Природа в поэме мороз красный нос. Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос

Казалось бы, что в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов рассказывает нам только про бытность и обычаи крестьянской жизни, отдельно раскрывая героизм и качества женской доли. Но, если рассмотреть глубже, то видно, что особый колорит и насыщенность произведению дает именно описание природы, применение метафор и аллегорий.

Поэма состоит из двух частей. Первая ее часть посвящена смерти крестьянина, здесь мало описаний природы, но и то, что есть, дает определенный акцент на происходящее. Слезы скорбящей вдовы, Некрасов сравнивает с дождем, зарядившим надолго и с колосом, который «беззвучно роняет созревшие зерна свои». Тем самым отождествляя крестьянку и природу.

В момент, когда отец копает могилу Проклу , природа приобретает скорбный вид, она грустит вместе с крестьянином:

«Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...»

Так же и в день похорон, природа приобретает печальный образ, и конь стоит понуро. Кажется все настроено на один лад, одно настроение с родственниками умершего крестьянина:

«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило»

Вторая часть поэмы пестрит описаниями природы, пейзажами, которые плотно пересекаются с настроениями главной героини Дарьи : «о корень древесный запнувшийся полоз стучит, и визжит, и за сердце скребет»,­ «деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой», «тишина гробовая».

Природа приобретает безразличное отношение к горю крестьянки, как бы дает ей возможность выговориться и излить душу: «и лес безучастно внимал», «и солнце, кругло и бездушно»,­ «глядело с небес равнодушно».

Но тут же, как бы в противовес равнодушию и скорби возникают совсем иные описания природы, которые придают происходящему совсем другой окрас:

«Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко всё оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы»

Можно заметить определенный цикл, периодичность пор года. Переход от зимнего пейзажа, к любованию весной, затем к тяжелому для крестьян летнему периоду:

«Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает»

И…плавно переходит к осени – сватовству и рекрутскому набору. Дарья страшится такого будущего, поэтому используется аллегория, а природа в своем описании несет тревожные нотки:

«Черная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая».

Неспокойны и воспоминания крестьянки о ночи, когда она ходила в монастырь за чудотворной иконой. Здесь природа принимает суеверное изображение, Дарья боится любого знака данного ей природой, любого животного, будь то заяц или ворон – «дрогнуло сердце опять».

Так в своих думах вдова молодая не замечает приближения Мороза-воеводы, и, к сожалению, это не сказочный Морозко, который одарит и пощадит. По всему видно, что он настроен серьезно и даже враждебно, он символизирует стихию, неподвластную человеку, от которой можно ждать лишь погибели. Так и Дарьюшка не смогла противостоять: «стояла и стыла в своем заколдованном сне...»

Васильева Алена

Целью исследования является рассмотрение пейзажных зарисовок в поэме «Мороз, Красный нос», что, в свою очередь, предполагает уяснение целого ряда вопросов, а именно:

  • какова роль картин природы в раскрытии идеи произведения и характеров действующих лиц;
  • какое место занимает пейзаж в композиции поэмы;
  • в чём проявляется своеобразие подхода Некрасова к изображению природы;
  • с помощью каких художественных средств достигается изобразительность и выразительность пейзажных зарисовок.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема отношения человека и природы остаётся одной из важнейших.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Предметом настоящего исследования является изучение пейзажа в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Николай Алексеевич Некрасов вошёл в историю русской литературы прежде всего как поэт народной судьбы. В центре внимание поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни. Это направление в лирике и поэмах Некрасова преобладающее. Вместе с тем Некрасов был ещё и тончайшим лириком, мастером в воспроизведении русского пейзажа. Строго говоря, у Некрасова нет чисто пейзажных стихотворений, в которых природа была бы главным и единственным предметом изображения. Но в его лирике нередки картины природы. Обращаясь к разным сторонам человеческого существования – любви, рождению, смерти, поэт включает их в общий поток естественных, природных явлений.

Немалую роль играет пейзаж и в поэме «Мороз, Красный нос» (1863 г.)

Целью нашего исследования является рассмотрение пейзажных зарисовок в поэме «Мороз, Красный нос», что, в свою очередь, предполагает уяснение целого ряда вопросов, а именно:

  • какова роль картин природы в раскрытии идеи произведения и характеров действующих лиц;
  • какое место занимает пейзаж в композиции поэмы;
  • в чём проявляется своеобразие подхода Некрасова к изображению природы;
  • с помощью каких художественных средств достигается изобразительность и выразительность пейзажных зарисовок.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что проблема отношения человека и природы остаётся одной из важнейших.

Роль пейзажа в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

  1. Понимание термина «пейзаж».

Природа, её красота являлись источником вдохновения для великих мастеров слова.

Изображение природы в литературном произведении называют пейзажем.

Само слово «пейзаж» французское по происхождению (paysage, от pays – страна, местность).

В литературоведении термин «пейзаж» понимается неоднозначно.

В. И. Даль предполагает единственное определение: «пейзаж – ландшафт, видопись, картина местности, вид природы, сельский вид.¹

Современные словари предполагают два толкования термина:

  1. общий вид на природу, характер местности. Так определяет пейзаж

С. И. Ожегов.²

2) изображение природы в искусстве ³(И. В. Лехина, С. М. Локшина); у Ожегова – «рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении»².

Похожее определение дают В. И. Новиков и Е. А. Шкловский («изображение природы в литературном произведении») 4 .

В нашей работе мы будем придерживаться второго толкования термина «пейзаж».

Итак, не все исследователи единодушны в определении предмета пейзажа. Наиболее полное толкование термина, на наш взгляд, предложено В. И. Новиковым и Е. А. Шкловским.

¹ Даль В. И. Пейзаж//Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 27

² Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Пейзаж//Толковый словарь русского языка. М., 1993, с. 511

³ Лехина И. В., Локшина С. М., Петрова Ф. Н. Пейзаж// Словарь иностранных слов. М. 1964. С. 483

4 Новиков В. И., Шкловский Е. А. Пейзаж// Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998. С. 196-198

  1. Пейзаж в поэме «Мороз, Красный нос».

