Презентация упражнения развития техники чтения. Презентация на тему "Приёмы повышения техники чтения младших школьников"

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

I.Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

II. Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

III. Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.

Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

Учитывать индивидуальные особенности детей.

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?

Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока некончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый,

2. Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

3. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

С енька с С анькой вёз С оньку на с анках.

Ш ла Саша по ш оссе и сосала суш ку.

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Полезным будет начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

4. Интонационная разминка.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

    Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

    Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……

Подай мне деревянную ложку!

Как меняется смысл предложения?

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.

5. Развитие поля зрения .

Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов.Исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:

    Уменьшить число остановок глаз;

    Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые можно использовать на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала для расширения поля зрения детей можно использовать таблицы Шульте. Дети с увлечением будут тренировать глазки, улучшится и результаты техники чтения.

Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.

6. Развитие оперативной памяти.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».

Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.

Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

Запишите предложения в обратном порядке;

Запишите только второе и пятое предложения;

Запишите предложения с третьего по шестое.

Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных упражнений для развития оперативной памяти. В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

Приемы и виды упражнений по развитию техники чтения учащихся.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2. Жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно). Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.

8. «Губы». К плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки (без звука). По команде «Вслух» дети убирают палец и читают текст. Команда подается несколько раз.

9. «Буксир 1». Учитель читает вслух дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

10. «Буксир 2». Один ученик ведет пальчиком по тексту, читая про себя, а другой читает вслух, пытаясь догнать ученика.

11.«Молния». Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния» и продолжается до двадцати секунд.

«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

12.«Восполнение пропусков слов в предложении».Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами, слогами, словами. Пропуски отмечаются пробелами, точками или заклеить слова в предложении. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, предложению. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова в предложении, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

13.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком.

14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

16. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену)

Оригинал текста. Веселая собачка эта Вьюшка,всем нравится: ушки- как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие,как чеснок.

Исправь.Радостная собачка Завитушка, всем нравится: ушки -торчком, хвостик полукругом, зубки беленькие, как лук.

17.«Анаграммы»

На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти.Упражнение на поочередное чтение слов нормально и наоборот . При таком чтении первое слово читают слева направо, второе слово справа налево и т.д. Пример: Мама алипук картину . При проведении этого упражнения у ребенка формируется представление о том, что обычное чтение – это сравнительно несложное, посильное дело.

На примере отрывка из рассказа «Выскочка»

Ншаа хотоинчья кабасо,кайла прилахае к нам с говбере Бии,и в тьчес йэто бисиркойс кире так и линазва мы ее ейби.

18. Использование таблиц Шульте /30 секунд/

Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Таблица Шульте

      19.Упражнения для развития техники чтения (работа по таблице слов Мисаренко Г.Г.(пособие Мисаренко Г.Г.«Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе») (таблица прилагается)

Методика Мисаренко Г.Г направлена на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.

Автор методики предлагает материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения». При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

От группы к группе структура слова усложняется.

Методическое пособие может быть использовано для индивидуальной и групповой работы.

В начале каждого урока детям предлагают разминку:

1) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

2) ученики читают заданное количество слов по цепочке;

3) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди по 1-2 слова один ученик, 1-2 слова другой;

4) дети читают хором.

5) ученики читают «для себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

К столбикам слов первой группы учитель предлагает задания:

    Читают заданное кол-во слов по цепочке, напр. каждый по 3 слова.

    Работа в паре. Читают слова друг другу по очереди – 1-2 слова.

    Найдите и прочитайте среди прочитанных слов члены семьи.

    Читайте шепотом, вслух только те слова, которые оканчиваются буквой о.

20. Прием многократного чтения. Двойной замер техники чтения. /Дети начинают читать текст с самого начала/. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат.

    21. Чтение первого и последнего слогов на строке. ( Упражнение для развития угла зрения)

    22. Чтение этого же отрывка в темпе скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

23. «Складывание предложений из половинок слов». (работа в парах)

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

1 Ч то вы бу де те дел ать с ут ята ми?

2 Во т тут и ув иде ли ре бя та и за швы ря ли ша пка ми.

3 И ди те и во звра ти те ей вс ех ут ят!

24.«Голова-хвост»

25.«Бросок – засечка»

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух.

26.Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

28.Чтение перевернутого текста:

Обычный текст переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует: формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

29.Сплошной текст. Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях.

