Хор от бога. Хор от бога «Культурный спецназ» России

Сретенский хор - это удивительный мостик, где прошлое встречается с будущим,
где явственно ощущается связь времен.

Сергей Чесноков

ИСТОРИЯ ХОРА СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт - вместе с ним не стало и хора.

Московский Сретенский монастырь

Сретенский монастырь был основан в 1397 году в память о чуде, описанном в летописях и произошедшем в 1395 году, когда разоривший Елец Тамерлан повернул свои полчища к Москве. Узнав об этом, первосвятитель Московский Киприан благословил, чтобы величайшая святыня Русской земли, - Владимирская икона Божией Матери - была перенесена из Владимира в Москву.

Десять дней грандиозным крестным ходом несли её в Москву, где тем временем не закрывались храмы: народ Божий молился и днем, и ночью об избавлении от беды. С упованием заступничество Пресвятой Богородицы встречали жители Москвы её святой образ. И чудо произошло - Тамерлан вдруг переменил решение, и отступив от почти беззащитного города, ушел прочь. Летописи повествуют, что заснув в шатре, он увидел грозное явление Величественной Жены, повелевшей ему оставить московские пределы.

В память избавления от врага на том самом месте, где москвичи с молитвами встречали чудотворный образ Пресвятой Богородицы («встреча» на старославянском - «сретение») и был основан Сретенский монастырь.

Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 году, по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент - Никон Степанович Жила, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности.

Основа хора - студенты Сретенской семинарии, а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Не менее важная часть коллектива - вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.

Каждый из 30 хористов - настоящая находка для творческого коллектива. В составе хора - и собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Скрыльников, Петр Гудков, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей, но несмотря на все свои заслуги, участники хора -послушный инструмент в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающего созвучие голосов в живой оргáн.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви.

Участие хора в жизни Русской Православной Церкви:

Освящение храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром, 2007 г.

Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологдскую и Великоустюжскую епархию, 2007 г.

Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршего служения в РПЦ, 2007 г.

Концерт в честь открытия первого православного храма (Великомученицы Екатерины) в Риме, 2007

Освящение собора в Иверском монастыре на Валдае, 2008 г.

Освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле, 2009 г.

Концерт в здании храма святой Ирины для Святейших Патриархов Вселенского Варфоломея и Московского и всея Руси Кирилла, 2009 г.

Зарубежные миссионерские поездки:

В 2005 году хор принимал участие в перезахоронении останков генерала А.Деникина и философа И.Ильина и сопровождал заупокойные службы в Париже и Москве.

В 2006 г. хор дал концерт для Президента Сербии в Белграде и в зале «Аудиториум» папской резиденции в Ватикане.

В том же году с триумфом прошли выступления хора в Париже - молебен в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) и концерт в ЮНЕСКО.

В 2007 г. хор совершил мировое кругосветное турне, посвящённое объединению Русской Православной Церкви. Выступления проходили на лучших концертных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина, Лондона.

В 2008 г. в рамках миссии русской православной церкви хор Сретенского монастыря участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки» и с огромным успехом выступал на Коста-Рике, в Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Ансунсьоне.

«Первая задача хора - это участие в богослужениях. Два раза в неделю коллектив полным составом поет в храме, - рассказывал Н.Жила в интервью "Российской газете". - Но есть еще одно направление, которое близко нам. Это русская песня ХХ века. В этот период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась из памяти народа, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния».

Светские выступления в России:

Впервые программа «Шедевры русского хорового наследия» был представлена широкой публике в Кузбассе в 2005 и в 2006 гг. Она была отмечена медалями «За веру и добро» и «За служение Кузбассу», которые вручил регенту хора губернатор Кемеровской области. А.Г.Тулеев.

В 2006-2007 г.г. хор участвовал в богослужениях и проводил концерты на Дальнем Востоке и в Сибири, выступал в совместных концертах с Кубанским казачьим хором в (2006, 2007 гг.) в Москве.

Выступления хора в Москве проходят в лучших концертных залах - в Кремлёвском Дворце Съездов, Большом Зале Консерватории, Колонным Зале Дома Союзов.