Центральное событие «Мороза…» – смерть крестьянина. Действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи.

Первая часть этого двухчастного произведения посвящена смерти крестьянина. Две первые зарисовки (мать-старуха, понукая Савраску, везёт на дровнях покрытый рогожей гроб; жена крестьянина рыдает, словно зарядивший дождь) уже вводят нас в горестную жизнь деревенской женщины. Вся обстановка (картины природы, крестьянского быта) словно бы опечалена, смерть Прокла на всё наложила печать:

Савраска увяз в половине сугроба –

Две пары промёрзших лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней (т. 4, 78).

В первой части можно найти ещё несколько таких печальных деталей, например:

Как саваном, снегом одета

Избушка в деревне стоит (т. 4, 79)

Саван – длинная рубаха из беленого холста, в которой хоронили умершего. Снег, как саван, окутал избу, куда пришла смерть. Кажется, что вся природа скорбит, жалуется и тоскует вместе с Дарьей. Переживания человека окрашивают всю окружающее, и природа наделяется человеческими чувствами и мыслями. Вот старик отец возвращается с кладбища, где он вырыл могилу сыну:

Пошёл… по дороге шагает…

Нет солнца, луна не взошла…

Как будто весь мир умирает:

Затишье, снежок, полумгла… (т. 4, 83).

А картина похорон начинается с изображения утренней непогоды:

Сурово метелица выла

И снегом кидала в окно… (т. 4, 87).

Мы смотрим на мир глазами поэта, который скорбит вместе с Дарьей, стариками родителями и всеми крестьянами деревни.

Дарья – центральная героиня поэмы; вторая часть рассказа посвящена рассказу о её трагической судьбе. Героиня вынуждена отправиться в лес за дровами, где станет жертвой сурового Мороза.

Человек по-разному видит природу в зависимости от того, как складывается его жизнь. Мир природы сам по себе не зол и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он олицетворяет природу, как бы наделяет её своими мыслями и чувствами, видит её то доброй, то злой. Вся вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает много важных тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется мёртвым, могильным, потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели, – все находятся под впечатлением похорон Прокла. Но поэт хочет, чтобы мы вдумались глубже в текст и поняли, что лес не скорбит и не угрожает: он безучастен к тому, что происходит с людьми, его не могут тронуть заунывные песни и «глухой, сокрушительный вой» вдовы:

Осилило Дарьюшку горе,

И лес безучастно внимал,

Как стоны лились на просторе

И солнце, кругло и бездушно,

Как жёлтое око совы,

Глядело с небес равнодушно

На тяжкие муки вдовы (т. 4, 92).

Слёзы Дарьи в глуши леса не вызывают сочувствия в природе. Так у Некрасова возникает мотив равнодушной природы. Природа равнодушна к человеку одинокому, обездоленному, беззащитному.

Не всегда щедрая мать-природа осыпает человека своими благами. И поэт рисует Мороза, это олицетворение прекрасной, но суровой и безжалостной русской зимы:

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро;

Я царство свое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро (т. 4, 104).

При всей своей сказочности и солнечности Мороз выполняет в поэме роль грозной силы, оказывающейся ещё одним злом в судьбе крестьянки:

А Дарья стояла и стыла

В своём заколдованном сне… (т. 4, 109).

Чем прекраснее царство Мороза и проявление его колдовской силы, тем очевиднее замерзание героини, тем трагичнее финал поэмы. Но сливаясь с миром природы, Дарья освобождается от своих несчастий.

Заключение

Произведение Н. А. Некрасова проникнуто чувством любви к русскому народу и к родной земле. Одинаково любит он эту землю, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам. Пейзажу в поэме отводится едва ли не главная роль.

  • В поэме Некрасов проявил себя подлинно национальным поэтом, его вдохновляла только русская природа;
  • пейзаж в поэме соотнесён с человеком;
  • поэт видит в природе источник свежих, благодатных сил, укрепляющих человека;
  • пейзаж воспроизводится глазами человека-труженика;
  • пейзаж служит средством раскрытия характеров действующих лиц.

Список использованной литературы

Художественные тексты

  1. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т., Л.(СПб), 1981-2001. Т. 4.

Энциклопедические и справочные издания

  1. Даль В. И. Пейзаж//Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981, Т. 3, С. 27
  2. Лехина И. В., Локшина С. М., Петрова Ф. Н. Пейзаж// Словарь иностранных слов. М., 1964. С. 483
  3. Новиков В. И., Шкловский Е. А. Пейзаж//Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998. С. 196-198
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Пейзаж//Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 511

Научно-критическая литература

  1. Лебедев Ю. В. «Страдания нас породнили» (о поэмах Н. А. Некрасова 1850 – 70-х годов// Н. А. Некрасов. Поэмы. М., 2002
  2. Прийма Ф. Я. Некрасов и русская литература. Л., 1987
  3. Роговер Е. С. Самая полная история русской литературы XIX века (вторая половина). СПб, 2003
  4. Розанова Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова. М., 1988
  5. Скатов Н. «Я лиру посвятил народу своему…» Л., 1985
  6. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М. 1971

Романтические мотивы в поэме Некрасова «Мороз, красный нос»

Криницын А.Б.

