Диагностика метапредметных результатов. Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике предметных и метапредметных достижений учащихся

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

на уроках физики как условие достижения метапредметных результатов

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Я размышлял над этой проблемой, работая над дипломом. Школьная практика подтвердила, что физика относится к категории сложных предметов. Непонимание его оборачивается ситуацией неуспеха, интерес к предмету падает, что не может не сказаться на качестве образования, затрудняет достижение метапредметных результатов.

Объектом исследования стал процесс познавательной деятельности учащихся на уроках физики в 7-9 классах, предметом исследования – методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся как условие достиженияметапредметных результатовна уроках физики.

В качестве цели работы был выбран анализ эффективности различных приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики, практическое апробирование и отбор наиболее эффективных и результативных, которые, при системном их использовании на уроках физики, повысят интерес к предмету и познавательную активность учащихся, будут способствовать достижению метапредметных результатов учащихся.

Смолкин А.М. выделяет три уровня познавательной активности:


  • Воспроизводящая активность: характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

  • Интерпретирующая активность: характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель - большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

  • Творческая активность: характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и устойчивые познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

В соответствии с этим, я выдвинул гипотезу , что системное применение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, основанных на деятельностном подходе в обучении, окажется более эффективным, повысит интерес учащихся к физике, что, в свою очередь, положительно скажется на развитии метапредметных универсальных учебных действий учащихся.

Для того, чтобы провести педагогический эксперимент , нами были выбраны два класса: 7 «А» – экспериментальным, 7 «В» – в качестве контрольного класса. В сентябре 2009 года в этих классах была проведенадиагностика уровня познавательной активности учащихся. В обоих классах мы столкнулись с проблемой: учащиеся были мотивированы на хорошую успеваемость при низком уровне познавательной активности. То есть их интересовали в первую очередь оценки, а не знания по предмету. Это подтвердила диагностика Спилбергера.

Чтобы можно было оценить не только сам факт наличия или отсутствия познавательного интереса школьника к предмету, но до некоторой степени и уровень его осознанности, степень эмоциональной увлеченности предметом, сам характер познавательных интересов, мы провели системную диагностику, которая включала: анкетирование учащихся, написаниетворческих работ и сочинений, интервьюирование учителей и родителей, педагогическое наблюдение, тестирование.Все эти методы взаимно дополняют друг друга и позволяют точнее определить уровень познавательной активности учащихся.

Результаты анкетирования показали, что в обоих классах преобладала воспроизводящая активность – 56% в 7 «А» и 48% в 7 «В» (см. рис. 1). Учащихся с интерпретирующей активностью на тот момент было 32% в 7 «А» и 40% в 7 «В». Учащихся с творческим, наивысшим уровнем активности оказалось по 12% в обоих классах.

В соответствии с гипотезой исследования мы предположили, что в экспериментальном классе по истечении эксперимента, через 3 года, количество учащихся с воспроизводящей активностью должно снизиться, а с интерпретирующей и творческой – повыситься.

Рис. 1. Уровни познавательной активности (Входящая диагностика, 2009)

Универсальные учебные действия (УУД) – это система учебных действий ученика, освоенных на базе предметного содержания, применяемых как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, то есть умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Асмолов А. Г. выделяет четыре группы метапредметных УУД:


  • Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Регулятивные – отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.

  • Познавательные – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска.

  • Коммуникативные – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность.
Метапредметные результаты отслеживались с помощью школьного теста умственного развития (ШТУР, см. рис.2 и рис. 3). Уровень развития познавательных метапредметных УУДопределялся по четырем шкалам: «осведомленность», «аналогии», «классификация», «обобщение». Полученные результаты свидетельствуют о не высоком уровне их развития у учащихся обоих классов, что можно объяснить их низкой познавательной активностью. Особо низкий уровень учащиеся показали по шкале «обобщение».

