Динамический стереотип: значение, роль в процессе обучения, примеры. Динамические стереотипы - хорошо или плохо? Динамическим стереотипом называется

Каждый ли из нас, когда что-то пишет, задумывается о том, каким будет его почерк или во время ходьбы зацикливается на своей походке, осанке? Мало того, над собственной жестикуляцией вообще вряд ли кто-то рассуждает. Благо, все это происходит неосознанно, ведь в жизни столько много куда более важных вещей, чем фокусирование на том, в какую сторону во время произнесения того или иного слова отвести руку. Иными словами, за все это отвечает динамический стереотип, о котором, пусть даже в целях общего , важно ознакомиться каждому.

Значение динамического стереотипа

Данная последовательность условных рефлексов вырабатывается у человека в процессе его учебной и производственной деятельности, другими словами, на протяжении всей жизни с каждым днем возникают все новые и новые динамические стереотипы. Его несомненной пользой является то, то он помогает человеку экономить энергию (нервную и мышечную). К тому же на его осуществление тратится очень мало жизненного времени, а это говорит о том, что организму предоставляется возможность решать более важные задачи. Нельзя не отметить, что такой стереотип вырабатывает стиль поведения, дисциплину человека. На его основе возникают всевозможные навыки, привычки и умения. В случае, если человек попадает в несвойственную для него среду, затрудняется проявление его динамического стереотипа.

Динамический стереотип и физиология

Динамический улучшает скорость протекания всех условных рефлексов. К тому же он положительно влияет на деятельность коры головного мозга. Такой двигательный стереотип возникает вследствие последовательного воздействия раздражителей условного и безусловного типа.

Примеры динамического стереотипа

За примерами не нужно далеко идти: ваше любимое хобби, будь то игра на пианино, езда на лыжах или конный спорт – все это осуществляется благодаря динамическому стереотипу. Мало того, пользование столовыми приборами, ходьба, бег, прыжки и даже письмо основаны на навыках, фундамент которых – все тот же двигательный стереотип.

Каждое живое существо имеет более или менее устойчивый распорядок жизни в течение суток, месяца, года. У животных он диктуется физиологическими потребностями, взаимоотношением в природном сообществе, в стаде или стае, а также биоритмами в протекании жизненных процессов. У человека определяющими являются социальные моменты - работа, общественная деятельность, семейные обязанности и прочее.

Этот распорядок - не столько расписание дел по часам, сколько ставшая привычной смена сна и бодрствования, труда и отдыха. Это режим жизни, устоявшееся чередование действия. В основе его лежит образование условнорефлекторных связей и их целесообразное сочетание с рефлексами безусловными, врожденными. В науке эти повторяющиеся жизненные циклы называются динамическим стереотипом.

Физиологическая основа динамического стереотипа - образование в центральной нервной системе определенной последовательности и ритма двух основных процессов - возбуждения и торможения. Организм, таким образом, создает наиболее благоприятные условия для реализации жизненных задач. Так, к моменту приема пищи приводятся в готовность отделы, регулирующие выделение ферментов, переваривание, всасывание и другие процессы. Это происходит в том случае, если прием пищи происходит всегда в одно и то же время.

Перед началом работы на нужный режим переводятся соответствующие группы мышц, усиливается потребление кислорода, усиливается деятельность сердца, мобилизуется внимание, запоминающие биологические устройства (при обучении) и пр. Другими словами, вводятся в действие все компоненты так называемого рабочего тонуса. В обратном порядке идет подготовка организма к торможению, снижению тонуса к отдыху. Таким образом, нервные центры готовятся к «руководству» теми или иными действиями или биологическими функциями и состояниями (сон, покой, движение и пр.). Этим достигается, говоря языком кибернетики, оптимизация процесса. Строго выработанная динамика деятельного и бездеятельного (возбуждения и торможения) состояния различных отделов центральной нервной системы позволяет лучше справляться с задачами, которые ставит жизнь.