3. Чтение с решеткой . Дидактический тренажер «Решетка»

Тренажер «Решетка» представляет собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16х10 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 6х1 см. Решетки различаются шириной перегородки. В решетке №4 все перегородки между окошками равняются 4 мм. В решетке №5 - ширина перегородки 5 мм, в №6 - 6 мм.

Тренировка чтения текстов начинается с решетки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решетку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

Презентация "Чтение с решеткой" предназначена для младших школьников, способствует увеличению объема зрительного восприятия, улучшению техники чтения, способствует развитию смысловой догадки.

4. Чтение с прятками.

Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер - это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

Так, к примеру, можно давать задания «Набери текст» на компьютере.

А также давать учащимся прослушать аудиосказками с субтитрами. Данные упражнения развивают навыки работы с компьютером, память, мышление и воображение.

Также на уроках можно использовать компьютерные игры.

Игра «Прочитай».

На экране – Динозаврик, у которого в руках свиток. Свиток разворачивается и на нем показывается слово, которое нужно успеть прочесть. Спустя некоторое время свиток сворачивается, и требуется выбрать из картинок, расположенных по периметру игрового поля ту, о названии которой говорит это слово.

Рис. Игровая среда «Прочитай».

В случае правильного ответа время показа слова (которое можно предварительно устанавливать) уменьшается (текущая скорость чтения увеличивается на "1"), в случае неправильного – увеличивается (текущая скорость чтения уменьшается на "1"). Через некоторое время компьютер, таким образом, адаптируется к уровню чтения ученика и принуждает его работать в интенсивном режиме. Скорость чтения (в условных единицах) индицируется в нижней части игрового поля.

Дожидаться сворачивания свитка не обязательно, если играющий успел прочитать слово, то он может указать соответствующую картинку в любой момент.

При минимальной скорости, равной нулю, слово не исчезает до тех пор, пока не будет указана соответствующая картинка.

При нажатии "мышью" в область свитка можно снова вызвать на экран слово, которое было показано ранее.

Игра используется в блоке развития навыков быстрого чтения.

С целью привлечение родительской общественности создаются группы в социальных сетях «Читаем с удовольствием», где учитель целенаправленно направляет родителей на работу над скорочтением ребенка. Учитель рекомендует вести дневнички-паучки, где родителя необходимо ежедневно контролировать и записывать в дневник количество слов, прочитанных ребенком за минуту. На родительских собраниях учитель, который также ведет подобный дневник, сравнивает свои результаты с результатами, отраженными в дневничках, которые вели родители.

Скорость

Количество

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень техники чтения

Уровень понимания прочитан-ного

Способ чтения

Кол-во и характер ошибок

Время чтения

Скорость чтения

Также в школе проводится исследование в действии «Развитие техники чтения у учащихся в начальной школе». (рис 5)

Следует отметить, что данное исследование не претендует на полное решение вопросов, касающихся развития техники чтения учащихся начальной школы.
Таким образом, использование при обучении чтению самого широкого спектра современных методов и учебных материалов с опорой на личностно - деятельностный подход стимулирует познавательную активность, создаёт положительную мотивацию и тем самым способствует формированию читательской компетенции, что, в конечном итоге, позволяет выполнить поставленные учебной программой цели и повысить качество техники чтения в школах.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.

По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях нужно постараться убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Заключение. Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, повысится успеваемость и по другим предметам.

Данная презентация - методическая копилка для учителей начальных классов. Презентация знакомит с упражнениями для развития навыка чтения младших школьников. Данные упражнения развивают подвижность речевого аппарата ребёнка, служат разминкой перед чтением. К тому же данные задания способствуют развитию интереса к чтению у учащихся начальных классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Упражнения для развития навыка чтения Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 Носкова Т. Л.

Волга носки Упражнение “ Составь новое слово ” . Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. кони волки быки было катки колос сани

Задание: найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения. Упражнение “ Найди животное ”. Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной. осёт р ов ца

● ● ● ● ● ребёнок ● ●

ДРУЖ ВЕР ОЧАРО ПРА КОР ОСТО ВОЛ СКАЗОЧ УДИВ НЫЙ МУШКА ЛЯТЬСЯ ХУШКА ВАНИЕ ВИЛЬНО НЫЙ РОЖНО ШЕБНИК Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Складывание слов из половинок.

БЕЛКА РЫСЬ ОБЕЗЬЯНА МЕДВЕДЬ БЕЛКА ЖИРАФ ЗАЯЦ ЕНОТ БЕЛКА БЕЛКА БОБР БАРСУК Упражнение на внимание. Какие слова одинаковые?