Рис. 2. Результаты школьного теста умственного развития 7а класса(Входящая диагностика, 2009)

Рис. 3. Результаты школьного теста умственного развития 7в класса(Входящая диагностика, 2009)

При выборе тех или иных методов обучения в экспериментальном классе мы руководствовались следующими принципами:


  • проблемности,

  • практической направленности,

  • взаимообучения,

  • исследовательского характера обучения,

  • индивидуализации,

  • самообучения,

  • мотивации.
Нами учитывались и факторы, побуждающие учащихся к активности:

  • творческий характер познавательной деятельности,

  • игровой характер обучения,

  • сложность и одновременно – доступность изучаемого материала,

  • состязательность,

  • эмоциональная насыщенность,

  • новизна изучаемого материала,

  • формирование профессионального интереса.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний насловесные, наглядные и практические . Каждый из них может быть как более активным,так и менее активным, пассивным.

Каждый метод предполагает актуализацию тех или иных приемов, которые я применял на своих уроках в экспериментальном классе. Наиболее продуктивными, эффективными, на наш взгляд, оказались теприемы, которые предполагает практический метод обучения:


  • лабораторные работы;

  • фронтальные опыты;


  • решение олимпиадных задач;


  • виртуальное моделирование;

  • исследовательские работы.
Поскольку МАОУ гимназия №16 города Тюмени реализует программу экспериментальной деятельности «Формирование и развитие языковой личности гимназиста», особое внимание также уделялось и словесным приемам. Совместно с руководителем экспериментальной деятельности, к.ф.н., доцент кафедры филологии ТОГИРРО Володиной Еленой Николаевной, были выбраны самые эффективные из них:



  • словарная работа;




  • составление таблиц, схем, графиков, ассоциативных карт.
Наглядные приемы, которые я в системе использую на своих уроках:

  • демонстрационный эксперимент;

  • видео;

  • дидактические таблицы, плакаты;

  • выделение цветом дидактического материала;

  • словарные слова на доске.
Наиболее интересными и эффективными представляются мне следующие приемы.

Фронтальный эксперимент позволяет включить каждого ученика в работу. Очень часто в качестве оборудования в таких опытах я использую предметы, которые окружают нас и знакомы ученикам с детства: игрушки (шарики, праздничные свистки, наборы для мыльных пузырей), некоторые продукты питания (куриные яйца, крупы, поваренная соль), предметы хозяйственного инвентаря и инструмент (ножовка, наждачная бумага, мыло, бутылки) и т.п. Эти опыты легко подготовить к уроку и часто повторяются учениками дома. Ученики не только наблюдают опыты, но и стараются их объяснить, использовать результаты этих опытов для решения проблемных задач.

Решение шуточных задач позволяет сделать урок более эмоциональным, привлечь внимание учеников к, казалось бы, не самым интересным темам. Чаще всего я использую задачи из книги Григория Остера «Физика». Вот пример одной из них:

Легче было бы коту Яшке стянуть с бутерброда колбасу, если бы вместо липкого сливочного масла между хлебом и колбасой оказалось машинное? Объясни почему.

Ответ: Легче. Объяснить, почему в бутерброде оказалось машинное масло, нельзя - это загадка природы, а объяснить, почему коту легче, можно. Трения меньше. Именно трение всегда мешает коту Яшке стягивать колбасу с бутербродов. И еще мешают хозяева Яшки и бутербродов. Между хозяевами и котом тоже часто возникают трения, кончающиеся переходом потенциальной энергии сковородки в кота.

Виртуальное моделирование довольно часто используется на моих уроках одновременно с проведением реальных экспериментов. Это позволяет ученикам заметить, что физические законы являются лишь моделью реальных процессов, в них очень часто не учитываются многие факторы, которые оказывают влияние на ход и результаты реального эксперимента.

«Физическое лото» – прием, который я применяю при повторении определений и формул (см. рис. 4). Процесс повторения для ребят становится более интересным, так как лото проводится в игровой и соревновательной манере. Ребята в парах или индивидуально должны соотнести отдельные карточки с карточками блока. На следующем этапе отдельные карточки убираются и учащиеся проверяют друг друга по карточкам блока, спрашивая определения, формулы, обозначения, единицы измерения физических величин. Этот прием способствует развитию коммуникационной компетенции при работе в паре.