Многие, иногда очень сложные операции квалифицированный рабочий выполняет «не думая», автоматически. Но достигнет он этого только после длительного сочетания именно этих процессов и именно в этом сочетании. Для такого профессионального автоматизма необходима выработанная, привычная, закрепленная практикой последовательность действия во времени и пространстве. Эта последовательность, как в зеркале, изначально существует в головном мозге. Она-то и называется динамическим стереотипом, она-то и способствует точному выполнению трудовых операций без значительных затрат «умственной энергии» на обдумывание каждой операции. Это относится не только к физической, но и умственной работе.

Само образование динамического стереотипа тоже не просто. Это, пожалуй, самая трудная работа, так как это приспособление к новым условиям, это процесс познания и обучения новым навыкам, это сочетанная работа мозга и мышц. Она сопровождается различного рода сдвигами в физиологическом состоянии систем и изменении биохимических процессов.

В опытах на животных показано, например, что когда идет образование стереотипа и организм только приспосабливается к новой нагрузке или когда ломается стереотип, развивается гиперхолестеринемия. Затем, когда нагрузка становится привычной, условный рефлекс закрепляется, т. е. когда выработался стереотип, уровень холестерина в крови падал ниже нормы. Если животное перевести на режим отдыха, то в этот период идет лом» ка старого, связанного с работой стереотипа и образование нового - связанного с отдыхом; в этот период вновь развивается гиперхолестеринемия.

Это происходит потому, что нервная система, несмотря на отдых животного в нашем понимании, не отдыхает, а работает. И так как вырабатывается новый стереотип, то эта работа так же трудна для нервной системы, как и в первые дни от начала образования нового условного рефлекса.

Было отмечено, что чем длительнее предшествующее напряжение нервной системы и чем больше она истощена, тем выше и длительнее гиперхолестеринемия во время отдыха. По-видимому, в этом случае образование нового стереотипа идет более трудно; через два года от начала экспериментов животные не могли вырабатывать новый стереотип даже по истечении двух месяцев отдыха. Таким образом, непрерывная и быстрая смена режимов работы и отдыха приводила нервную систему в состояние непрерывного напряжения.

Сделано еще одно новое и весьма важное наблюдение. Оказывается, при длительном напряжении нервной системы у собак развивается распространенный атеросклероз. В тех же условиях у кроликов удалось вызвать только начальную стадию заболевания. Эти исследования наводят на мысль, что чем выше организация нервной системы животного, тем скорее и легче можно у него вызвать нейрогенные нарушения липидного обмена и атеросклероз.

Надо полагать, что применение метода условных рефлексов на кроликах не является адекватным приемом для его слабо развитой коры головного мозга. В связи с этим методика опытов на кроликах была изменена. Был взят наследственно обусловленный стереотип: двигательная активность животных. В одном случае кроликов почти полностью лишали активных движений, С этой целью они помещались в одиночные тесные ящики, в которых могли перемещаться на 6-10 см вперед и назад. В таком положении кролики находились десять дней. Последующие десять дней они выпускались на свободу и активно двигались. Систематическая смена периодов активных движений и пассивного состояния животных приводила к нарушениям в холестериновом обмене, развитию гиперхолестеринемии и тяжелого атеросклероза. Атеросклероз развивался через 12-15 месяцев от начала опытов. Вывод напрашивается сам собой. Частая смена стереотипа двигательной активности на бездеятельное состояние привела к нарушениям в обмене липидов и атеросклерозу.

А вот еще пример. Кроликов лишали пищи и давали только воду в течение десяти дней. В последующие десять дней они находились на обычном рационе. Всякий раз во время голодания у кроликов развивалась гиперхолестеринемия, в период пребывания на обычном рационе уровень холестерина приходил к норме. Четырехкратное голодание приводило к отложению липидов в аорту, т. е. к начальной стадии атеросклероза.

И в этом случае мы можем убедиться, что систематическое приспособление к новым условиям, т. е. перестройка стереотипа (двигательной активности или нормального питания), сопровождается гиперхолестеринемией и отложением липидов в артерии.