Данной статьей мы продолжаем тему, которая разрабатывалась Анной Ивановной Журавлевой в ее ценном исследовании «Некрасов и Лермонтов»[i]. О связях поэзии Некрасова с русским романтизмом существует целый ряд работ, затрагивающих в том числе и интересующий нас аспект – влияние русской романтической поэмы на лироэпическую поэзию Некрасова. Романтическую традицию в «Несчастных» Некрасова отмечал К. Чуковский; есть отдельные замечания о романтических мотивах в «Княгине Трубецкой» у А. И. Битюговой. А. Л. Жовтис возводил генезис некрасовского произведения к романтической поэме декабристского типа. Важны наблюдения В.В. Гиппиуса о мотивах «Мцыри» Лермонтова в поэме Некрасова «На Волге»[v]. Ю. Лебедев в своей монографии о поэмах Некрасова подробно останавливается на параллелях поэмы «Несчастные» с «Мцыри», видя в Кроте образ романтического страдальца. Следующим шагом в разработке данной проблематики стала монография А.Н. Березневой, в которой творчество Лермонтова, Некрасова и Блока рассматривается как три этапа (sic!) становления русской романтической поэмы. По мнению исследовательницы, именно лермонтовские инновации в жанре романтической поэмы легли в основу следующего этапа ее развития у Некрасова и его современников: «…жанровые особенности лермонтовской романтической поэмы определялись изменением идейной содержательности образа героя, снятием исключительности, большей психологической разработанностью характера. Существенно появление своеобразного историзма. В доведенной до совершенства монологической структуре открылись возможности символического подтекста. Вовлечение в глубь лирической конструкции описательного материала и природы обусловило активное, деятельное начало этих жанровых компонентов. Все эти черты (в разной степени у разных поэтов) стали важной вехой на пути дальнейшего движения романтической поэмы». В свою очередь, «обращение Некрасова к романтической поэме было важным моментом для самого жанра. Развивая прежние традиции, Некрасов внес в него такие элементы, которые позволяют говорить о некрасовском этапе в истории жанра». А.Н. Березнева находит и подробно разбирает лермонтовские мотивы не только в поэме «Несчастные», но и в поэме «Русские женщины».

Влияние поэзии Лермонтова на Некрасова затрагивается и в ряде других работ[x].

Итак, чертами романтизма в структуре некрасовской поэмы исследователи считают формы монолога и исповеди, героический и трагический пафос повествования, символический подтекст сюжета, взаимоотраженность мира природы и человека.

В данной статье мы хотим проаналировать романтические черты еще одной поэмы Некрасова, «Мороз, красный нос» (далее «МКН»). Появление сказочного персонажа Мороза в ее второй части, в сочетании с литературной оранжировкой народных песен, неизменно рассматривалось исследователями как обращение поэта к русскому фольклору, для раскрытия изнутри народного миросозерцания. В то же время сложная система символических мотивов поэмы «Мороз, красный нос», присутствие в ней фантастического элемента позволяют прямо соотнести ее с романтической традицией, где сопричастность природы событиям жизни героя была важнейшей концептуальной составляющей.

Сюжетный мотив смерти от таинственных сил природы, персонифицированных в мифологическом образе, перешел из народных преданий и мифов в романтические жанры баллады, поэмы и литературной сказки. Демонизация природы встречается в таких важных для русской поэзии XIX в. текстах, как «Лесной царь» и «Рыбак» Гете, «Ундина» Де ла Мотт Фуке – в переводах Жуковского. Природные силы могут приобретать различные степени персонификации – от пантеистического «хора» природы как синтетического целого (какой предстоит природа в поэме «Мцыри», голос самой природы также слышится в песне рыбки из сна Мцыри) до выделенного из нее антропоморфного образа (Лесного царя, Ундины, Струя), принимающего полноправное и активное участие в сюжете и, в первую очередь, – в любовной интриге, как возлюбленный/возлюбленная героя, Такая любовь неизменно оборачивается смертью человека, что символизирует трагичность взаимоотношений романтического героя с природой, и в целом обреченность его положения в мироздании.

Некрасов, таким образом, в точности воспроизводит в «МКН» традиционную романтическую коллизию – любовь и гибель от природного божества.

Разумеется, образ природы у Некрасова нагружается и социальной проблематикой, причем специфически русской: суровая зима усиливает и без того почти невыносимые тяготы крестьянской жизни и становится прямой причиной гибели Прокла и его жены («Зима доконала его»). Однако это совсем не означает разрыва с романтическими традициями. Вспомним, что впервые зимний пейзаж для живописания русского национального колорита был разработан в ультраромантической «Светлане» Жуковского, с которой «МКН» совпадает целым рядом мотивов: так, если Светлана видит во сне «хижину под снегом», где в гробу лежит «милый друг ее – мертвец», то в начале «МКН» «как саваном, снегом одета, избушка в деревне стоит» (79), в которой лежит умерший муж Дарьи.

Если в первой части «МКН» природа предстает мрачной и смертоносной (убивающей богатыря Прокла), то во второй части она романтизируется и изображается прекрасной и в таинственном зимнем покое, и в богатстве позднего лета.

Зимний пейзаж у Некрасова наделяется не менее богатыми символико-мифологическими коннотациями, нежели традиционно романтические морской или кавказский. Как и Море, Зима представлена всепобеждающей стихией, волшебно прекрасной и губительной одновременно. В контексте крестьянской жизни (в сознании Дарьи) Лето ассоциируется с жизнью (плодородие полей и зачатое дитя у Дарьи) и трудом (который и есть сама жизнь для крестьян), а Зима – со смертью («Как саваном, снегом одета» 79; «На небо глянешь - какие-то гробы...» 99; «В лесу тишина гробовая…» 102). С летними сценами уборки урожая у Дарьи связываются воспоминания о муже, с зимним лесом – страх нечистой силы и видение фантастического возлюбленного – Мороза, насильно забирающего ее из мира живых в свое царство, подобно Лесному царю из одноименной баллады. Морозу у Некрасова приданы, помимо прочих, макабрические черты Смерти: «Люблю я в глубоких могилах Покойников в иней рядить, И кровь вымораживать в жилах…» (104).