Рис. 4. «Физическое лото»

Работа с художественным текстом по проблемным вопросам – один из моих любимых приемов. При изучении нового материала я часто использую отрывки из научной фантастики, приключенческих романов и других художественных произведений. Учащиеся объясняют описанные явления или приборы, рассуждают, насколько реальны описанные устройства, иногда даже доказывая несостоятельность идей автора. Бывает, что читая произведения, не входящие в школьную программу и столкнувшись с чем-то для себя необъяснимым или загадочным, они подходят ко мне, чтобы обсудить это. Так произведение Герберта Уэлса «Человек-невидимка» вдохновило моего ученика, Чхайло Ивана, к написанию исследовательской работы «Невидимость», которая была успешно защищена на традиционной гимназической научно-практической конференции «Ломоносовские чтения».

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся способствуют развитию метапредметных УУД (см. рис. 5). В зависимости от контекста урока один и тот же прием может способствовать развитию разных УУД.

дискуссия, доклад, реферат, рецензии, составление плана доклада;

словарная работа;

«Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

творческие работы: эссе, сочинения, написание стихов;

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

составление таблиц, схем, графиков, ассоциативных карт;

лабораторные работы;

фронтальные опыты;

решение шуточных задач с физическим содержанием;

решение олимпиадных задач;

конструирование моделей и приборов;

виртуальное моделирование;

исследовательские работы

работа с учебной картой урока, с инструкцией;

«Физическое лото»;

творческие работы

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам

лабораторные работы

конструирование моделей и приборов;

исследовательские работы

дискуссия, доклад;

«Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

лабораторные работы;

фронтальные опыты;

решение шуточных задач

исследовательские работыанием;

конструирование моделей и приборов;

исследовательские работы
Рис. 5. Связь приемов активизации познавательной деятельности учащихся с УУД

Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности 2011 года показали, что в экспериментальном 9 «А» классе количество учащихся с воспроизводящей активностью уменьшилось на 32% по сравнению с 2009 годом, количество учащихся с интерпретирующей и творческой активностью увеличилось на 24% и 12% соответственно, что подтверждает заявленную гипотезу (см. рис. 6). В контрольном классе количество учащихся с воспроизводящей и интерпретирующей активностью за это время изменилось не значительно, а количество учащихся с творческой активностью не изменилось.

При анкетировании, в ходе беседы, а также в своих сочинениях учащиеся отмечают практические приемы как самые любимые и интересные для них. Словесным приемам отдают предпочтения учащиеся с ярко выраженными гуманитарными склонностями.

Рис. 6. Уровни познавательной активности (Итоговая диагностика, 2011)
Результаты ШТУР в 2011 году показали заметный рост в 9 «А» классе количества учеников с высоким и средним уровнем развития познавательных УУД по сравнению с результатами того же теста в 2009 году в 7 «А» классе (см. рис. 7). В 9 «В» классе наблюдается рост количества учащихся со средним уровнем развития познавательных УУД за счет уменьшения количества учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД (см. рис. 8). Количество учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД в 9 «В» классе увеличилось только по двум шкалам: «аналогии» и «классификация» – на 3% и 4% соответственно.

Рис. 7. Результаты школьного теста умственного развития 9а класса в сравнении с теми же результатами в 7-ом классе (Итоговая диагностика, 2011)

Рис. 8. Результаты школьного теста умственного развития 9в классав сравнении с теми же результатами в 7-ом классе(Итоговая диагностика, 2011)
Таким образом, заявленная мною гипотеза подтвердилась, и я могу, опираясь на данные итоговой диагностики, утверждать, что за повышением познавательной активности учащихся неизбежно следует и повышение метапредметных результатов.

К результатам, подтверждающим эффективность моего педагогического опыта, можно также отнести выбор большим количеством учащихся экзамена по физике в качестве экзамена по выбору, успехи учеников в олимпиадах и на научно-практической конференции, поездку в Москву с группой школьников города Тюмени на курсы по физике «Путь к Олимпу» (в рамках реализации программы «Одаренные дети»).