Несомненно, что в опытах со снижением двигательной активности оказывало также влияние выключение или ослабление потока импульсов от мышечной системы. Эти импульсы направляются в кору головного мозга, в подкорковые образования и тонизируют, заряжают их.

Каждому виду живых существ (в том числе и человеку) передан по наследству тот или иной уровень двигательной активности, точнее - мышечной активности. Физическая активность не только тонизирует нервную систему, но и влияет на уровень обменных процессов. Поэтому снижение физической активности, чем бы оно ни вызывалось, в конечном итоге приводит к глубоким сдвигам в обмене веществ.

Не ясны еще и такие вопросы. Каким образом смена стереотипа вызывает нарушения в липидном обмене и даже развитие атеросклероза? Каким образом нервные процессы, протекающие в коре головного мозга, влияют на уровень холестерина и других липидов в крови? Вспомним постоянных врагов кошку и собаку. Ведь у них при встрече, как правило, увеличивается уровень холестерина в крови. При встрече животных появляется возбуждение, проявляющееся яростью. А ярость, негодование, ненависть, голод - это примитивные эмоции. Можно думать, что эмоциональное возбуждение является причиной увеличения холестерина и других липидов в крови. И не просто эмоциональное возбуждение, а появление отрицательных эмоций. Ведь при голоде также развивается эмоциональное возбуждение, а эти эмоции никак не назовешь положительными.

Вспомним, - ведь у артистов во время премьеры также развивается гиперхолестеринемия, равно как и эмоциональное возбуждение.

Все приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что отрицательные эмоции приводят к гиперхолестеринемии.

К гиперхолестеринемии также приводит перестройка стереотипа. Из работ академика И. П. Павлова известно, что становление или перестройка стереотипа всегда сопровождается эмоциональным возбуждением. Итак, приспособление к новым условиям никогда не происходит без эмоций, а последние - без гиперхолестеринемии. Атеросклероз у подопытных животных развивался при частой смене стереотипа, т. е. при частом эмоциональном возбуждении.

Все эти факты приводят к выводу, что эмоциональное перенапряжение явилось причиной развития атеросклероза у подопытных кроликов и собак.

И тому есть примеры в научной литературе. Так, известно, что у диких зверей, находящихся в неволе (зоопарках), развивается атеросклероз. При жизни тех же животных на свободе у них это заболевание не встречается. По заключению исследователей, сосудистые поражения у животных зоопарков невозможно было объяснить перекармливанием или старостью. Отмечено также, что атеросклероз был тем более выражен, чем большей популярностью данный вид животного пользовался у публики. Скорее всего развитие заболевания было связано с эмоциональным перенапряжением, вызванным необычными условиями жизни в неволе. Подавление инстинктов, снижение двигательной активности, исключение обычного, привычного способа добывания пищи (охоты у хищных), вид и запах в непосредственной близости самого опасного врага - человека - все это вызывало значительное и длительное эмоциональное перенапряжение, которое в конечном итоге приводило к развитию атеросклероза даже у птиц.

А теперь для того, чтобы понять механизмы развития атеросклероза, необходимо выяснить, что такое эмоции и к каким изменениям в организме они приводят. Этим вопросам и будут посвящены следующие страницы.

Динамический стереотип - выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.

Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Так, например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплекс, состоящий из трех раздражителей: звонок, свет и механическое раздражение кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними, даже на 15 с, происходит нарушение работы клеток коры большого мозга: условный рефлекс угасает или полностью исчезает, тормозится.

При выработке динамического стереотипа в центральной нервной системе происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате этого у человека или животного возникает связанная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Динамическим стереотип называется потому, что он может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза (нарушений функций высшей нервной деятельности). С большим трудом ломка динамического стереотипа и образование нового происходит у пожилых людей, у которых нервные процессы малоподвижны и ослаблены.

Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни: поступление ребенка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т. д. Большая роль в облегчении перестройки динамического стереотипа у человека принадлежит общественному укладу жизни, а также своевременной помощи родителей, воспитателей, учителей.

При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче и автоматичнее. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности. Вследствие этого опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий. Динамический стереотип определяет характер поведения животных и человека в окружающей среде.