«Даёт корова молоко»… Упражнение “ Восстанови текст ” Определить последовательность строк в стихотворении С.В. Михалкова. Да! Стать учёным не легко! А я сижу, в тетрадь гляжу – За буквой букву вывожу:

Д И Р А Н О Ч И Т У Р Е К Е Ц Т Е Е Ч Е Б Т О Р Р Т Л Ш М Н П Е Н А Д Ь Т А И К Л А У Ь К Е М А Т И К Р И С О З А У Р А О К Т В А К Ч Л Я И Р О У Ч А К Н Е Ц У А Прохождение словесных лабиринтов. Найди слова на тему “Школа”.

береза цветы осина опушка трава дерево портфель “ Найди лишнее слово ” . нож вилка ложка тарелка блюдце чашка корова

урок перемена школа книга ручка учитель обучение Упражнение развивает подвижность речевого аппарата, служит разминкой перед чтением. “ Фотоглаз ”: за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. город лес дорога красивый богатство автомобиль играть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Упражнения для развития навыков чтения 1-ков

Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....


ТЕКСТ С

КАРТИН - КА М И

НАЙДИ МЕНЯ

ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ

ТЕКСТ ВЕРТУШКА

ПОРЯДКА

ТЕКСТ С НАЛО -

ЖЕНИЕМ

ПЕРЕМЕ-

ШАННЫЕ

БУКВЫ

СОБЕРИ ТЕКСТ

сплошной ТЕКСТ

ЗАШУМ-ЛЁННЫЙ ТЕКСТ

ШТОРКА

ВВЕРХ НОГАМИ

ЧТЕНИЕ С

РЕШЁТКОЙ

ЧТЕНИЕ С

ПОЛОВИН-

КАМИ СЛОВ


Майский снег

Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.

(В.Приходько )


ЛОСИ

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось

наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери

ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах

сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрые

рукиегеряположилидушистоесеновкормушку

Онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях. В.Карасёва


Неожиданная встреча

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .


БЕЛКА И ВОЛК

БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ. БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ: – ПСУТИ МНЕЯ. ВЛОК СЗАКАЛ: – ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТКОЬЛО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ. БЛЕКА САЗАКЛА: – ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА: – ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ.

Л. Толстой




Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".

Л.Н. Толстой







( К.Д.Ушинский )





ПОДСНЕЖНИК

В саду, где берёзки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зеленую выставил ножку, Потом потянулся Из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна; Скажите, ведь правда, что это весна?»

( П. Соловьева )


http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200404202 В.Приходько «Майский снег», К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Вахрушева Т.В., Поова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. – Москва: «аквариум» 2001. (тексты «Зимний день», «Белка»)

http://andreeva.21411s16.edusite.ru/images/p4_ovca2.jpg овечка

http://nature.ok.ru/picture/fish/5-1.jpg осётр

http://i.i.ua/photo/images/pic/9/4/487949_5ea1889.jpg снеговик

http://www.bookivedi.ru/photo/11/2009-12-08/9bc25ae72bd0_ki_pervaja_ohota.jpg обложка книги «Первая охота»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/109/26109354_1212167171_3_1.jpg ёжик

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/87/44087268_vesna_06.jpg весна

http://s48.radikal.ru/i121/0901/aa/6c0f9a4a449f.jpg утро

http://i038.radikal.ru/0805/7b/0cfdc4115284.png подснежник


http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706191311390.jpg белка и волк

http://www.klopp.ru/uploads/posts/2007-11/1195274095_belka1.jpg белка

http://www.docwalt.com/books.html книжная полка

http://www.dag-agro.com/Sites/dag/Uploads/terrion_5280.22CDBA77E2FC48AB9170579813BFE9BE.jpg трактор

http://www.fictionbook.ru/static/bookimages/00/13/55/00135533.bin.dir/h/i_020.jpg укротитель

http://www.fit-instrument.ru/pics/115190.jpg молоток

http://black738.narod.ru/5f8350820dd8.png дети и книга

http://arttravel.dn.ua/upload/file103.jpg снегирь на ветке яблони

http://s52.radikal.ru/i135/0908/8a/4ac50393d309.jpg учитель

http://900igr.net/data/chelovek/Otkuda-ja-vzjalsja-1.files/0029-038-U-losikhi-losenok.jpg лосиха

http://s48.radikal.ru/i120/0904/08/f57ebf058672.jpg сад

Литература.