Данная работа продолжается мною и сейчас, я постоянно нахожусь в творческом поиске, пробуя новые и интересные приемы на своих уроках.
Литература:


  1. Смолкин А.М. Методыактивногообучения. - М.: Высшая школа, 1991.

  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979.

  3. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М.: Просвещение, 1984.

  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.

  5. Фридман Л.М. Эвристика и педагогика //Народное образование, 2001. № 9.

  6. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч.пособие, - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1995.

  7. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения / Школьные технологии, 1998. № 4.

  8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3.

  9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия: Пособие для учителя – М.: Просвещение. 2008.

т.д.), 1000 гПа (~ 100 м), 850 гПа (~ 1500 м), 700 гПа (~ 3500 м), 500 гПа (~ 5000 м), 250 гПа (~ 10500 м), 70 гПа (~ 17500 м), 10 г Па (~ 26500 м).

Таблица 1

Режимы геопортала

Режим Наложение Единица измерения Диапазон значений

Атмосфера Скорость ветра км/ч 0 - 360

Температура воздуха °С -80,1 - 54,9

Относительная влажность % 0 - 100

Трехчасовые сумы осадков мм 0 - 150

Потенциальная энергия конвективной неустойчивости от поверхности Дж/кг 0 - 5000

Осажденная вода кг/м2 0 - 70 000

Давление на уровне моря гПа 920 - 1050

Индекс дискомфорта °С -37,1 - 58,9

Океан Течения м/с 0 - 1,5 м/с

Волны с 0 - 25

Химия Концентрация СО на поверхности ppbv 40 - 2500

Концентрация СО2 на поверхности ppmv (см3/м3) 352 - 462

Концентрация SO2 на поверхности мкг/м3 0 - 888

Аэрозоли Пыль т 0,0001 - 3

Экстинкция сульфатами т 0,002 - 2,5

Данный ресурс является очень познавательным, так как в нем можно отобразить не только данные на настоящее время, но и данные из архива, а также возможен просмотр прогноза. Обновление глобальных погодных условий происходит каждые 3 часа, вычисляемые параметры на поверхности океана - каждые 5 дней, температура поверхности океанов - ежедневно, океанические волны - каждые 3 часа.

В условиях глобализации, проблема географической грамотности приобретает острый характер. Современные геопорталы являются универсальными источниками данной информации. Список использованной литературы

1. Earth Wind Map [Электронный ресурс]. Режим доступа: earth.nullschool.net

2. Беляков О.И. Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией // География и экология в школе XXI века - М.: Изд. «Известия», 2008 - №8 - с. 55-60

3. Глобальная онлайн карта ветров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.nencom.com/

4. Хизбуллина Р.З. Изучение географии и формирование у школьников аучного мировоззрения // Географ. исслед. молодых ученых в регионах Азии: матер. молодеж. конф. с междунар. участием - Барнаул: Изд. АлтГУ, 2012 - с. 221-223

© Бакиева Э.В., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С., 2016

И.С. Бегашева

старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ

Т.Н. Степанова учитель физики МБОУ «СОШ №1» г. Коркино, Челябинская область, РФ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация

На сегодняшний день стало не достаточно владеть знаниями, умениями и навыками, получаемыми в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

школе. Объем информации возрастает, появляются новые специальности, производство с новыми высокими технологиями, а временные рамки для овладения всем этим очень ограничены. Поэтому современный ученик должен научиться воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Ключевые слова

Метапредметные результаты, достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, смысловое чтение.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.

Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками».

Одним из наиболее важных метапредметных результатов является формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его (смысловое чтение).

«Компоненты смыслового чтения включены в содержание всех универсальных учебных действий мотивация чтения, мотивы учения - в личностные, принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности - в регулятивные; концентрация внимания, память, воображение - в познавательные; умение осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками, передавать прочитанную информацию - в коммуникативные»

Как показывает практика, большинство обучающихся основной школы тяжело воспринимают информацию, которую несет научный текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Поэтому, целесообразно на уроках физики, для формирования навыков смыслового чтения, уделять должное внимание работе с текстами научного содержания.