Память

Память - способность живых существ воспринимать, отбирать, хранить и использовать информацию для формирования поведенческих реакций. Память является составной частью психической деятельности. Она помогает животному и человеку использовать свой прошлый опыт (видовой и индивидуальный) и приспосабливаться к условиям существования. Одним из механизмов памяти являются условные рефлексы, главным образом, следовые.


По современным представлениям различают кратковременную и долговременную память . Кратковременное запечатление в коре большого мозга следов раздражений осуществляется за счет циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может длиться от нескольких секунд до 10-20 мин. Длительное удержание временных связей (долговременная память) основывается на молекулярных и пластических изменениях, происходящих в синапсахи, возможно, в самих нервных клетках головного мозга. За счет долговременной памяти могут длительно, иногда всюжизнь, сохраняться следы прежних раздражений. Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям . При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов.

В формировании памяти участвуют нейроны КГМ, ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамической области, лимбической системы, особенно, гиппокампа.

Типы ВНД по Павлову

Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения) .

Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.

Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения.Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).

Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.

Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).

Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные. Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

Основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип - совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.). При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа , использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Холерик - сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.

Меланхолик - слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

Флегматик - сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.

Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.

Руководство по системной поведенченской психотерапии Курпатов Андрей Владимирович

1. Динамический стереотип как концепт

И.П. Павлов во многих своих работах использует понятие динамического стереотипа, отмечая всякий раз интегральный характер этого явления: «Мы на наших условных рефлексах у нормального животного наблюдаем и изучаем это беспрерывное систематизирование процессов (имеются в виду процессы возбуждения и торможения, – А.К.,Г.А. ), можно было бы сказать – беспрерывное стремление к динамическому стереотипу» 161 . Однако в большей части работ сущность понятия динамического стереотипа не открывается в должной мере. Впрочем, И.П. Павлов подготовил доклад «Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга», специально посвященный этому вопросу. Но и эта работа вводит исследователей научного наследия И.П. Павлова в некоторое замешательство.

С одной стороны, И.П. Павлов рассказывает в этой работе об опыте на собаке («нервно-сильном животном»), уже имеющей «хорошо выработанную стереотипную систему положительных, разных интенсивностей, и отрицательных условных раздражителей». Опыт заключается в том, что исследователи ввели новый раздражитель, который положительно подкреплялся лишь при четвертом предъявлении. Все это мероприятие сопровождается «чрезвычайным возбуждением животного», которому эта новая задача не дается сразу, и только на третий месяц новый «динамический стереотип» устанавливается 162 . Как было показано выше, этот эксперимент и лег в основу господствующих ныне определений «динамического стереотипа».

Однако, с другой стороны, есть и заключительная часть этой небольшой работы И.П. Павлова, где усматривается совершенно иная ситуация! И.П. Павлов рассказывает о своих студенческих годах: один из его товарищей, склонный к изучению гуманитарных наук, был вынужден «засесть за изучение химии, ботаники и т. д.» И.П. Павлов отмечает, что студенты «главным образом принялись пока усваивать отдельные факты», тогда как упомянутый его товарищ имел склонность «в своих школьных работах вольно связывать отдельные явления», что было неправильно и потому, как полагает ученый, привело к нервному срыву, выразившемуся в «болезненной меланхолии» 163 . Как бы там ни было, но эта история дает некое совсем иное понимание проблемы «динамического стереотипа», нежели указанное выше традиционное его понимание 164 . Что еще отчетливее прослеживается в следующем суждении И.П. Павлова: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое обоснование в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового» 165 .

Если принять этот тезис в качестве основного, первый случай (эксперимент на собаке), описанный в этой работе И.П. Павловым, предстает в совершенно другом свете. В этом эксперименте И.П. Павлов демонстрирует не сам динамический стереотип, а тяжесть его изменения, смены одного другим, но не проясняет этого. Потому, вероятно, ошибочно выводить из этого описания определение динамического стереотипа. Суть же этого феномена нам придется восстанавливать по крохам, по отдельным указаниям и моментам.