Хор участвовал в концерте в рамках Рождественских чтений, в фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга» в 2006 г., в концерте в Санкт-Петербургской Филармонии в 2007 г.

Для коллектива стало традицией ежегодное выступление на Пасхальном фестивале.

В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России - русские, украинские и казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна...», «Ой, на горi»). Песни военных лет, такие, как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально - Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки и в России, и за рубежом. По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, хоральная аранжировка Ф.Степанова известного романса Ф. Абта на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» позволяет хору «показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их».

Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт – вместе с ним не стало и хора. Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад.

Показать полностью

В 2005 году, по благословению епископа Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент – Никон Степанович Жила. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности. Основа хора – студенты Сретенской семинарии, а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Не менее важная часть коллектива – вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.
Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России – русские, украинские и казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна…», «Ой, на горi»). Песни военных лет, такие, как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально – Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки и в России, и за рубежом.
В последние годы хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара.


Хор при Московском Сретенском монастыре возник одновременно с основанием монастыря в 1397 году и существует уже более 600 лет. Перерыв в деятельности хора пришелся лишь на годы гонений церкви в период советской власти. В 2005 году его возглавил Никон Жила, выпускник РАМ имени Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Троице-Сергиевой Лавры. В нынешнем составе хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинской академии. Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках и значимых событиях в жизни Русской православной церкви. Участник международных конкурсов и музыкальных фестивалей, хор активно гастролирует: с программой "Шедевры русского хорового пения" он объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Дискография хора включает в себя альбомы духовной музыки, записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов.

В составе хора - студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и Академии, Академии хорового искусства, Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор участвует в особенно торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, миссионерских поездках представителей Русской Православной Церкви, ведет активную концертную и гастрольную деятельность, записывается на компакт-диски. Коллектив принимал участие в концерте в честь открытия первого православного храма в Риме, освящении собора в Иверском монастыре на Валдае и храма святых Константина и Елены в Стамбуле, выступал в зале «Аудиториум» папской резиденции в Ватикане, парижской штаб-квартире ЮНЕСКО и Соборе Парижской Богоматери. В 2007 году хор совершил масштабное турне, посвященное объединению Русской Православной Церкви, концерты которого проходили на лучших сценах Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина и Лондона. В рамках миссии Русской Православной Церкви участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки» (концерты в Коста-Рике, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе и Асунсьоне).

В репертуаре коллектива, помимо духовной музыки, лучшие образцы песенной традиции России - русские, украинские и казачьи песни, песни военных лет, известные романсы, которые артисты исполняют в уникальных хоровых аранжировках, не оставляя равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки в России и за рубежом.

Ж ивой орга́н. Хор Сретенского монастыря часто сравнивают по звучанию с этим величественным инструментом. Что бы ни исполнял коллектив: церковные песнопения, русские народные песни или гимн России.

Один из древнейших монастырей столицы. Построен на месте сретения (встречи) чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Этот образ по преданию избавил Москву от Тамерлана. С тех пор зазвучали в обители песнопения – день и ночь монахи молились о мире на Руси.

Ровесник обители – монашеский хор. Самый старый певческий коллектив России – с шестисотлетней историей. Сретенские певчие сопровождали торжественные городские крестные ходы. В 1925 году обитель закрыли – не стало и хора. Лишь спустя 70 лет возродили традиции духовного песнопения.

«С нами Бог». Музыка Павла Чеснокова. Переложение Андрея Полторухина. Солист Алексей Татаринцев.

Хор монастыря не значит хор монахов. В обители пять коллективов: семинаристы, хор братии, прихожан, хор женский и концертный. Все поют на богослужениях, а «представительские» выступления – удел тридцати хористов – профессиональных музыкантов с духовным образованием.

«Верую». Музыка Александра Гречанинова. Переложение Александра Амерханова. Солист Дмитрий Белосельский.

Удивительное a"cappella. «30 человек с голосовой палитрой, заменяющей целый симфонический оркестр. Два баса-октависта, роскошь, которой славятся только русские хоровые коллективы. И каждый певец – настоящая находка», – говорит регент Никон Жила.