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение, 1991.

3. Корнев А.Н.Нарушения чтения и письма детей.- СПб.:ИД”МиМ”,1997.

4. Оморокова М.И.и др. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.

5. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека.- №6.-2001.


http://kakadu.509.com1.ru:8018/WWW/zooclub/horses/Image34.jpe

http://www.solnet.ee/gallery/pic/knk/sobaka1.jpg

http://kommersanty.ru/img_do/91bb87dadb7157ac6adb7c5e6f41c5c3.jpg

http://www.school6.edu.mhost.ru/pic/ilia_kolosov.jpg

http://static.diary.ru/userdir/1/2/3/8/123861/37613830.jpg


Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.


Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)




Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м). Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам. В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. Ручка в зубах. Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.


Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная, крутая и длинная горка была


Поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.


Игра в прятки: Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. Мнимое слово: Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.


Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.


Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.


























На-нас-сан-сап-нёс-сел Не-нет-нее-ней-нем-ним Ни-нищ-нив-нов-ног-ной Но-нот-тон-тои-тор-тощ Ой-бой-бои-мой-мог-мол Ом-сом-лом-том-ком-пом Он-сон-кон-тон-оно-они Ос-ост-сто-дос-дом-ома От-лот-пот-мот-тот-рот Оох-мох-мух-охи-ахи-мах Ош-бош-бот-бог-бок-док














Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова (4 - ая группа блоков): Блок блях барк взор ВГИК вжик Влип враз врач вред все втуз Где глуп граф грач грех гриф Джаз дни дней дроф друг ждал Жрец звон злой знак зной клев Клич клуб клюв ключ кляк КМА


















Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8 группа блоков) Адская датскаядомашний Акция деньжата артистка Амплуа дибазолассорти Знание воднаявольница Горячка заморозь епископ Изморозь качелилошади Коробка корзинамашина Материя меднаямуравьед Общество озлобленошибка






Отработка дикции Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».




Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.


От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.




В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.




Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол- молол, язык болтает, а голова не знает


Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!


Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.


Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож. Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко: 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.








Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

Да, там костёр, люди – страшно, но вперёд. Сочинения. Социализация. Жизненные навыки. Приём интеграции уроков. Приобщение к литературе. Школьники учатся пересказу. Развитие творческих способностей. Условия для развития творчества. Творческое мышление.

«Смысловое чтение» - Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Процесс, включающий не только овладение техникой чтения. Умение вычленить микротемы. Организация проблемных и поисковых ситуаций. Полноценное чтение задачи. Интерактивные задачники. Составь сжатый вариант текста. Методика совершенствования умения читать правильно. Чтение –фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций. Современные образовательные технологии.

«Рабочая программа по чтению» - Тема: «Час веселых историй». «Знакомьтесь, книжка юбиляр». Предполагаемые результаты. «По страницам книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». «Что может нести красота людям?». Цель программы. «Знакомство с книгами познавательного характера». Школа радостного чтения. «Жизнеутверждающая сказка». Программа на 2009 - 2010 учебный год. «Творчество поэтессы Ю. Мориц». Пояснительная записка. Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердцем.

«Навык чтения» - Чтение. Динамика скорости чтения. Таблицы Шульте. Упражнения для понимания смысла прочитанного. Методика оптимального чтения. Упражнения для развития техники чтения. Давайте учить читать. Цифровые. Динамическое чтение. Темп чтения. Упражнения. Виды работ для формирования навыка чтения. Правильность чтения. Техническая сторона чтения. Сформированный навык чтения. Формирование у детей навыка чтения.

«Продуктивное чтение» - Просмотровое чтение. Букварь. Разумное существо. Сложносокращенные слова. Тренинги по развитию читательских умений. Письменный ответ. Изучение качества чтения. Литературное чтение. Сравни отрывок из записи. Эксперимент. Включение воображения. Сложноподчиненное предложение. Составь план сказки. Якорь. Работа с текстом во время чтения. Ангина. Обобщение. Пескари. Желание читать. Современные образовательные средства.

«Антиципация в литературе» - Учим отвечать на прямые вопросы текста. Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым. Проверка себя по тексту. Шёл охотник на охоту, увидал в кустах кого-то. Поиск скрытых вопросов и ответы на них. Фотоохотой занимался пёс Шарик из Простоквашино. Учим отвечать на почемучкины вопросы и задавать их. Подключение воображения. Обучение технологии. Предварительные упражнения. Учим прогнозировать, домысливать текст.