В докладе «Физиология высшей нервной деятельности» И.П. Павлов рассказывает, как «у животного образовали ряд условных рефлексов, положительных из разной интенсивности, а также и тормозных», и через определенное время и количество повторов у него сформировался динамический стереотип. «Если теперь, – пишет И.П. Павлов, – в течение всего опыта повторять только один из положительных условных раздражителей (лучше из слабых) через одинаковые промежутки, то он один воспроизведет в правильной смене колебания величины эффектов, как их представляла вся система разных раздражителей в наличности» 166 . Иными словами, речь идет о неких заготовленных схемах реагирования (поведения), которые способны воспроизводиться животным целиком даже при наличии лишь части из совокупности, а то и одного верифицируемого стимула 167 .

Вот эти, условно говоря, схемы поведения, по всей видимости, и есть динамические стереотипы. Причем здесь существенно и вот еще какое обстоятельство: когда у животного формируется некий условный рефлекс, то на самом деле речь должна вестись не об образовании некоего «одного» условного рефлекса, но всегда об образовании целого динамического стереотипа. Очевидно, что животное с установленным условным рефлексом реагирует на звонок определенным образом именно в данной экспериментальной комнате, в данном станке, с данным освещением, в данное время суток, при наличии именно тех экспериментаторов, которые в установлении этого условного рефлекса участвовали, и т. д. Незначительное изменение ситуации эксперимента не приведет к заметным изменениям именно потому, что работает одно из основных качеств динамического стереотипа: он воспроизводится в полном объеме при наличии даже ограниченного числа стимулов, бывших актуальными на момент его формирования. Иными словами, бессчетное количество стимулов, сплетаясь друг с другом, создают динамический стереотип, который впоследствии будет интерпретироваться нами как условный рефлекс, хотя стимул, который мы считаем «условным», – это только верхушка огромного айсберга.

Для правильного понимания концепта динамического стереотипа необходимо уяснить себе еще одно крайне существенное обстоятельство. Когда речь идет об условных рефлексах, то укор Л.С. Выготского, указавшего, что «мозг – не гостиница для останавливающихся рядом условных рефлексов», вполне оправдан. Однако, когда речь идет о динамических стереотипах, то мы имеем уже не «сумму», но «систему». Динамические стереотипы – это не конкретная реакция, связанная с определенным условным сигналом, а совокупность действий в совокупности обстоятельств. Поскольку же все эти «обстоятельства» есть психически опосредованная активность, то есть опять же поведение, то в конечном итоге динамический стереотип – это поведение внутри пространства поведения (и ни о какой «сумме» здесь речь уже идти не может).

Таким образом, по сути вся психическая организация – это один большой динамический стереотип («беспрерывное стремление» к которому и есть поведение), состоящий, впрочем, из огромного числа других, включенных в него и подотчетных ему динамических стереотипов, составляющих собой целую иерархию форм вплоть до самых элементарных, то есть до безусловных рефлексов. Поведение совершается как по вертикали этой иерархии, так и по горизонтали каждого из уровней, а то, что мы получаем на выходе, – лишь конечный продукт, который мог быть и совсем иным или существенно отличным, произойди где-нибудь что-нибудь несколько иначе.

Более того, поскольку все поведение представляет собой единую систему (совокупность элементов, связанных в единое целое), то когда мы говорим о динамическом стереотипе, являющемся выразителем этой гигантской машины, следует понимать: его сложная организация позволяет устанавливать неограниченное количество связей, бессчетное множество переходов от одного «шаблона» поведения к другому, от одного варианта отношения к другому, с одного уровня структуры на иной. Это своего рода сложнейшая сеть железнодорожного сообщения, позволяющая организму переводом стрелок и действием семафоров двигаться в необходимом ему направлении. Именно это позволило Э.А. Асратяну рассматривать динамический стереотип как феномен системности, «свойство больших полушарий объединять отдельные условные рефлексы в определенной последовательности в единое целое» 168 .

