую премию, но он ее так и не получил.

Десять из 26 романов, написанных Грэмом Грином , экранизированы. Также Грин известен своими пьесами, очерками и рассказами.

Последние годы жизни писатель прожил во Франции и Швейцарии, где и умер в 1991 году.

Личная жизнь Грэма Грина/Graham Greene

В годы учебы в Оксфорде Грэм Грин ухаживал за Вивьен Дейрелл-Браунинг . Ей было 19 и замуж она не торопилась. При этом, разглядев в Вивьен некий образ Мадонны, Грэм бросил все силы на покорение сердца красавицы. За два с половиной года он написал ей более двух тысяч писем. Ради Вивьен Грин стал католиком.

После их свадьбы Грэм Грин стал часто ходить в публичный дом, потому как его молодая жена боялась плотской любви. Но в их браке все же было двое детей.

В середине 30-х годов у писателя был серьезный роман с проституткой Аннет. Он посещал публичные дома всех стран, где только побывал.

Брак Грина с Вивьен развалился перед началом войны. А в 1939 году его любовницей стала Дороти Глоувер , танцовщица и в будущем книжный иллюстратор. Она была толстушкой и коротышкой, а чертами лица походила на лягушку, многие друзья писателя не могли понять, чем же она его приворожила.

Экранизации произведений Грэма Грина/Graham Greene

  • 1940 - 21 день
  • 1942 - Оружие для найма
  • 1944 - Министерство страха
  • 1945 - Секретный агент
  • 1947 - Беглец
  • 1947 - Брайтонская скала
  • 1948 - Поверженный идол
  • 1949 - Третий человек
  • 1953 - Суть дела
  • 1955 - Конец романа
  • 1957 - Святая Иоанна
  • 1958 - Тихий американец
  • 1959 - Наш человек в Гаване
  • 1967 - Комедианты
  • 1972 - Путешествия с моей тётей
  • 1973 - Меня создала Англия
  • 1979 - Человеческий фактор
  • 1982 - Шокирующая случайность
  • 1983 - Почётный консул
  • 1988 - Десятый человек
  • 1990 - Рулетка счастья
  • 1991 - Ловушка для убийцы
  • 2001 - Двойные неприятности
  • 2001 - Тихий американец
  • 2006 - The End of the Party
  • 2010 - Брайтонский леденец
  • 2013 - A Little Place Off the Edgware Road

Грэм Грин (англ. Henry Graham Greene , урождённый Генри Грэм Грин ) - английский писатель, в 1940-е годы - сотрудник британской разведки.

В 1956 отказался от ордена Британской империи; принял орден Кавалеров Почёта в 1966 и орден «Орден Заслуг» в 1986 . Лауреат Иерусалимской премии (1981 ).

Родился в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урождённая Рэймонд). В семье был четвёртым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признáется, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Баллиол-колледже Оксфордского университета.

Ранние годы

Первоначально работал журналистом в «Ноттингэм Джорнэл », затем внештатным корреспондентом «Таймс ». В 1926 году принял католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви ). После выхода своего первого романа «Человек внутри » (The Man Within, 1929) оставил журналистику. В 1932 году опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс » (Stamboul Train). Эту и последующие книги с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (A Gun for Sale, 1936), «Доверенное лицо» (The Confidential Agent, 1939), «Ведомство страха» (Ministry of Fear, 1943) - он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 году «Меня создала Англия » (England Made Me) - книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

Путешествия

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии (1934-35) и Мексике (1938), результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 году он создал один из своих лучших романов «Сила и слава» . Книга поначалу вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем министерства иностранных дел Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби. После Второй мировой войны был корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-56 годов создал роман «Тихий американец».

В 1960-1970-е годы в качестве репортёра объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком со многими влиятельными политиками, в частности, с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом. Это знакомство частично отражено в книге Джона Перкинса "Исповедь экономического убийцы" .

После того как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (ни одного издания в период с 1968 по 1980 год, начиная с 1981 издания возобновились).

Многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её из-за многочисленных претензий критиков. Шведский академик, поэт и романист Артур Лундквист заявил, что «этот детективный автор получит премию только через мой труп».

Основные черты творчества

Многие критики сходятся во мнении: Грэм Грин - именно тот писатель, «кто одинаково нравится как обыкновенным читателям, так и интеллектуалам». Известно, что сам он делил свои произведения на «серьёзные» и «развлекательные», но различия между ними вряд ли существенны. Ведь в большинстве романов Грина есть динамичный сюжет, запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями, вырастающими из размышлений о жизни.

За свою долгую жизнь Грин не раз менял общественно-политические пристрастия, то выступая с резкой критикой западной цивилизации, то выдвигая идею «третьего мира», укрепить который может лишь некий синтез коммунизма и католицизма. Но непримиримость художника ко всем видам насилия и произвола - будь то диктаторские, колониальные режимы, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости - оставалась непреходящей. Писателя воспринимали как своего рода политический сейсмограф, реагирующий на толчки и взрывы истории, чутко ощущающий «болевые места» планеты.