Крестьяне причастны природной жизни главным образом через свой труд на земле. В природе имеются градации близости – враждебности крестьянам: так, соединительным звеном между человеческим и природным миром предстает Савраска, кормилец трудовой семьи. Поля пшеницы и ржи несут жизнь и процветание (Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай!» 95) и, подобно Савраске, очеловечиваются (во сне Дарье «из снопов улыбались Румяные лица детей...» 107), но они же ассоциируются с мукой непосильного, извечного труда (образ «несметной рати» колосьев, с которой во сне бьется Дарья). Падающие на землю зерна осмысляются как символ жизни и плодородия, но с зернами сравниваются и слезы, катящиеся из глаз вдовы Прокла («Слеза за слезой упадает На быстрые руки твои. Так колос беззвучно роняет Созревшие зерна свои...» 82). Наконец, зимний лес – образ отчужденной от человека природы, влекущей своей красотой и холодным бесстрастьем исстрадавшееся сознание к смертному забвению («Нет глубже, нет слаще покоя, какой посылает нам лес» 108). В лесу слезы героини превращаются в жемчужины и льдинки. Так составляется круг символических образов (зерна – слезы – льдинки), означающих неразрывное сцепление жизни и смерти в природе, и в этот круговорот вовлечен – через слезы, то есть страдания, – человек.

Мотив смерти – один из главных и структурообразующих в поэзии Некрасова, охватывающий все остальные темы. Некрасов использует его богатую аранжировку в романтизме для получения самых неожиданных художественных эффектов в рамках своей собственной реалистической поэтики. Он мог заимствовать как устрашающие образы балладных мертвецов (в «Железной дороге» он изображает крестьян как призраков-мстителей, которые являются в полночь пассажирам, едущим по их костям), – так и лирический мотив благостной смерти, исцеляющей страдания забвением. Подобный образ был представлен, к примеру, в «Смерти» Баратынского («О дочь верховного Эфира! О светозарная краса! В руке твоей олива мира, А не губящая коса»), или «Элизиуме» Маттисона в переводе Жуковского, «где податель мира, Добрый гений смерти спит». Именно данный мотив оказался концептуально востребованным в поэме «Мороз, красный нос».

Сам фантастический сюжет «МКН» составлен из контаминации мотивов двух народных сказок: из «Морозко» взят мотив замороженной в лесу девицы, к которой с дерева все ближе подбирается Мороз, троекратно спрашивая: «тепло ли тебе, девица?», а из сказки про двух Морозов взят мотив рубки дров и социальная направленность (рубящего дрова крестьянина оказывается заморозить невозможно, в отличие от барина, едущего в богатой шубе). Однако итоговый смысл сказок принципиально изменен Некрасовым: в обеих сказках положительные герои выживают: в «Морозко» Мороз убивает ленивую дочь мачехи, а падчерицу богато оделяет приданым, в сказке «Два мороза» работящий крестьянин берет над Морозом верх и даже жестоко поколачивает его. У Некрасова Мороз убивает работящую и ласковую Дарью. Заимствуя мотивы и персонажей из русских народных сказок, Некрасов придает сюжету логику и смысловые коннотации европейского романтизма.

Смерть героини осмысляется как уход в природу, растворение в ней. Это – излюбленный лермонтовский мотив, воплощенный наиболее отчетливо в поэме «Мцыри» и в поздней лирике. Метафорически умирание изображается как погружение в сон, в котором герой слышит чудесную песню, обещающую вечные любовь и счастье (такова песня рыбки во сне Мцыри, картина сна-смерти в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»). Некрасов в целостности воспроизводит мотивно-семантическую структуру Лермонтова при концепировании смерти Дарьи:

Чу, песня! знакомые звуки!

Душой улетая за песней,

Она отдалась ей вполне...

Нет в мире той песни прелестней,

Которую слышим во сне!

О чем она - бог ее знает!

Я слов уловить не умел,

Но сердце она утоляет,

В ней дольнего счастья предел.

В ней кроткая ласка участья,

Нет глубже, нет слаще покоя,

Какой посылает нам лес,

Недвижно бестрепетно стоя

Под холодом зимних небес.

Нигде так глубоко и вольно

Не дышит усталая грудь,

И ежели жить нам довольно,

Нам слаще нигде не уснуть! (107-108)

Ср. у Лермонтова: «Я хочу свободы и покоя <...> Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь»

Очевидной сюжетной параллелью ко второй части «МКН» оказывается также «Демон» Лермонтова: в обоих поэмах демоническое существо влюбляется в героиню, убивает своего земного соперника (у Лермонтова – жениха накануне свадьбы, у Некрасова – мужа героини), а затем губит и саму героиню при первом же любовном свидании – в тот момент, когда она готова ответить ему взаимностью, причем смертельным в обоих случаях оказывается поцелуй. Вспомним, что мужа Дарьи «зима доконала» – то есть Мороз, что позволяет уподобить эту смерть убийству Демоном жениха Тамары. Затем и Дарья умирает от поцелуев «седого чародея», шепчущего ей «сладкие речи о свадьбе».

С погибшими соперниками связывается мотив креста, поставленного в их память у дороги:

<...> Зато усердною рукою

Здесь у дороги, над скалою

На память водрузится крест;

И плющ, разросшийся весною,

Его, ласкаясь, обовьет

Своею сеткой изумрудной…

У церкви, где ветер шатает

Побитые бурей кресты,

Местечко старик выбирает;

Чтоб крест было видно с дороги,

Чтоб солнце играло кругомЯвственно сближены клятва Демона и обещания Мороза героине: оба зовут ее прочь от людей в свое царство, где обещают сделать царицей:

Тебя я, вольный сын эфира,

Возьму в надзвездные края;

И будешь ты царицей мира,

Подруга первая моя;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

Люби меня!..

Пойду на моря-окияны –

Построю дворцы изо льда.