«Выхожу один я на дорогу». Музыка Елизаветы Шашиной. Стихи Михаила Лермонтова.

«Особые скрепы». Гармонии звучанию добавляет внимание к духовной составляющей произведений. И здесь помогает статус монастырского хора и тот факт, что его участники – люди воцерковленные. Музыканты дружат семьями, крестят детей и встречают праздники.

«Ой, то не вечер». Казачья народная песня.

Светская премьера. Сретенский хор вне храма впервые выступил в Кузбассе 10 лет назад. С тех пор освоены лучшие концертные площадки: Кремлевский дворец и Консерватория, Рождественский и Пасхальный фестивали. Что не отменяет обязательного участия в богослужениях.

Миссионерские гастроли. Нью-Йорк, Вашингтон, Лондон, Торонто, Сидней, Берлин. Молебен под сводами собора Парижской Богоматери и концерт в ЮНЕСКО. Сретенский хор совершил мировое турне в честь объединения Русской православной церкви.

«Сретенский хор – это феномен исполнительского искусства. Уникальные голоса его солистов делают этот хор одним из лучших мировых ансамблей. Их необычайно творческие и оригинальные интерпретации церковных песнопений и народных песен позволяют их слушателям совершить захватывающее путешествие к самым истокам русской культуры»

Министр культуры России Владимир Мединский

Олимпийские достижения и… новые спортивные традиции. Исполнение гимна России в «сочинском варианте» произвело настоящий фурор. И обрело последователей. Подмосковный хоккейный клуб «Витязь» решил открывать каждый домашний матч гимном в исполнении Сретенского хора.

«Небо и земля». Название программы хора и краткий экскурс в репертуар. На счету музыкального коллектива восемь альбомов. Духовные песнопения, народные песни, романсы. Произведения известные и уникальные. Как греческое песнопение, основанное на древней Византийской системе ладов.

«Полюшко-Поле». Музыка Льва Книппера, стихи Виктора Гусева. Обработка Дмитрия Лазарева.

Новая страница. В 2017 году в монастыре построят церковь Новомучеников и Исповедников Российских на Крови. Храм большой – на две тысячи прихожан… и слушателей хора. Уникальное звучание коллектива в родной обители дополнится соборной акустикой.

Эскиз проекта Храма Новомучеников и Исповедников Российских на Крови планируют возвести в Сретенском монастыре и освятить в феврале 2017-го © Фото: Православие.ru

Документальный фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Русские»


В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году. Разменяв уже седьмую сотню лет, хор при советской власти ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами ее единственного из сохранившихся храмов - в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в 1993 году вновь зазвучало хоровое пение.

Архимандрит Матфей (Мормыль)
(1938-2009 гг.)

«Если не отцом-основателем, то праотцем-дедушкой современного ставшего всемирно известным хора Сретенского монастыря можно считать архимандрита Матфея (Мормыля) - главного регента Троице-Сергиевой Лавры. У него учился и тот, кто по поручению отца наместника собирал первый состав хора возрожденной обители, - сейчас архиепископ Верейский, а тогда еще игумен Амвросий (Ермаков).

Архиепископ Амвросий (Ермаков) В хоре отца Матфея на лаврских клиросах с детства возрастал и ставший с 2005 года бессменным художественным руководителем и регентом хора Никон Степанович Жила - выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России.

«Самое страшное, - убежден регент хора Никон Степанович, - это петь без души»

Изначально хор формировался из братии обители и более-менее способных к вокалу прихожан, воспитанников Сретенской духовной семинарии и Московских духовных школ - то есть из тех, кто прежде всего укоренен в литургической жизни Церкви. Этот принцип важен и поныне. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», - приводятся на официальной странице хора в соцсетях слова композитора-классика М.И. Глинки. «Самое страшное, - убежден регент хора Никон Степанович, - это петь без души».

Славя Господа

Хор неизменно поет за всеми праздничными богослужениями Сретенской обители, будь то престольные, двунадесятые или какие-либо еще церковные торжества. Как минимум дважды в неделю хористы поют на клиросе: за всенощным бдением в субботу вечером и на Божественной литургии в воскресенье утром. «Богослужения - единственное, что по-настоящему может спасти человека от обыденности, которая давит на нас», - говорит Никон Степанович, выросший в семье священника и матушки-певчей.