Приведем некоторые примеры работы с текстом.

Например, текст по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»:

Задание 1.Прочитайте внимательно текст и заполните таблицу 1

Таблица 1

№ п/п Задание Результат выполнения задания

1 Озаглавьте текст одним словом (словосочетанием)

2 Охарактеризуйте материал текста одной фразой (предложением)

3 Найдите «секрет» текста, особенность, то, без чего он был бы лишен смысла

«Явление поглощения энергии при испарении жидкости имеет огромное значение в жизни человека, оно спасает их от перегрева и гибели. На поверхности тела человека расположено свыше 2106 потовых желез, из которых, когда ему становится жарко, выделяется пот - вода и некоторые продукты обмена веществ - минеральные соли. Кожа, отдавая некоторое количество теплоты на испарение пота, охлаждается, ее температура понижается, следовательно, понижается температура крови, приносящей к ней тепло из внутренних органов. Чем нам жарче, то есть, чем избыточного тепла больше, тем потребность организма в отдаче тепла больше, тем он выделяет больше пота. Так организм человека защищает себя от теплового удара, от гибели. Но возможности нашего организма не беспредельны: потеря организмом влаги приводит

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

к смерти, поэтому человек не может долго обходиться без воды, каждому из нас в сутки необходимо 2-5 литров питьевой воды. Тело человека отдает лишнее тепло быстрее тогда, когда процесс испарения проходит быстрее (обмахните веером лицо или подставьте его под струю сухого воздуха, идущего от вентилятора, и вы сразу почувствуете облегчение). В жаркую погоду в сухом климате человек чувствует себя лучше, чем во влажном, так как он постоянно отдает тепло; даже при полном покое он выделяет около 4200 Дж тепла; когда же человек занимается активной физической деятельностью, то 75% энергии сжигаемого им топлива - пищи выделяется в виде тепла».

Задание 2. Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы по тексту:

1. Как изменяется температура кожи человека при испарении пота?

A) увеличивается Б) уменьшается

B) не изменяется

2. Как организм человека защищает себя от теплового удара, от гибели?

A) при увеличении температуры окружающей среды уменьшается выделение пота потовыми железами Б) при уменьшении температуры окружающей среды увеличивается выделение пота потовыми

железами

B) при увеличении температуры окружающей среды увеличивается выделение пота потовыми железами.

3. В каком климате сухом или влажном в жаркую погоду человек чувствует себя комфортнее? Почему? На следующем учебном занятии можно предложить обучающимся работу с поврежденным или

деформированным текстом, в котором пропущены слова или предложения текста переставлены местами. Работая с таким текстом, обучающиеся прочитывают его несколько раз, стараются уловить мысль и последовательность изложения материала, логику рассуждений, пользуясь «способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий» . Кроме того, «выполняя данные задания, учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат» . Задание 3. Вставьте пропущенные в тексте слова

Кожа, отдавая _ на испарение пота, _, ее температура

Следовательно, понижается _ крови, приносящей к ней

Из внутренних органов. Чем нам жарче, то есть, чем _ больше, тем

потребность организма _ больше, тем он выделяет _. Так организм

человека защищает себя от_, от_.

Работа с текстами научного содержания позволяет: сформировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям, а это, в целом, способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Список использованной литературы:

1. Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышления на уроках технологии/ Коликова Е.Г.// Сборник: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально- экономических исследований. Пермь.- 2016. - №8, С. 55-58.

3. Пяткова О.Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся. / О.Б. Пяткова // Символ науки. -2016. - № 6-2, С. 194-197.

4. Шайкина В.Н., Формирование устойчивого интереса к изучению математики у школьников / Шайкина В.Н., Задорин А.А. // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований.- Пермь.- 2016. - № С. 149-151.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа М1р://минобрнауки.рфМоситеШ^/938 (дата обращения 09.12.2016)

© Бегашева И.С., Степанова Т.Н., 2016

Бердыгулова Г.Е. к.г.н., доцент КазНПУ им. Абая., Дербисбекова М.Н., магистрант 2 курса, КазНПУ им. Абая.