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною

И будь ты царицею в нем!... (104)

A. И. Груздев A. И. ранее проводил подобное сравнение только для того, чтобы тут же однозначно его отвергнуть («Призывы и обещания Мороза не могут сравниться с призывами и обещаниями, например, лермонтовского Демона. <...> Мороз напоминает не Демона - воплощение высших сил, а скорее - мелкого беса»). Между тем данная аналогия сопровождается параллелизмом целого ряда других мотивов двух поэм, что свидетельствует об сознательности их сопоставления. В частности, Демона, как и Мороза, характеризует экзистенциальный холод: «Лишь только божие проклятье Исполнилось, с того же дня Природы жаркие объятья Навек остыли для меня» . При появлении его перед Тамарой в финале «веяло могильным хладом От неподвижного лица» .

Оба духа любят завлекать людей в западню:

И скрылся я в ущельях гор;

И стал бродить, как метеор,

Во мраке полночи глубокой...

И мчался путник одинокой,

Обманут близким огоньком,

И в бездну падая с конем,

Напрасно звал я и след кровавый

За ним вился по крутизне...

Но злобы мрачные забавы

Недолго нравилися мне!

Спит - молодая, спокойная,

Знает, что будет в раю.

Поцеловала и я, недостойная,

Белую ручку твою!

В личико долго глядела я:

Всех ты моложе, нарядней, милей,

Ты меж сестер словно горлинка белая

Промежду сизых, простых голубей.

В ручках чернеются четки,

Писаный венчик на лбу.

Черный покров на гробу -

Этак-то ангелы кротки! (101)

Изображение похорон монахини в «МКН» – несомненно, предвестие смерти самой Дарьи. У Лермонтова уход Тамары в монастырь также сравнивается со смертью: «Пусть примет сумрачная келья, как гроб, заранее меня». Предчувствие Дарьи о рае, ожидающем усопшую, в рамках проводимого нами сопоставления прочитывается как проекция финала «Демона» – загробного спасения Тамары. Таким образом, вводя сюжет монастыря с умершей монахиней, Некрасов дополнительно расширяет мотивный параллелизм двух поэм, косвенно сближая образы Тамары и Дарьи.

Обе героини находят свое последнее упокоение среди льда и холода: Тамара – среди вечных снегов на Казбеке, среди вьюг и метелей, Дарья – в вечном покое зачарованного, заснеженного леса.

На вышине гранитных скал,

Где только вьюги слышно пенье,

Куда лишь коршун залетал.

И скоро меж снегов Казбека

Поднялся одинокий храм,

Но церковь на крутой вершине,

Где взяты кости их землей,

Хранима властию святой,

Видна меж туч еще поныне.

И у ворот ее стоят

На страже черные граниты,

Плащами снежными покрыты;

И на груди их вместо лат

Льды вековечные горят.

Обвалов сонные громады

С уступов, будто водопады,

Морозом схваченные вдруг,

Висят, нахмурившись, вокруг.

И там метель дозором ходит,

Сдувая пыль со стен седых…

Какой бы ценой ни досталось

Забвенье крестьянке моей,

Что нужды? Она улыбалась.

Жалеть мы не будем о ней.

Нет глубже, нет слаще покоя,

Какой посылает нам лес,

Недвижно бестрепетно стоя

Под холодом зимних небес.

Ни звука! Душа умирает

Для скорби, для страсти. Стоишь

И чувствуешь, как покоряет

Ее эта мертвая тишь.

А Дарья стояла и стыла

В своем заколдованном сне... (108

Холодное бесстрастие природы в обоих случаях дарует счастье избавления от страданий. Улыбка очарованной сном Дарьи соответствует «странной улыбке» почившей Тамары. Наконец, схваченные морозом воды и дозор метелей буквально повторятся в хрестоматийном описании сказочного божества Некрасовым («Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит - хорошо ли метели Лесные тропы занесли, <...> И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?» 103).

А.И. Журавлева отмечала, что в эпилоге поэмы «Демон», «где по всем законам жанра и нужно искать победителя (ведь поле битвы, в конце концов, всегда остается за ним), мы находим, в сущности, только само это «поле» – цветущий и грозный Кавказ. Тот самый дикий и чудесный «Божий мир», от великолепия которого с таким презрением отворачивался Демон». Подобная трактовка позволяет еще более сблизить смысл некрасовской и лермонтовской поэм: в финалах обеих торжествует Природа.

Самое важное различие в концептуальном решении фантастического сюжета двумя поэтами состоит в итоге отношений между героем и героиней. В финале обеих поэм волшебный герой претерпевает кардинальную трансформацию. Демон из «пришлеца» «неземной красы» в последней сцене превращается в дышащего «могильным хладом» «адского духа», от которого с ужасом отшатывается героиня. Мороз же оборачивается живым, земным человеком – родным мужем Дарьи («…и в Проклушку вдруг обратился И стал он ее целовать» 105), и последняя «отдается вполне» (108) таинственному сну.

На метафорическом уровне трансформация подчеркнута тем, что серебряная цветовая гамма зимы и Мороза сменяется теплой золотой – цветом позднего лета, «золотых снопов» (106), русых волос детей и Прокла. И «золотым» называет Мороза первая сама Дарья («"Тепло ли?..." – "Тепло, золотой!"» 105). Данный эпитет символически объединяет «серебряную» зиму и «золотое» лето сна Дарьи – наряду с сияющим солнцем, в лучах которого картины обоих времен года предстают ослепительно прекрасными. В философском плане поэмы это означает взаимообратимость жизни и смерти в природе, что отменяет безусловность смерти «соединившейся» с природным миром Дарьи. Здесь и заключена его «неведомая тайна», выговоренная в самых последних строках поэмы:

Ни звука! И видишь ты синий

Свод неба, да солнце, да лес,

В серебряно-матовый иней

Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,

Глубоко-бесстрастный... (108)

Мотив холодного бесстрастия природы, исцеляющего все страдания, постоянно встречается в поэзии Лермонтова (ср. «Тучи»), в частности Демон утешает Тамару, приводя в пример вечно спокойные облака («В час томительный несчастья ты о них лишь вспомяни; Будь к земному без участья И беспечна, как они!» ). Однако Некрасов, говоря о «чуде», явно ведет свою героиню к чему-то большему, нежели спокойствие небытия, на что указывает и неожиданным обнадеживающим замечанием: «Жалеть мы не будем о ней». В этом духовном движении он опирается опять-таки на лермонтовский концепт вечной жизни-сна в природе – чтобы в тихо дышащей груди «дремали жизни силы». Ради проведения этой мистической идеи-мечты, то есть ради катартического просветления финала, и была изначально привнесена в поэму романтическая субсистема. При этом сюжетную схему задает «Демон», а идейную – «Мцыри» (смерть как уход в природу). Но в «Мцыри» нет любовной линии и развернутого женского образа. Поэтому Некрасову пришлось сконтаминировать мотивы нескольких поэм, добиваясь их соответствия собственному идейно-сюжетному замыслу.