Следует оговориться, что концепт динамического стереотипа, позволяющий, наконец, рассматривать содержание психического как единую систему, не является неким виртуальным соображением, но опирается на жесткий научный базис, на учение об условном рефлексе. И хотя предшественником «теории функциональных систем» П.К. Анохина заслуженно считают А.А. Ухтомского, которому принадлежит представление о «подвижном функциональном органе», И.П. Павлов, учитель П.К. Анохина, сыграл в создании этой теории неоценимую роль 169 . Понятие афферентного синтеза уже скрыто в концепте динамического стереотипа. Конечно, здесь пока еще никак не учитывается «доминирующая на данный момент мотивация» – один из компонентов системы афферентного синтеза, но абсолютно точно представлены все остальные: «обстановочная афферентация, соответствующая данному моменту», «пусковая афферентация» и «память» 170 .

Высокоорганизованный организм реагирует не на среду, что было бы, с одной стороны, крайне неэкономично, а с другой стороны, не дало бы ему никакой свободы, никакой возможности осуществлять собственную «политику». Высокоорганизованный организм работает в системе собственных схем, ведь динамический стереотип – это не просто некие действия в ответ на стимул, динамический стереотип и создает этот стимул, перерабатывая всю совокупность афферентации (опять же с помощью соответствующих динамических стереотипов). Таким образом, он представляет собой своего рода «замкнутое производство»: заготавливает стимулы, обрабатывает их и действует в соответствии с достигнутым результатом. В результате он получает некую автономность в отношении «среды», поскольку создает, ориентируясь, конечно, по последней, свою собственную. Это сложнейшая работа, но в то же время и абсолютно оправданный труд. Психическая же организация в конечном итоге – это целая фабрика динамических стереотипов с одной и той же торговой маркой и с одними и теми же работниками, а также продуктом производства.

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Холистически - динамический подход Фундаментальная первооснова психологииТрудно сказать, в чем заключается эта фундаментальная (не подлежащая упрощению) первооснова, но гораздо проще определить, что к ней не относится. Предпринималось множество попыток типа «ничто

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Динамический подход в психологии деятельности В настоящей работе сделана попытка очертить две парадигмы психологического анализа деятельности - морфологическую и динамическую, - сложившиеся в русле общепсихологической теории деятельности (Леонтьев А. Е., 1975).В

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Фрейд: История болезни автора Люкимсон Петр Ефимович

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Стереотип 1 Верность жены на страже достоинства мужа.Обратной зависимости нет. Супруг, имеющий приключения на стороне, воспринимается как «неплохой кот». Обманутой жене достается лишь сочувствие. Однако если изменяет она, то ее называют разрушительницей очага, а его –

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Стереотип 2 Мужчина – собственник, то есть владелец выбранной женщины. И это способствует его

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Динамический круг Когда время по каким-либо причинам ограничено, мы становимся в круг. Взглядами благодарим каждого в этом пространстве и кланяемся всем присутствующим. Или поворачиваемся все в левую сторону и с удовольствием обхлопываем сзади сверху до пят впереди

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

1. Концепт поведения Введение концепта поведения в том виде, в котором это сделано КМ СПП, опирающейся на приведенный тезис И.М. Сеченова, есть ее принципиально важный пункт. Поскольку, таким образом, во-первых, снимается вопрос о наличии и конфликте между «объективным» и

Из книги Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики автора Щипков Александр Владимирович

Глава пятая Содержательный ракурс: динамический стереотип Как уже было сказано выше, павловское понятие динамического стереотипа, отражающее содержательную сторону психических процессов, получило в КМ СПП название «содержательного ракурса». Традиционно, так, по

Из книги автора

1. Доминанта как концепт Сам А.А. Ухтомский рассматривал доминанту как принцип – принцип работы нервной системы, принцип организации психического аппарата. Так же как и И.П. Павлов, он пытался объять необъятное. Ценность доминанты как концепта – прежде всего в

Из книги автора

Альтернатива: структурно-динамический подход Представляется, что изложенные парадоксы исчезают, если пытаться определить генеральный фактор с позиции структурно-динамического подхода и рассматривать этот фактор как выражение механизмов, определяющих формирование