г.Алматы, Казахстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТУРИСТСКО-

РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА г. ТАР АЗ

Аннотация

В статье рассмотрена исследовательская деятельность учащихся на уроках географии. Авторы раскрыли методику организации исследовательской деятельности учеников при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз.

Ключевые слова

Исследовательская деятельность, диалоговое обучение, проблемная ситуация, групповая работа.

В современной практике школ вопросы организации исследовательской работы школьников занимают одно из ведущих мест, так как данный вид деятельности предусматривает развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся, формирование аналитического мышления в процессе творческого поиска.

География является одним из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие «исследовательской деятельности» подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, мы стараемся решать в школьной практике следующие задачи:

1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.

2. Учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.

3. Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа.

4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации .

Применяя исследовательский метод обучения, мы развиваем навыки исследовательской деятельности и формируем положительную мотивацию к географии.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

“Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи. Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

Основные идеи метапредметного подхода:

  1. Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
  2. Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
  3. Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок”;
  4. Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.”

Каковы могут быть методы, приемы и варианты реализации условий, обеспечивающих формирование и развитие до соответствующих уровней метапредметных новообразований у учащихся. Рассмотрим некоторые направления деятельности учителя:

– Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

  1. Мысленное (идеальное) интуитивное – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы
  2. Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера. Большие возможности для реализации данного компонента представляют элективные курсы предпрофильной подготовки и профильной школы, которые вводятся в учебный план в соответствии с Концепцией Профильного обучения на старшей ступени школы. На протяжении нескольких лет провожу курс по выбору “ Юный исследователь”. Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9-х классов, он является межпредметным и рассчитан на 8 часов. Использую следующие формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов, подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений (из Интернета, научной и научно-популярной периодической литературы), выполнение учащимися проектов. Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть: конспект с решением задачи, проектная работа, творческая работа.

Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности. Так, например, ежегодное проведение в 11-м классе конференции “Физика-мировоззрение-технология” позволяет привлечь всех учащихся класса и каждый выбирает сам форму и содержание участия.

Вопросы для обсуждения:

  1. XXI век – век, в котором миром управляет физика?
  2. Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
  3. Что важнее всего на Земле?

Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.

Моя достаточно большая практика позволила определить следующую структуру осуществления “Метапредметности” на уроках физики и во внеурочное время:

1) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

  • Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).
  • Использование заданий типа: Прочитайте небольшой текст о Байкале.

“Озеро Байкал - огромное хранилище пресной воды. Температура поверхностных слоёв воды в Байкале летом - +8…+9 °С, а в отдельных заливах - +15 °C. Температура же глубинных слоёв - в любое время года около +4 °C. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Наступление весны на Байкале задерживается на 10?15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная”. Объясните: А) почему температура глубинных слоев озера +4 °C. Б) почему вблизи озера Байкал и весна, и зима наступают позже, чем в прилегающих районах.

Для ответа воспользуйтесь справочными материалами о свойствах воды.

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Даю алгоритм:

– Выберите необходимое оборудование
– Соберите установку.
– Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:
– Какое предположение проверялось в опыте?
– Какое оборудование было выбрано для опыта и почему?
– Что наблюдалось при проведении опыта?
– Какой вывод можно сделать по результатам опыта?

3) В течение года учащиеся успешно выполняют домашние исследования. Например: апробировала и применяю задания для учащихся 7-го класса, которые предлагают В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик:

“Исследование 1

  • Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу:Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
  • Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
  • Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу
  • .

Исследование 2

  • Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
  • После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
  • С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь - столовой ложки, чайной ложки, чашки.
  • Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.

4) Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения. Например:

  1. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
  2. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
  3. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

5) Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:

  • Устройство, прибор, механизм –

1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;

  • физическая величина –

1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.