Хор в древнем храме Сретенского монастыря


В остальные дни за службами в монастыре поют семинарский и народный хор, в отдельных случаях тексты службы раздаются всем находящимся в храме и благословляется общее пение.

Начиная с 2005 года хор под руководством Никона Жилы принимает участие в главных патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в соборах Московского Кремля. Сопровождает предстоятеля в миссионерских, в частности зарубежных, поездках. Поет на важных церковных событиях, в том числе при освящении новых или восстановленных храмов.

Так, хор Сретенского монастыря пел при совместном освящении Святейшим Патриархом Алексием II и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром в 2007 году храмового комплекса на Бутовском полигоне. В том же году давал концерт в честь открытия первого русского храма - великомученицы Екатерины - в Риме (Италия). В 2008 году сопровождал пением освящение собора в Иверском монастыре на Валдае. В следующем 2009 году - освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле (Турция).

Хор в новом храме Сретенского монастыря


Одним из важнейших моментов в творческой биографии коллектива, как, впрочем, и в истории Сретенской обители, стало, конечно же, освящение нового монастырского храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Лубянке в год 100-летия трагических событий русской революции.

Через песню к душам людским

Обновленному под управлением Никона Жилы хору, в который он пригласил многих одаренных солистов, композиторов, аранжировщиков с высшим музыкальным образованием, отец наместник благословил обратиться к песенному наследию нашего народа, в том числе и созданному при советской власти.


Так помимо духовной музыки в репертуаре монастырского хора появились русские, украинские, казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах ты, степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна», «Ой, на горi»), песни военных лет, исполняемые а капелла, всеми любимые дореволюционные и советских времен романсы и вальсы в уникальных хоровых аранжировках.

Владыкой Тихоном (Шевкуновым) в свое время была написана статья «Советская песня как сублимация молитвы». «В тот период, когда православная вера была гонима и насильственно искоренялась из памяти народной, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния», - согласен с ним Никон Степанович.

И серьезно, и не очень

В отдельных программах хора при объявлении песен реконструируется исторический контекст их создания.


«Немеркнущим остается подвиг музыкантов Мокшанского пехотного полка в русско-японской войне, - объявлял, например, вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» Никон Жила. - В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях попал в окружение. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, прямо под пулями на линии огня заиграл полковой оркестр - исполняя один за другим военные марши, воодушевляя солдат.

Илья Алексеевич Шатров Дирижировал оркестром капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Японцы дрогнули. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Но из 60 человек оркестра живыми вышли [из боя] только 7. Их всех наградили Георгиевскими крестами. Летом 1906 года Илья Шатров, вернувшись к месту дислокации полка, создал первую версию вальса, посвященного своим погибшим товарищам».

Слушателей ждет много открытий на концертах хора Сретенского монастыря. Что объединяло русский народ даже в годы кровавой гражданской войны начала XX века?.. «И красные, и белые, - предваряет исполнение очередного произведения Никон Степанович, - любили одни и те же песни». Среди них известный всем романс «Белой акации гроздья душистые…» - хор Сретенского монастыря исполняет его исконный текст. Реконструированы хористами слова и многих других известных по советским переложениям, но на самом деле еще дореволюционных «хитов».

Вольфганг Амадей Моцарт Поются хором Сретенского монастыря и шлягеры наших дней, например «Конь» («Выйду ночью в поле с конем…») Игоря Матвиенко - впервые, кстати, исполненный на российской эстраде именно в год возрождения Сретенского монастыря.Не чуждается хор под руководством Никона Жилы, как он сам отмечает, и в хорошем смысле хулиганских песен - они по энергетике своей близки молодежи. А эмоциональный контакт, достигнутый так, откроет им, возможно, и шедевры классики.

«Серьезная [же] музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться», - признавался и сам некогда настраивавший свою душу в филармонических залах полковник Павел Плиханков - ныне уже прославленный в лике преподобных Оптинский старец Варсонофий. Говоря о творчестве хора Сретенского монастыря, слушатели не раз свидетельствовали, что их песни «способствуют духовному очищению».