Из книги автора

Структурно-динамический подход в объяснении феноменологии интеллекта Можно подвести предварительные итоги анализа. Корень ряда серьезных проблем, с которыми сталкивается современная психология при анализе структуры интеллекта и феномена генерального фактора, лежит

Из книги автора

Концепт традиции в российском политико-идеологическом пространстве Одна из проблем России заключается в том, что понятие «традиция» в нашей стране серьёзно искажено как противниками, так и сторонниками традиционализма. В дискуссиях между ними наблюдается бесконечная

Немного сложновато воспринимать без специального образования, но для понимания темы – желательно ознакомиться.

Динамический стереотип – это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

Термин "динамический" подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования:

  • формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений;
  • возможность его переделки;
  • угасание при длительных перерывах;
  • ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях.

Термин "стереотип" говорит о:

  • закрепленности, целостности образования;
  • тенденции к повторению;
  • известной автоматичности протекания.

И.П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления.

Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они:

  • облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий (многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматичным; одновременно это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы);
  • обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, а также готовность действовать максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут и в будущем;
  • вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности;
  • обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых условиях, для выработки новых связей (взрослый человек, попав в новые условия, совсем не похож на новорожденного, в частности потому, что пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего опыта, используя все ценное в нем, т.е. видоизменяет и динамические стереотипы, приспосабливая их к новым условиям);
  • нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы, так как, возникнув в результате какого-то одиночного возбуждения - "толчка", стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

Итак, если следовать логике И.П. Павлова, то динамический стереотип – это привычка действовать одинаково в одинаковых условиях при минимальном участии сознания и минимальных затратах энергии на основе прошлого опыта.

В каких случаях это хорошо? Совершенно верно – когда вокруг всё хорошо! Окружающую действительность не надо менять, выходить из зоны комфорта не надо, стремиться к новому – тоже не надо.

А если вокруг не всё хорошо? А если вокруг всё (или почти всё) плохо? Ведь динамические стереотипы формируются не только в процессе наработки полезных навыков и привычек, но и вредных тоже. Примеров – сколько угодно! От общеизвестных вредных привычек типа курения до привычки начинать бегать (худеть, лечиться, работать…) с понедельника или привычки считать всех вокруг себя негодяями, а деньги – злом.

И вот в этом случае надо помнить слова из последнего абзаца цитаты из библиотеки Гумера, приведенной выше: динамические стереотипы направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы, так как, возникнув в результате какого-то одиночного возбуждения – "толчка", стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

В переводе с медицинского языка это означает, что не человек осознанно что-то делает, а устоявшаяся привычка (динамический стереотип) руководит человеком. Причем руководит до тех пор, пока он не осознает это и не решит изменить окружающую действительность, покинув привычную зону комфорта и рискнув начать делать что-то другое, чтобы получить другой результат.

Некоторые динамические стереотипы (убеждения, ссылки на собственный опыт, привычка внимать авторитетам, страхи – перед будущим, перед неизвестностью, перед безденежьем, перед преступниками…) весьма устойчивы и не дают просто так себя изменить, держа в плену сознание человека. И вот здесь надо понимать, что ВСЕ динамические стереотипы – это опыт ПРОШЛОГО. А ситуации окружающей действительности меняются всё быстрее и быстрее...

Возникает закономерный вопрос: логично ли багажом прошлого пользоваться в будущем? Логично ли скакать на лошади в надежде обогнать современный локомотив? Наверное, ответ будет одинаковым у всех.

Но тогда возникает другой вопрос: как сломать устойчивый динамический стереотип, чтобы заменить его новым, соответствующим действительности или поставленной цели?

Вот для этого и нужна совместная практическая работа специалиста и клиента в рамках программы "Путь здравия" . Диагностика позволяет выявить патологические динамические стереотипы, а консультативная помощь специалиста помогает не только составить индивидуальный алгоритм замены ненужных динамических стереотипов на желаемые (с помощью наших специалистов, а также применив и эниомодуляторы), но и довести каждого человека до результата.