Учащиеся 9-11-х классов активно участвуют в подготовке и проведении деловых игр по темам курса физики. Это: 1. “Мы строим электростанцию”. 2. Заседание конструкторского бюро (Тепловые машины). 3. Суд над электризацией. 4. Совещание аппарата правительства “Экологические проблемы края” и другие.

6) Использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении. Это задачи, не выходящие за рамки школьной программы, но требующие для решения нестандартного подхода. Рассмотрим задачи по теме “Молекулярная физика и основы термодинамики”. Особое место занимают задачи на перевод графика некоторого газового процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах.

Задача. Как изменялось давление газа во время процесса, изображенного на рис. 2?

Решение . Проведем серию изобар в координатах (V, T) (рис. 3), представляющих собой прямые, проходящие через начало координат. Очевидно, что на участке 1-2 давление падает), а на участках 2-3 и 3-1 – возрастает.

7) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностикии формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащихся провожу контрольные лабораторные работы. При этом в соответствии со структурой эксперимента исходила из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы. Результаты наблюдений, анализа контрольных работ, анкетирования учащихся отражены в таблице.

Сводная таблица результатов эффективности овладения учащимися 7-х классов основными видами учебно-познавательной деятельности в 2011-2012 учебном году

Каждому уровню сформированности того или иного критерия приписываем определенное значение соответствующего коэффициента: Уровень овладения: низкий, необобщенный Т = 0,00 – 0,30; средний, узкой обобщенности Т = 0,31 – 0,60; высокий, широкой обобщенности Т = 0,61 – 1,00.

В заключении следует отметить, что учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться . Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации “Лучший учитель” краевого этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России-2011” по физики Коваленко Л.Г., ст. преподаватель кафедры математики и физики СКИПКРО.
  2. В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик “Методика обучения физике. 7 класс”.
  3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике. (Основная школа).
  4. А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования”.

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширяет границы человеческого знания. Физика лежит в основе многих дисциплин, играет большое значение в различных областях деятельности человека. Многие учителя зададут вопрос: «Как можно на уроках физики не только обучать и развивать, но ещё и воспитывать?»

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Сегодня важно не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить таким важным умениям, как умение учиться в течение всей жизни. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Общие цели изучения физики раскрываются и детализируются через личностные, метапредметные и предметные результаты образования, предусмотренные ФГОС и Примерной программой. Реализацию требований стандарта можно представить в виде следующей схемы

СЛАЙД 1

Личностными

    сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий

    самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

    готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

    мотивация к дальнейшей образовательной деятельности;

    формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике являются:

    овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки

результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    понимание различий между фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение умениями по выдвижению гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверке этих гипотез,

использованию теоретических моделей для описания процессов или явлений;

    формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его смысл;

    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;

    развитие монологической и диалогической речи, умения

выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,

    формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметными результатами обучения физике являются:

    знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов;

    умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

    умения и навыки применять полученные знания для объяснения физических явлений, принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    умения применять теоретические знания по физике для решения физических задач;

    развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выдвигать гипотезы и строить модели

физических явлений, находить доказательства для выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных данных и их теоретического описания физические закономерности.

К основным путям достижения личностных, метапредметных и предметных результатов относятся:

СЛАЙД 2

  • практические работы;

    внеурочная деятельность;

    использование современных технологий;

    работа в паре;

    работа в группе;

    индивидуальная работа;

    предметные олимпиады;

    проектная и исследовательская деятельность;

    использование ИКТ;

    семинары;

    дискуссии;

    проблемная лекция.

Обобщая вышесказанное хочу привести сравнительную характеристику между уроками обычным и по новым стандартам.

СЛАЙД 3

В результате современный урок становится следующим

СЛАЙД 4

А так же обобщить пути достижения личностных, метапредметных и предметных результатов

СЛАЙД 5

Государственное бюджетное образовательное

учреждение

средняя школа №1 им.Г.М.Шубникова.

Сообщение на тему:

« Пути достижения личностных, метапредметных

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты - это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты - это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:


Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и
  3. Определяют с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:


Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.