Поют все!

«Хоровое пение объединяет людей, дает им душевный подъем и чувство братского согласия», - отмечал композитор и хормейстер Георгий Александрович Струве.

Хоровое пение объединяет людей, дает им душевный подъем и чувство братского согласия

На концертах хора Сретенского монастыря петь начинает весь зал. Тут невольно вспоминается, как отец Матфей (Мормыль) восхищался необычайной церковной распевности - когда в храме в едином порыве общности за богослужением запеть уже могут все. В кульминационные моменты выступлений хора Никон Степанович поворачивается уже к залу и дирижирует всеми (хористы при этом могут начать как бы уходить со сцены). Для поющей публики, еще и весело реагирующей на поведение хористов, это те состояния, когда у сидящих в соседних креслах уже не может оставаться друг к другу каких-либо претензий, зависти, ненависти или обид.

Архимандрит Матфей дирижирует хором


Проповедь музыкой

Выйдя из стен обители, хор Сретенского монастыря несет людям то, за чем они потом сами приходят в храм.

Пришедшие послушать хор говорят: «После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение»

«После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!» - признался как-то слушатель одного из концертов в Америке Джордж Саттэн. «Да, после выступлений хора многие люди - и русские, и американцы - подходят совершенно пораженные и спрашивают: а где православный храм, как узнать что-то об этой культуре и той духовности, что несут эти молодые люди со сцены?» - подтверждает, не раз наблюдая такую реакцию и за рубежом, и в России, владыка Тихон (Шевкунов).


Критик одного из крупнейших американских изданий «The Wall Street Journal» Бэрримор Ширер отмечал особый эффект на концертах хора Сретенского монастыря - эффект присутствия в церкви. «В это легко верилось в “Эвери Фишер Холле”, матовые стены которого, казалось, осветились ликами икон во время концерта! - писал он. - Так велика была ассоциативная мощь звуков, выводимых хористами».

«Культурный спецназ» России

В 2007 году хор предпринял всемирное кругосветное турне, посвященное воссоединению РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Выступления хора прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Торонто, Мельбурне, Сиднее, Берлине, Лондоне; в 2008 году хор участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки»: выступал в Сан-Хосе, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Асунсьоне. И как-то после выступления хора, расчувствовавшись от прослушанного, к хористам подошел один из эмигрантов, уже пожилой человек, со словами: «Россия пришла к нам».


Западная пресса назвала хор Сретенского монастыря «элитным художественным спецназом». («Monastery Choir: A Special Force» - таков был заголовок большой статьи в «Washington Post»).

«Художественный спецназ России» побывал уже в более чем 45 странах мира на четырех континентах. Выступал в большинстве известнейших залов планеты: это и Карнеги-Холл, и Линкольн-центр, и Библиотека Конгресса США, и собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), и папская резиденция в Ватикане, и зал ЮНЕСКО - там, где их предваряли все самые именитые звезды мира. «Мы не пели только в Африке и Антарктиде», - смеется Никон Степанович.

Иногда хор может исполнить что-то спонтанно. Так, на Великой Китайской стене вдруг, к изумлению тех, кто также там оказался, спели «Амурские волны». А могут и публике устроить сюрприз, исполнив, например, в Библиотеке Конгресса США не указанный в программках концерта афроамериканский спиричуэлс «Go Down Moses» («Let My People Go»), слова которого написаны на библейский сюжет.

Сейчас в составе хора собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов (исполняющий также обязанности директора коллектива), Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Леонов, Иван Скрыльников, Владислав Чижов, Никита Волков, Вадим Зарипов, Илья Татаков.

Именно хору Сретенского монастыря было доверено исполнение гимна Российской Федерации на Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

О высокой миссии хора Сретенского монастыря неоднократно говорили многочисленные поклонники коллектива, среди которых известнейшие лица современной религиозной, культурной и политической жизни, в том числе первоиерархи и главы государств.

Сайт хора Сретенского монастыря: http://bestchoir.ru .

Архимандрит Тихон (Шевкунов) с хором Сретенского монастыря