Всего в «МКН» изображены три смерти, всякий раз с новым культурно-художественным осмыслением: обрядово-фольклорным (Прокл), христианским (молодая монахиня) и романтическим (Дарья).

Обрядово-фольклорное осмысление оказывается непоправимо трагическим, как разрушение семейного уклада и выпадение оставшихся в живых из трудового цикла. Это – катастрофа, выражением которой служит «глухой, сокрушительный вой», обрывающийся «невольным и страшным покоем». Христианское – прямо не отрицается (монахиня «знает, что будет в раю» 101), но не дает утешения Дарье: за чудотворную икону тщетно были заплачены все добытые кровью и потом накопления («Знаю, Владычица! знаю: у многих Ты осушила слезу... Только Ты милости к нам не явила!» 102). Может быть, нивелирование христианских идеалов связано с преимущественной опорой в «МКН» на Лермонтова с его известным богоборчеством.

Природа же в романтическом осмыслении дарует героине утешение и жизнь, которых не могло ей дать христианство: она возвращает Дарье любимого мужа в своей загадочной, непостижимой перспективе бытия. Так ли далеко ушел в данном случае Некрасов от философского символизма своих современников, Тютчева и Тургенева?..

При этом Некрасову было важно не отступить от реалистических принципов при построении поэмы в целом: прямая романтизация крестьянских образов грозила полным художественным коллапсом. Выход был в том, что фольклорные мотивы свободно интегрировались как в реалистическую (детализируя бытописание), так и в романтическую художественную систему (соответствуя романтической категории народности, от которой они вели свое происхождение в литературе). Итак, по замыслу автора, после подчеркнуто реалистической первой части в конце второй, фольклорной, исподволь намечаются и задаются романтические мотивы. Вначале, в общей массе фольклорных жанров, они «мимикрируют» под них, совпадая с ними системой образов и сюжетной схемой (так, в сказочном Морозе легко узнается Лесной царь, и гораздо труднее – Демон). Но в финале романтичекие мотивы становятся настолько ощутимы, что изнутри переосмысляют фольклорные и начинают над ними доминировать, формируя окончательно философскую концепцию поэмы.

Список литературы

[i]Журавлева А.И. Некрасов и Лермонтов // Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.

Чуковский К.И. Некрасов. Статьи и материалы. Л., «Кубуч», 1926, с. 268 и далее.

Битюгова А. И. «Княгиня Трубецкая». Анализ идейно-художественной проблематики, «Некрасовский сборник», т. 2. М. - Л., І956; с. 269.

Жовтис А.Л. К вопросу о традициях революционного романтизма в творчестве Некрасова. «Вестник АН Казахской ССР», 1952, № 12.

[v]Гиппиус В.В.Некрасов в истории русской поэзии XIX века // От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966.

Лебедев Ю.В. Н.А. Некрасов и русская поэма 1840-1850 годов. Ярославль, 1971.

Березнева А.Н. Русская романтическая поэма: Лермонтов Некрасов, Блок. К проблеме эволюции жанра. Саратов, 1976.

Березнева А.Н. Русская романтическая поэма… С. 25.

Там же. С. 29.

[x]См. также Груздев А. И. Поэмы Некрасова 1860-1870-х годов. Авто дис. на соискание учен. степени д-ра филологич. наук, Л., 1971; Он же: Об эволюции жанра поэмы в творчестве Некрасова в 1850-е годы. - «Некрасовский сборник», т. IV, Л., 1967; Юрьев В.Л. Некрасов и романтизм. - В сб.: Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах в свете решений XXIV съезда КПСС. М., 1972; Васильковский А. Т. О жанровых типах поэм Некрасова. - В сб.: Вопросы русской литературы Львов, 1971; Григорьян К. Н.. Наследие Лермонтова в становлении поэтического миросозерцания Некрасова // Некрасовский сборник, V Л., 1973; Березнева А.Н. Преемственные связи русской поэзии (Ю.М.Лермонтов и Н.А.Некрасов) Саратов 1994.

Березнева А.Н. Русская романтическая поэма… С. 25, 29, 31.

Ср. Сапогов В. А. Анализ художественного произведения. (Поэма Н.А. Некрасова „Мороз, Красный нос»). Ярославль, 1980: «Опять Некрасов точно почувствовал возможность такой «замены» (Мороза на Прокла): в фольклоре (в свадебных причитаниях) «зима выступает наряду с зооморфными символами во «сне» невесты в качестве образа ее жениха». В сказке Мороз тоже выступает, как богач и жених <...> Мороз еще художник и чародей, он поет волшебную песню, которой увлекает Дарью в свое царство» (С. 37); «За песней Мороза Дарья переходит в иное царство и, таким образом, проходит весь положенный в сказке путь: дом - дорога - лес - иное царство. В ином царстве сказочный герой должен получить то, за чем он шел» (С. 38).

См. также Евнин Ф. И. О поэме «Мороз, Красный нос» // Некрасовский сборник. М.-Л., 1960, вып. III; Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А.Некрасова // Русская литература. 1981. № 2; Торопова А. В. Фольклорные истоки символики Н.А. Некрасова в поэме «Мороз, красный нос» // Н. A. Некрасов и русская литература второи половины XIX-нач. XX века. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 57. Ярославль, 1980; Груздев A. И. «Мороз, красный нос»-эпическая поэма нового типа // О Некрасове. [Сборник. Вып. 4]. Ярославль, 1975.

Об отражении жанра баллады в «МКН» подробно пишет В.А. Сапогов (Сапогов В. А. Анализ художественного произведения. (Поэма Н.А. Некрасова „Мороз, Красный нос»). Ярославль, 1980. С. 44-48)

Полное собрание сочинений и писем в 15 тт. Л., «Наука». Т. 4. 1982. С.88. Далее текст поэмы везде цитируется по данному изданию, с указанием номера страницы. Выделения в цитатах Некрасова и Лермонтова везде мои – А.Б.

«Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные... Что там? Толпа мертвецов!» Полн. собр. соч. и писем в 15 тт. Л., «Наука». Т. 2. 1981. С. 169. См. о балладных мотивах в «Железной дороге»: Скатов Н.Н. О поэтичности стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» // Русская классическая литература. Сб. статей под ред. Д.Л. Устюжанина. М., 1969. С. 272-274.

Поэмы М.Ю. Лермонтова цитируются Полному собр. соч. М.-Л. 1947. Т. 2. с указанием страницы в квадратных скобках.

Груздев A. И. «Мороз, красный нос»-эпическая поэма нового типа // О Некрасове. [Сборник. Вып. 4]. Ярославль, 1975. С. 56.

Журавлева А.И. Поэма «Демон» // Лермонтов в русской литературе... С. 172.

Это подкрепляет проведенную нами выше аналогию Мороза с упавшей с небес «золотой» звездой, и соответственно с Демоном.

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”. Все замечают и сходство отдельных деталей.

У Пушкина: “Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет”. У Некрасова: “Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…”, “Равнина в алмазах блестит…”

Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему.

Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья.

Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.

Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг.

Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.

Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе

И открывает нам много тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется “мертвым”, “могильным”, потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и “глухой, сокрушительный вой” несчастной вдовы.

Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем – и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.

Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

Придет-то весна красная, Запоют-то в лесу пташечки Загорюем-то мы, сироточки, Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

Вытечет, вытечет за ночь Вся наша матушка-рожь… Где же ты, Прокл Севастьяныч? Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками.

В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и “чистых” размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы.

Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.

Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания – его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца – Гриши (гл. XXIII).

Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).

И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала “темный лес”, “серый волчище”, выходящий из лесу: “Чью он овцу унесет?”, “черная туча” над деревней, “стрела громовая”: “В чей она дом угодит?” Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:

Вести недобрые ходят в народе, Париям недолго гулять на свободе, Скоро-рекрутский набор!


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Использование поэтом художественности народного сознания, в образе Дарьи многое объясняет и в тех главах, где появляется Мороз-воевода. Олицетворенный образ Мороза, без сомнения, навеян фольклором. Это ясно уже из названия поэмы, представляющего собой народное присловье. Особенно тесно связана поэма со сказкой “Морозко”. Сопоставление поэмы и сказки “Морозко” помогает нам сделать несколько наблюдений. Существенно, что поэт помнит […]...
  2. Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины – “величавой славянки”. Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких […]...
  3. Сочинение по русской литературе по отрывку из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”. Поэмы Н. А. Некрасова “Коробейники”, “Мороз, Красный нос” и стихотворение ” Железная дорога ” – это цикл, посвященный изображению народа, утверждению его духовной силы. Особенно проникновенно писал поэт о русской женщине, восхищаясь силой ее характера, всем сердцем отзываясь на ее тяжелую […]...
  4. “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины – […]...
  5. Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только крепостные крестьяне, […]...
  6. Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом в русской литературе. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. “Зрелище бедствий народных” еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. “…Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит…” – говорил он в своих стихах […]...
  7. Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком […]...
  8. Я последнюю песню пою Для тебя – и тебе посвящаю. Н. Некрасов В творчестве Некрасова особое место занимают произведения, посвященные русским женщинам. Это поэмы “Саша”, “Русские женщины”, “Мороз, Красный нос” и многочисленные стихи. Поэму “Мороз, Красный нос” Н. А. Некрасов посвятил своей сестре, которую горячо любил. Это произведение рассказывает о тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Века протекали […]...
  9. Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Н. А. Некрасов Такими словами начинает свою поэму “Мороз Красный нос” Николай Алексеевич Некрасов. Он рисует судьбу крестьянки, в которой отразились […]...
  10. Собирательный образ крестьянки в поэме Дарья – крестьянская женщина, вдова умершего Прокла. Ее образ не сразу появляется в поэме “Мороз, красный нос”. В III главе Некрасов рассуждает о рабской судьбе русской крестьянки, которая не менялась веками. Лирический герой обращается к крестьянке и обещает открыть миру ее страдания и жалобы. Некрасов берется описать особый тип крестьянки. […]...
  11. Еще в древние времена многие человеческие права и обязанности были разделены на мужские и женские. Так уж повелось, что если мужчина был добытчиком и защитником, то женщине отводилась роль хранительницы уюта, домашнего очага, любви. На первый взгляд может показаться, что не так уж и сложно сделать, чтобы в доме всегда был уют и порядок, а […]...
  12. Н. А. Некрасова изначально задумывал произведение “Мороз, Красный нос” как драматический рассказ о смерти крестьянина. Но в конечном итоге он написал эпическую поэму, на первый план которой вышла героиня – простая крестьянка Дарья. Отступая от основной темы – нелегкой судьбы молодой вдовы, автор включает в поэму монолог о “величавой славянке”. Русской женщине не часто приходилось […]...
  13. Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова. Жизнь простого народа, его быт, радости и несчастья, тяжелая работа и короткие мгновения отдыха были хорошо известны русскому гуманисту. Не отошел Некрасов от своих литературных предпочтений и в поэме “Мороз, Красный Нос” , которую написал в 1863 году и посвятил любимой сестре Анне. Шестидесятые […]...
  14. Красота, ум, хозяйственность простых русских женщин восхищали многих поэтов и писателей, вдохновляли их на созданиешедевров мировой литература. Несомненно, к таким шедеврам принадлежит и поэма Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, в которой он воспел образ “величавой славянки”: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом […]...
  15. АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛАВЯНКЕ (по отрывку из поэмы H. A. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Поэмы Н. А. Некрасова “Коробейники”, “Мороз, Красный нос” и стихотворение “Железная дорога” – это цикл, посвященный изображению народа, утверждению его духовной силы. Особенно проникновенно писал поэт о русской женщине, восхищаясь силой ее характера, всем сердцем отзываясь на ее тяжелую […]...
  16. Образ русской женщины в отрывке из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” (“Есть женщины в русских селеньях…”) Не одежда красит человека, а добрые дела. Русская пословица В этом отрывке из поэмы “Мороз, Красный нос” Николай Алексеевич Некрасов восхищается русской женщиной. Поэт настолько ярко и живо смог создать ее образ, что это восхищение передается и […]...
  17. Николай Алексеевич Некрасов Мороз, Красный нос Поэма (1863-1864) В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу. У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и […]...
  18. Сестра Николая Алексеевича Некрасова упрекает брата в том, что он давно ничего не писал. Поэтому поэт посвящает ей свое последнее произведение. За окном разыгралась буря, она сильно тревожит автора. Ведь стихия может сломать старый дуб, который посадил отец Некрасова, а также иву, что сажала его мать. Часть первая Смерть крестьянина Убогие дроги застряли в сугробе, […]...
  19. Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме “Мороз, Красный нос” очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую […]...
  20. Некрасов Н. А. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу. У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу – […]...
  21. Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб! Н. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, уделявший в своем творчестве большое внимание созданию образа крестьянки в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”, в многочисленных лирических стихотворениях. Некрасов создает точную картину увиденного, без прикрас передает образ жизни, быт и нравы народа. Качая […]...
  22. Страшное горе случилось в крестьянской семье: главный кормилец и хозяин Прокл Севастьяныч умер. Его отец едет на кладбище, чтобы в промерзлой земле выдолбить могилу сыну, мать привозит домой гроб для Прокла, а его вдова Дарья шьет покойному мужу саван. Тяжкая доля у русской крестьянки: венчают ее с рабом и дети ее рабы. В страданиях и […]...
  23. Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы “Руслан и Людмила”. Пушкин работал над ней в течение трех лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних поэтических исканий попа. Вместе с тем “Руслан и Людмила” – определенный рубеж в развитии русской литературы, русской поэзии начала века, введение и новый период развития русской литературы, […]...
  24. Тема. Рисует узоры мороз на стекле Цель: . Образовательные: познакомить с разновидностями пейзажного жанра, расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж; Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдательность, эстетический вкус; Развивающие: развивать у воспитанников творческое мышление и фантазию, умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать […]...
  25. Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из […]...
  26. Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской […]...
  27. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии “душу и сердце”. “Душа и сердце” присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе. Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы […]...
  28. Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И. А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны. Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено […]...
  29. В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место зани­мает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего […]...
  30. Тематика лирических произведений Николая Рубцова широка. Он размышляет над философскими проблемами, пишет о дружбе, о ремесле поэта, о родной природе. Чувство родины – главное для Николая Рубцова. Оно определило и особенности его восприятия природы. Пейзажи в его стихотворениях – прекрасные, звучащие картины, в которых заложена высокая нравственность. Например, в стихотворении “Ночь на родине” картины природы […]...
  31. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды – все живет и Дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. […]...
  32. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру […]...
  33. ­Единство человека и природы Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – романтическое произведение, в котором одним из главных направлений является описание кавказского пейзажа и красоты окружающей природы. С одной стороны, автор изображает природу свободной и неукротимой, а с другой – яркой, экзотической, романтичной. Человек и природа изображены как два мира, живущих в гармонии и в то […]...
  34. Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные ее грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы […]...
  35. Давно подмечено, что определенные состояния природы довольно точно соответствуют разным душевным состояниям и настроениям человека. Этим широко пользовались поэты и писатели, особенно в лирике. Передача психологического состоя­ния лирического героя через “настроение” природы – художе­ственный прием, с которым мы встречаемся еще в произведе­ниях устного народного творчества. В русской лирике XIX века особого мастерства в этом своеобразном […]...
  36. Человек и природа… По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает мир природы, мы можем приблизительно охарактеризовать ее. Почти во всех художественных произведениях мы встречаем описание природы, ее “взаимодействие” с героями, но самое главное, что, видя, как тот или иной персонаж воспринимает природу, мы глубже вникаем […]...
  37. Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье “Интеллигенция и революция”, напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. В январе 1918 года Блок создал знаменитую поэму ” Двенадцать “. В ней он с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в […]...
  38. “У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления… Поэзия его состоит из ряда картин природы… из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней […]...
  39. Природа всегда занимала особое место в литературе. Не обошли эту тему писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею, то в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем. 20-ый век с его нравственными и экологическими проблемами отразился в произведениях Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и многих других писателей. […]...
  40. Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя. В отношении к природе ярко […]...
Тема природы в поэме “Мороз Красный Нос”

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…»

Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.

Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.

Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы.

Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем - и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.

Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

  • Придет-то весна красная,
  • Запоют-то в лесу пташечки
  • Загорюем-то мы, сироточки,
  • Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

  • Вытечет, вытечет за ночь
  • Вся наша матушка-рожь…
  • Где же ты, Прокл Севастьяныч?
  • Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.

Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания - его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца - Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).

И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин.