Земля наш общий дом как ты понимаешь. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим

Конспект интегрированной непосредственной образовательной

деятельности для детей подготовительной группы.

(Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».)

Тема: «Земля- наш общий дом»

Подготовила:

Воспитатель 1-ой категории

Климова.И.К.

Москва 2014г.

Предварительная работа.

Аппликация «Дадим шар Земной детям»

Посадка рассады цветов. Украсим наш участок.

«Планета Земля-наш общий дом»

Изготовление макета Земли

Цель:

1. Дать детям представление о планете Земля.

2. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.

3. Подвести к пониманию того, что планета Земля сейчас в опасности, чтобы спасти её, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

4.Развивать экологическую грамотность.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6.Развивать творчество, внимание, мышление.

Материалы. Игрушка «Почемучка», глобус, карта мира, слайды, мяч, карточки с изображениями флагов разных стран, карточки с изображениями гербов разных стран, значки SOS, клей, вырезанные на предыдущем занятии цветы.

Предварительная работа : Занятие – беседа «Планета Земля в опасности». Занятие «Земля – космическое чудо». Изготовление цветов для украшения планеты Земля. Разучивание стихов о России, Москве, пословиц и поговорок.

Ход непосредственной деятельности.

Сюрпризный момент.

Дети входят в зал, рассматривают как он украшен. Появляется игрушка Почемучка.

Почемучка . Ребята, добрый день! Я большой путешественник, решил полетать на воздушном шаре и залететь к вам в гости. (читает стихотворение)

«А вы знаете, дети,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали- вот чудеса-

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где наш дом?»

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, всё заблудилось,

К счастью, такое лишь в сказке случилось».

Я рассказал вам про это нарочно, чтобы проверить, знаете ли вы точно, где живете? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы?

Дети по очереди называют свой домашний адрес.

Почемучка. Я пришел к вам в гости с подарком- но для того чтобы его получить отгадайте загадку.

«Моря есть- плавать нельзя,

Дороги есть- ехать нельзя,

Земля есть- пахать нельзя.

Что это? (Глобус.)

- Да, загадка трудная. Но я вам могу помочь. Посмотрите, какой интересный предмет я вам принес. (Показывает глобус) Кто знает что это? (Ответы). Правильно, глобус- это уменьшенная модель Земли. Давайте мы его повнимательней рассмотрим и загадка покажется простой.

Синим цветом обозначены моря, реки и океаны, коричневым и желтым – горы и пустыни, зеленым- леса и долины, белым – ледники.

Кто первым увидел Землю из космоса? Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Показалась она ему такой маленькой, беззащитной, на космическом корабле ее можно облететь всего за полтора часа. Так что мы с вами, земляне, должны беречь и любить нашу Землю, нашу Родину.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему глобус изображен на картине таким как дом? Крыша над глобусом для того, чтобы показать, что Земля- наш общий большой дом.

Проводится игра: «Покажи ответ движением». (подсказки на слайдах)

А какая у земного шара крыша? (Небо. ) (Руки вверх)

А как называется то, на чем мы стоим? (Земная поверхность .) ( Топают ногами.)

А какая у нас одна на всех огромная лампа, она же печка? (Солнце.) (Развести руки перед собой).

У нас общий и водопровод. (Дождевые и снежные тучи .) ( Имитируют руками капли дождя)

И вентилятор тоже один. (Ветер.)(Качаются из стороны в сторону).

Почемучка. Вы хорошо рассказали про наш общий дом –Землю, что я вам предлагаю поставить ее модель- глобус на самое почетное и видное место (ставит на стол .)

Воспитатель. Ребята, я хочу вам сообщить что у нашей планеты тоже есть свой праздник, он называется «День Земли». Люди всего земного шара отмечают его 22 апреля.

Планета Земля- это «дом» для всех людей. Но «дом» этот начинается с того места, где живет человек.

А мы с вами где живем? Как называется наш «дом»?

(Ответы.) Наша страна называется Россия. А где же на земном шаре находится наша страна? Где наш материк? Где на нем место, которое занимает наш город? (Ответы.)

Сейчас я покажу вам, где находиться Россия. (Показывает на карте и обводит границу.) Наше государство- Россия- расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. А вот здесь находится наш с вами город –Москва. Столица нашего государства. И здесь мы с вами поставим красную звездочку.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

( Исполняется песня «У моей России»).

Затем дети поочередно говорят пословицы о родине.

    Всякому мила родная сторона.

    Своя сторона не бывает холодна.

    Родная землица и во сне снится.

    Возвращая земле долг- будет толк.

    Велика русская земля, а везде солнышко.

    Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Воспитатель предлагает детям встать. Звучит гимн России.

Ребята, что за музыку вы сейчас слышали? (Ответы)

А что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня). Гимн прославляет нашу страну, любовь к ней всех россиян.

Как слушают гимн? (Его слушают стоя ) .Этим проявляют уважение к гимну. Мы тоже слушали его стоя.

А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы. Готовы? Тогда начинаем.

Игра с мячом.

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Как называются люди, живущие в России? (Россияне.)

Назовите столицу России.(Москва.)

А как называются люди, живущие в Москве? (Москвичи.)

Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (Ул. Свободы.)

Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Москва.)

Какие города расположены рядом с нашим городом? (Ответы).

Как называется модель Земли?

Какова форма Земли?

Как называются люди живущие на нашей планете?

Какой ты хочешь видеть нашу планету?

Воспитатель.

Давайте ребята прочтем стихи о нашей родине и родном городе.

Стихи о России, Москве.

Воспитатель . А сейчас я вам скажу самое главное- наша планета Земля в опасности! На ней много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух- его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета Земля требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (Ответы). Я вам скажу- SOS (показывает знак). Это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе глобуса установим флажок с сигналом SOS. Мы с вами будем знать, что планете требуется помощь, ее надо спасать общими усилиями. (укрепляется флажок.)

Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (ответы).

Чтобы ей помочь, надо научиться любить природу, понимать ее. Ведь наша Земля это наш дом, наш двор и сад, наши парки и леса. В это весеннее время, готовясь к празднику, все наводят порядок в своем Большом Доме-месте где живут.

Кто видел, что делают люди весной для того, чтобы наши улицы стали чище и красивее? (ответы.) Люди убирают мусор с газонов, окапывают деревья, подстригают кустарники и красят ограждения, скамейки, детские площадки, открывают фонтаны, высаживают цветы в клумбы.

Дети читают стихи.

Наша планета Земля очень щедра и богата

Горы, леса и поля- дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

А мы с вами сейчас тоже украсим цветами глобус- уменьшенную копию нашей планеты.

Дети приклеивают цветы на глобус.

Звучит « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.


Воспитатель. Ну вот и окончилось наше путешествие по планете Земля. Пора нам возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашим другом Почемучкой. Я думаю, что вы уже никогда не забудете, что наша планета нуждается в вашей помощи и охране.

Заключительный этап. Проводится хоровод «Шире круг».

Казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатерининский детский дом»

Методическая разработка открытое занятие инсценировка «ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
(для детей от 7 до 10 лет)

Разработала:
Мартынова О. П.
(воспитатель 2 квалификационной категории)

1. Пояснительная записка.
2. Методические рекомендации.
3. Сценарий.
4. Сценарный план.
5. План подготовки.
6. Методические советы.
7. Литература.
8. Приложение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.

Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать интерес ребенка к экологии. Воспитатель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к проблемам экологии.

Вызвать у детей стимул, интерес и внимание к окружающей среде, можно различными средствами и способами:

  • чтение сказок, мифов, легенд;
  • принятие участия в играх, наблюдениях, экскурсиях, викторинах, сценариях;
  • при помощи музыки и рисования.

Так постепенно у ребенка будет формироваться чувство красоты природы, радости и удивления.
Данное мероприятие проводится в форме открытого занятия - инсценировки, рассчитано на детей в возрасте 7 - 10 лет.

Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.

Задачи:

  1. формирование первоначальных экологических знаний и представлений о природе.
  2. воспитание гуманного отношения к природе и понимание важности охраны окружающей среды.
  3. создание экологической и развивающей среды в детском доме.

Данное мероприятие необходимо проводить в просторном зале, чтобы обеспечить реализацию методического замысла (исполнение стихов, песен, танцев, постановки с использованием фонограммы).

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а так же учитывать ранее накопленные знания и опыт. При распределении поручений необходимо учитывать желания и интересы детей. Для успешного проведения данного мероприятия необходима большая организационная и четко спланированная работа. С детьми необходимо не только разучить стихи, но и отработать выразительность речи и эмоциональное исполнение. Не только выучить песню, сценарий, но и отработать такие умения как: уверенно держать себя во время выступления, умение взаимодействовать друг с другом, сопереживать, формировать артистические умения, культуру поведения.

Воспитанники должны оказывать посильную помощь при изготовлении наглядности, оборудования, декорации и костюмов.

Педагог принимает участие в сценарии вместе с детьми, тем самым, придавая уверенность детям, создает комфортные условия и эмоционально настраивает детей на восприятие данного материала.

Каким будет мероприятие ярким, радостным, эмоциональным, запоминающимся - зависит от тех, кто представляет его зрителям, реализует его, и, наконец, от самих зрителей.

Оборудование:

1. надпись на сцене «Земля - наш общий дом»
2. изображения птиц, цветов украшают сцену.
3. костюмы «Красная книга», «Природа», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Тюльпан», «Ландыш», «Лев».
4. магнитофон.
5. живые цветы.

Сценарий

Участники: Педагоги и воспитанники детского дома от 7 до 10 лет.

Место проведения: Актовый зал.

Оформление: На сцене надпись «Земля - наш общий дом», зал празднично украшен, расставляются декорации, стулья для зрителей, герои в костюмах.

Театрализованное представление

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

(Звучит тревожная музыка).

Красная книга:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Природа:
Есть просто храм
Есть храм науки
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй ее!
1-й чтец: Я сорвал цветок - и он завял.

2-й чтец: Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

1-й чтец: И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

2-й чтец: О, человек! Природа - мать ни рек и не морей.
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени это доверие природы, не обмани ее! О, человек!

Природа:
Я - природа. Прошел уже 1 миллион лет, как на Земле появился человек. И лишь в ХХ веке он окончательно возомнил себя господином. Мои ресурсы общество считало безграничными, поэтому не было заботы об экономном использовании и воспроизводстве. Все отходы беззаботно выбрасывались в окружающую среду, бессердечно уничтожались многие виды животных.

Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа щедра и бескорыстна, она дает нам все для жизни.

Природа: Как великолепны творения природы. Ими можно только восхищаться, поражаясь, сколько богата она на выдумки.
Красная книга: Однако порой взрослые, и дети безумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озера.

Чтец: (Стихотворение «Океан седой». Звучит тревожная музыка).

Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как Боги -
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Черные сотрешь ли человек?

(Песня «Прости Земля»).

Природа: Слышите дети! Земля просит о помощи!

(Стихотворение читает Ландыш. Звучит спокойная музыка.)

Ландыш:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны, здесь уцелевшей ненайти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет, я
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют
Не услыхав, что за спиной, деревья слезы льют.

Заяц: Лес является величайшим источником вдохновения и здоровья, он учит нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.

Лиса: Лес - это самый верный ваш помощник в борьбе за урожай. Он смягчает климат, останавливает сухие ветра, пыльные бури, преграждает своими зелеными полотнами путь сыпучим пескам.

Волк: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б вы знали о них, то у вас, должно быть не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.

Синица: Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.

Заяц: Лес дал вам первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил ваших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца и ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей.

Лиса: Из дерева делались дома и лодки, копье и соха, колыбель. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых давал лес.

Волк: Ваши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять.

Синица: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.

(Песня «Тонкая рябина» или «Не рубите мужики»).

Красная книга: А список уничтоженных видов животных и растений пополняется на протяжении всей истории человечества.

Чтец: Палим, во что попало - жаден глаз!
И рубим и взрываем, и коряжим.
Природа - мать ждет милости от нас
А взять ее у нас, увы, не может.
Природа: Ведь вдумайтесь, каждую минуту на земле исчезает один вид живых организмов.

Красная книга: И не столь уж важно - солидное это четвероногое или крошечный жучок с какого-нибудь островка в Тихом океане, на весах жизни все они равны.

(Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» или танец бабочек с цветами и птицами).

Чтец:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Бабочка: Только за последние три столетия с лица Земли навсегда исчезли 36 видов млекопитающих.

Синица: 94 вида птиц и насколько сот видов беспозвоночных, среди них сумчатый волк, странствующий голубь.

Тюльпан: Все больше и больше исчезнувших и оказавшихся на грани исчезновения животных и растений, попадают на тревожные страницы «Красной книги».

Природа:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Красная книга:
Красная книга - это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга - международная, она появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать, тот ущерб, который нанесли люди природе.
Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.
Черная страница в книге содержит названия исчезнувших видов, красная - виды на грани исчезновения, желтая - восстанавливающихся, зеленая - малоизученных, белая - не изученных видов животных и растений.

Бабочка: Огромное число бабочек внесено в список самых горячих точек на карте жизни.

Тюльпан: Несколько сот видов растений. Среди наших близких знакомых это ландыш майский, большинство орхидей, подснежник белоснежный, колокольчик.

(Лесная поляна. В центре на троне сидит лев. Вокруг него лесные жители).

Лев: Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил вечевой колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты.

Синица: Мы птицы взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов, ежегодно мы теряем крылатых братьев. И это все по вине человека.
Лев: Разве человек может так поступить с вами? Я не могу поверить, этого не может быть, ведь все мы часть природы.
У всех у нас есть одна мать, по имени природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.

Волк: Человек имеет прямое воздействие на флору и фауну. Это привело к тому, что вымирание видов животных и растений составляет в наше время от одного до десяти в год. Сегодня на грани исчезновения находится 1000 видов животных и 2000 видов растений.

Лев: Неужели это так? Неужели человек не понимает, что истребляя вас всех, он готовит такую же участь и себе. Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно - научиться достойно, жить на Земле.

Волк: Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты, что-нибудь кроме смерти?

Лев:
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по царски.
Я - последний из львов,
Но пускай за меня говорят.
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинов семья,
За которой неделю подряд.
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф.
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас ты представь
Разве будет Землею Земля?
Но без нас - ты пойми
Разве море останется морем?
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут
Мы - пушистые глыбы тепла
Мы живое зверье.
Все твое на планете,
А нашего нет ничего.
Может правда, что день ото дня,
Мир становится злее.

Бабочка: Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа.

: Однако, то что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием.

Тюльпан: Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но происшедшее - непоправимо!

Волк: Мало не делать зла - нужно делать добро.. только тогда ты будешь, счастлив и спокоен.

Лев: В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы маленькому существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем иное.

Природа: Проблемы экологии, охраны природы все больше волнуют человечество. И это понятно - Земля наш общий дом, и единственная в мире обитель. Мы плотью и кровью принадлежим природе, находимся внутри нее и зависим от нее. Достаточно вспомнить, тебе человек, что без пищи, ты проживешь 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут. И вот над всем этим нависла угроза гибельного экологического кризиса.

(Звучит щебет птиц, звук моря).

Чтец: Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над ночным покоем.

(Дети держат в руках листики березы, клена, на них написаны правила поведения в лесу. Зачитывают эти правила и бросают листочки в зал, словно деревья сбрасывают листву).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН №
п/п Мероприятия Ответственные
1 Звучит тревожная музыка, на сцену выходит Красная книга и природа. Музыкальный работник, воспитатель в роли «Красной книги» и ребенок в роли «Природы»
2 Выходят чтецы, читают стихи, ведут диалог с Красной книгой и Природой. воспитатель
3 Песня «Прости Земля». Музыкальный работник
4 На сцене появляются Заяц, Волк, Лиса, Синица ведут рассказ о лесе, беседуют с Красной книгой и Природой. Воспитатель, помощники
5 Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» Музыкальный работник
6 На сцену выходят, Тюльпан и Бабочка рассказывают о проблемах экологии. Воспитатель и помощники
7 Все звери, птицы и растения приходят с жалобой к царю зверей Льву. Воспитатель, помощники, музыкальный работник

ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Изучение методической литературы по данной теме.
  2. Составление сценария.
  3. За неделю до праздника провести экологическую викторину.
  4. Разучивание стихов, песен, танцев.
  5. Отработка интонационной выразительности.
  6. Репетиция сценария.
  7. Подготовка декораций, наглядностей, костюмов и оборудования.
  8. Оформление зала.
  9. Выставка детского творчества.
  10. Расстановка мебели.
  11. Подведение итогов экологической викторины.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ВИКТОРИНА

  1. В древней Руси этого зверька называли «Векша», он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив, любит шишки и орешки. (Белка).
  2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету, он сливается с травой. (Кузнечик).
  3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Весной поедают большое количество гусениц и жуков. (Скворец).
  4. в России этого жука издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький очень добродушный и безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жуку. (Божья коровка).
  5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко - красные и сидят прямо на ветках и стволе. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей. (Волчья ягода).
  6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых, этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей, В этом их вред. (Муравьи).
  7. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).
  8. Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).
  9. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа).
  10. Кто кукует у кукушки? (Самец).
  11. Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень).
  12. Какая домашняя птица бегает быстрее скаковой лошади? (Индюк).
  13. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
  14. Любимое лакомство у аиста? (Лягушки).
  15. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки).
  16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке).
  17. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы короче задних).
  18. Растет ли дерево зимой? (Нет).
  19. Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Надпись на плакатах

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Помните! Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину.

3. Лес - наше богатство.

4. Не засоряйте природу!

5. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе - большая семья -
Цветы и деревья, птицы и я!

6. Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек. Г. Х. Андерсен.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Правили поведения в лесу

ПРАВИЛО 1-е.

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е.

Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е.

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е.

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е.

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М., 1992
2. Богданец Г.П., Смирнова Л.Я. «Формирование экологических представлений у шестилетних первоклашек» // Начальная школа, 1989г. № 5.
3. Велик И. «Что должен знать и уметь юный защитник природы», М., 1983г.
4. Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких», М., 1982.
5. Козлова С.А. Мой мир. - М., 2000
6. Малашенкова В.А. Программа «Природа и человек».
7. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2002г. №3. с. 69.
8. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2005г. №4. с 72.
9. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2007г. №5. с.67.
10. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №2.
11. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №4.
12. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2005г. №4.
13. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2007г. №5.
14. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой //Дошкольное воспитание 1990. № 8.
15. «Экологическое воспитание дошкольников 3 %». Омск. Всероссийское общество охраны природы 2001.
16. Элиот Д. Детская энциклопедия. - Росмэн, 1994

Продолжительность вечера - 45 минут.

Место проведения: актовый зал.

Оформление: на сцене и стенах зала размещены стенгазеты, плакаты, афоризмы, призывающие беречь природу; музыка (по выбору организаторов вечера).

Оборудование: столы для членов жюри и участников конкурсов.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

Уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. И когда слышишь: человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – человек?».

Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено охране природы. Все человечество тревожат данные ученых-исследователей об ухудшении экологической обстановки на земном шаре. Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.

Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте получше узнаем окружающий мир, а узнав – по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем беречь.

Этой цели посвящен наш сегодняшний экологический вечер. В нем принимают участие 3 команды по 5 участников в каждой, а также зрители-болельщики. (Ведущий представляет команды, членов жюри и учеников, помогающих вести вечер, зачитывает условия оценки членами жюри конкурсных заданий).

Вниманию команд предлагается I конкурс – экологический тест. Каждая команда должна ответить на вопросы теста в течении 10 минут и сдать его в судейскую коллегию. Пока участники выполняют задания, проведем игру со зрителями. Заработанные очки за правильные ответы болельщики зачисляют в актив своей команды.

Итак, игра « Поле чудес».

Задание 1. «Охрана окружающей природы».

Назовите слово из 8 букв, которое отражает следующее определение: «Территории, на которых охраняются отдельные природные компоненты».

(Ответ: заказник)

Задание 2.

Кому принадлежит следующее высказывание: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» Назовите фамилию замечательного писателя, большого любителя природы, состоящую из 7 букв.

(Ответ: Пришвин)

Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.

1-ый ученик:

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба,

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

2-ой ученик:

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух.

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.

3-ий ученик:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» Так говорил о воде известный французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери. К сожалению, состояние воды вызывает большую тревогу не только ученых, но всех людей нашей Земли.

Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники, потому что «передовой» метод добычи нефти в Башкирии (закачка соленой воды в нефтяные пласты с целью повышения нефтеотдачи) привел к уничтожению многих чистых родников. Загрязнителями воды являются и химзаводы, и животноводческие фермы, и несанкционированные городские свалки, которые появляются в любом месте, а также у водоемов.

Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в наших водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы), вызывающие серьезные болезни.

Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», которой россияне следовали на протяжении многих веков, и которая, к величайшему сожалению, нами напрочь забыта и игнорируется.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

1-ый ученик:

Не может человек прожить без чистого воздуха. В настоящее время он не соответствует норме в 187 городах России, в которых проживают 65,4 миллиона человек. В атмосфере присутствует химический коктейль из взвешенных веществ: диоксида азота, бензопирена, формальдегида, фенола, фторид водорода, этилбензола и многих других компонентов, вызывающих заболевания дыхательной и нервной систем, ослабление памяти и онкологические заболевания. Такова неутешительная картина на сегодняшний день в 66 городах, где максимальные концентрации превышают 10 ПДК.

Ведущий (обращается к командам):

Время, отведенное на экологический тест, закончено, пожалуйста, передайте ответы в жюри. Переходим ко II конкурсу «Что мы знаем об охране окружающей среды». (Командам раздаются карточки, на которых написаны задания).

Задание 1. К определению левого столбика подберите понятие из правого и напишите ответы парами цифр (например, 1 – 1 и т. д.)

(Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1)

Задание 2. Какие законы приняты в России, Башкортостане (или своем регионе) об охране окружающей среды?

Задание 3. Назвать международные экологические даты, акции, призывающие людей Земли обратить внимание на глобальные проблемы.

Ответы: Акции:

Пока команды выполняют эти задания, вновь игра со зрителями. (Помощники ведущего задают болельщикам вопросы на темы: заповедники и памятники природы, экологические проблемы, поднимаемые в народном творчестве и другие).

Команды сдали свои ответы членам жюри и готовы участвовать в следующем конкурсе «Знатоки устного народного творчества». Этот конкурс состоит из 3-х заданий (командам раздаются карточки с заданиями):

1. Прочитав перевертыш, отгадайте пословицу. Например, перевертыш: «Слон хвоста не затупит», отгаданная пословица: «Комар носа не подточит».

2. Назовите 3 пословицы, поговорки о природе.

3. Изобразите пантомимой пословицу так, чтобы зрители отгадали ее. За верно угаданную пословицу команда получает 3 балла.

Пока команды готовятся, мы хотим сделать сообщение о том, что недавно был проведен городской конкурс творческих работ по теме «Экология природы – экология души». Наши ученики приняли в нем участие. Вот что написала в своем сочинении ученица 11 Б класса Романова Марина: «Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона – все это принадлежит всем нам. Мы хозяева лесов, речек, прудов – всего живого, прекрасного украшения земли. Но если мы хозяева, то, конечно же, и защитники, потому что нельзя не платить за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов – все это удар по запасам природных богатств. А ведь они не безграничны.

Нужно помнить, что каждое дерево – это наше дыхание, а значит, здоровье. Каждый должен осознать простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе, делаем нашу жизнь серой и унылой».

1-й ученик:

Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако, порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды: гибнут легкие планеты – леса. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных пожаров происходит по вине человека. Гибнут звери и птицы. Исчезли с лица Земли лесные слоны, носороги, саблезубый тигр, мамонт и другие. По данным Международного Союза охраны природы с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих: птица моа (Новая Зеландия), дронт (о.Маврикий в Индийском океане), бескрылая гагарка (Исландия) и другие, тарпан (дикая лошадь), зебра квагга, сумчатый волк, морская корова Стеллера и много других.

Ребята! Многие писатели и поэты пишут о природе. Она поражает нас своим богатством и великолепием.

Уникален и наш башкирский край. Мы гордимся древним Уралом, его лесами, озерами, реками, водопадами. Увидеть эту красоту мы можем, соприкоснувшись с природой. «Жизнь прекрасна потому, - как сказал Н.М.Пржевальский, - что можно путешествовать». Есть все возможности совершать увлекательнейшие походы по своему родному краю. Путешествуйте, узнавайте мир вокруг вас, любите и берегите природу!

3- й ученик:

Нам лучше мокнуть под дождем,

Чем в душной комнате томиться.

Так пусть вперед зовет нас гром

И пусть нам молния светится.

Теперь слово участникам III конкурса. (Участники угадывают пословицы по предложенным перевертышам, называют поговорки о природе, изображают пантомимой пословицы).

Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается последний, IV конкурс соревнующихся команд. В качестве домашнего задания было предложено нарисовать экологический плакат, который участники должны защитить перед зрителями и жюри. Члены жюри учитывают актуальность выдвинутой проблемы, содержательность, эмоциональность выступления. На защиту плаката каждой команде дается 1 минута, (Один представитель команды поднимается на сцену к своему плакату, который является оформлением сцены).

Ребята! Сегодня на экологическом вечере мы узнали, как важно сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Мы должны быть патриотами своего Отечества. (Ученики, помогающие ведущему, призывают всех участников вечера беречь природу и предлагают высказать свои предложения по улучшению окружающей среды своего города).

В конце мероприятия ведущий предоставляет слово судейской коллегии. Жюри подводит итоги всех конкурсов, объявляется победитель, участникам вручаются памятные призы.

Вечер заканчивается коллективным исполнением песни о природе, о башкирской красавице реке Белой в сопровождении гитары (автор В.Мамаев):

От заката до восхода

Вьется дым от теплохода,

А река буруном белым

И названье реки Белая.

С другом мы идем в походы,

В лоно, так сказать, природы,

Но до этого нет дела

У реки с названьем Белая.

Белое устье Белой реки,

Белое облако, белые стихи,

Белые чайки белы и легки –

Белая речка, Белая.

Белое утро Белой реки,

Белый платок смуглой руки,

Белые волны, как островки –

Белая речка, Белая.

С другом мы навек бродяги,

Горожане-доходяги,

Лагерь с ним рукой умелой

Разобьем у речки Белой.

От костра так пахнет летом,

Горьким медом, сладким цветом,

Дым девчонкой в платье белом

Уплывает над речкой Белой.

Утром встанешь рано-рано

И по пояс по туману

Побежишь, как угорелый

Искупаться в речке Белой,

А река как мать родная,

Молоком парным встречая,

Обжигая, нас согреет

И белеет, и белеет.

Удивительно прекрасна наша планета: она богата морями и реками, лесами и лугами, и дает все необходимое для жизни. Земля – наш общий дом, ведь помимо людей ее населяет множество живых существ, от микроскопических бактерий до огромных синих китов. Чтобы наши потомки могли наслаждаться жизнью на этой планете, нужно очень бережно к ней относиться.

Что дает нам Земля?

Человек неразрывно связан с природой. Несмотря на все научные достижения, люди не могут жить вне природы, которая была и остается источником жизни для всех живых существ.

Важнейшими составляющими, которыми обеспечивает нас природа, являются:

  • Солнечный свет и тепло .

Солнце - это яркая звезда, состоящая из раскаленного газа. Она обладает огромными запасами энергии, которую излучает в пространстве. Земля с благодарностью принимает свет и тепло, исходящее от Солнца. Благодаря этому небесному светилу на нашей планете происходит:

  • смена времен года;
  • смена дня и ночи;
  • рост и развитие растений;
  • круговорот воды в природе.

Рис. 1. Солнце.

  • Вода

Такое привычное и такое удивительное вещество - вода. Молекула воды состоит всего лишь из двух основных компонентов: водорода и кислорода. Однако без нее жизнь на планете была бы невозможна. В зависимости от температуры вода может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (жидкость) и газообразном (водяной пар).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • в воде растворены питательные вещества, необходимые растениям;
  • формирует климат на планете;
  • является домом для многих животных;
  • помогает получать электрический ток;
  • вода очищает тело, снимает усталость и напряжение.

Рис. 2. Мировой океан.

  • Воздух

Воздух - это газовая оболочка, которая покрывает нашу планету. Она регулирует тепло на поверхности Земли, защищает от метеоритов и солнечной радиации. Если бы не было воздушной прослойки, вся жидкость моментально бы закипела, а солнечные лучи сожгли бы все живое.

Что для человека важнее: воздух, вода или тепло? Без солнца люди могут жить, но будут часто болеть и голодать. Без воды можно прожить около 5 дней. А вот без воздуха человек сможет продержаться не дольше нескольких минут.

Живая земля - наш общий дом

К сожалению, в процессе деятельности человека природа несет огромные потери. В погоне за прибылью люди забывают, насколько важно беречь окружающий мир. Очень важно помнить, что в природе все взаимосвязано. И если нарушится хотя бы одно звено природной цепочки, то наш мир может навсегда измениться.

К негативным последствиям человеческой деятельности относят:

  • Загрязнение водоемов и атмосферы вредными выбросами заводов, фабрик, предприятий.
  • Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей.
  • Вырубка лесов.
  • Распахивание плодородных почв и отведение их под сельское хозяйство и пастбища для домашних животных.

Рис. 3. Загрязнение окружающей среды.

Человек может исправить свои ошибки, главное - вовремя это сделать. Для сохранения природы в ее первозданном виде во многих странах открываются природные заповедники. Это место, где нельзя вести строительные работы, мусорить, жечь костры, охотиться. Животные и растения чувствуют себя в заповедниках очень хорошо, ведь только там они надежно защищены от человека.

Что мы узнали?

Согласно плану программы по окружающему миру за 2 класс мы рассмотрели тему «Земля – наш общий дом». Мы узнали, насколько тесно связан человек с природой, какими жизненно важными компонентами она нас обеспечивает. Также мы выяснили, насколько важно беречь окружающий нас мир.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 235.

0 Земля - наш общий дом

Россия, Краснодарский край, Кущевский район, станица Шкуринская

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края

Воспитатель

Мовчан Инна Александровна

Земля - наш общий дом

формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

Дидактические: актуализировать знания учащихся об экологии; совершенствовать знания о правилах поведения человека в природе

Воспитательные: воспитать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий нас мир; учить видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Коррекционные: активизировать внимание учащихся; развивать процессы памяти, воображения; совершенствовать мыслительные операции; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные зависимости; совершенствовать речевую деятельность (выразительное чтение, расширять, обогащать словарный запас); развивать социальный интеллект учащихся (умения использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.)

Оформление:

Большой плакат, на котором изображен земной шар. Фонограмма мелодий: А.Пугачева – исполнение песни «Летите птицы», Поль Мориа – «Токката»; красочное изображение животных, растений, птиц, цитаты к отделам расследования.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методические приемы: стихи, диалог, игра, экологическая сценка.

Структура занятия:

I . Организационный момент.

II . Вступительная часть

III . Основная часть.

Представление темы занятия.

Отчет отдела «Воздух»

Отчет отдела - «Земля»

Физ. Минутка

Отчет отдела - «Лес»

Отчет отдела – «Вода»

Игра «Это зависит от каждого из нас»

Этюд «Горит свеча»

IV Итог.

Ход занятия

I. Вступительное слово:

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Ребята вытяните, пожалуйста, свои ладони. (Под звуки спокойной музыки кладу каждому из них на ладонь по горошине) Рассмотрите внимательно, на, что, на ваш взгляд, похоже эта маленькое зернышко гороха? (Варианты ответов).

Все ваши ответы можно считать правильными. Да горошина похожа на маленькую копию нашей планеты Земля, именно так она выглядит, если смотреть из космоса. Обратите внимание на наш экран. (Обсудить с ребятами вид Земли, что есть, на что похожа и т.д.)

Как прекрасна планета, когда на нее смотришь из космоса. С высоты 300–350 километров перед нашими глазами оживают материки и океаны, горы и равнины, пустыни и реки, леса и озера.

Основная часть.

Знаете ли вы, ребята, какой международный праздник отмечают на всей планете 22 апреля? Правильно – Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Как вы уже поняли, мы подошли к теме нашего занятия: «Земля - наш общий дом».

Этот день напоминает о страшных экологических катастрофах (что такое, экологическая катастрофа? День, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. На нашей планете совсем недавно случилась большая беда, экологическая катастрофа - страшное землятрясение? Где оно произошло? Правильно в Японии. Посмотрите на страшные последствия этой катастрофы. Что вы видите на нашем экране? (картинки со слайда обсуждение)

Звучит тихая музыка. Ребенок выходит с глобусом в руках. (Костюм Земли)

Я - Земля, я - Земля, я - Земля,

Усталость моя беспредельна!

О стоне моем не взыщите.

Люди моей планеты!

Планета в Опасности!

Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел не впроворот,

Но вы еще попросите прощенья у этих рек,

Барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но Вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока...

Земляне, Вы слышите меня?!

Придите же на помощь! (стоит на месте)

Воспитатель. Ребята, с нами говорит наша Земля. Что с ней происходит? Почему она зовет нас на помощь? Почему она так выглядит? Готовы ли вы ей помочь? (Земля садится на место, глобус ставит на середину стола ребят)

Как много вопросов. А как же найти на все эти вопросы ответы? А поможет нам детективное агентство, созданное нами, которое провело собственное расследование по 4 отделам. Итак, на повестке сегодняшнего дня: отчет экспертных групп по темам:

1 отдел «Воздух» представители расследования - Верещагин В. , Долгов В.

2 отдел «Земля»» представители расследования – Грабко. О, Лутынская Н.

3 отдел расследования «Лес» представители расследования Трублаевич Д., Ковалев К., Бойко Д.

4 отдел расследования «Вода» представители расследования Трублаевич Д., Лутынская Н. Каждый из вас расскажет о результатах собственного расследования, и узнаем чем же мы все можем помочь нашей Земля! Ну, что в путь!

Воспитатель.

Все живое дышит воздухом. И этот воздух должен быть чистым. Но он не всегда таким бывает. Знаете ли вы, что содержится в воздухе?

Отчет первого отдела, который провел расследование по теме – «Воздух»

Детектив Верещагин В.. В воздухе содержатся микробы – очень маленькие, живые. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.

Воспитатель. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше, ребята? (ответы детей) (проветривать комнату, проводить влажную уборку, не сорить, не жечь в лесу, мыть руки с мылом, соблюдать чистоту и порядок и многое другое)

Детектив Долгов В. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, металлургических заводов и химических фабрик, транспорта все больше и больше.

Детектив Верещагин В.. Еще очень хорошо отчищают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо заботиться о сохранности растений.

Воспитатель. Ребята предлагаю провести эксперимент. Хотите узнать каким бывает воздух, если рядом расположена фабрика, завод или просто проехал автомобильный транспорт?

Демонстрация опыта: Мне для опыта понадобится свеча,спички, фарфоровая чашка. Зажигаю свечу. Что вы видите? (Пламя, потоки горячего воздуха, иногда дымок). Затем дотрагиваюсь пламенем свечи до дна нашей чашки около минуты держу чистую фарфоровую чашку (расстояние между кончиком пламени и дном чашки – 2-3см). Что появляется на дне? На дне чашки появляется копоть, есть желание у кого либо потрогать? Ребята это копоть – вещество, образующиеся в результате сгорания топлива (в данном случае - парафина, из которого сделана свеча). Так вот частички копоти, гари не важно от чего они произошли:от свечи как у нашем опыте, от фабричных труб, от проезжающем рядом автомобиле или многих других вредящих нашей атмосфере организаций, оседают на поверхности зданий, листьях растений, попадают в легкие человека.

Ну и как вам результаты нашего эксперимента? Как же бороться нам с такими экологическими проблемами, ведь мы не сможем уже прожить без автомобилей, фабрик, заводов которые дают работу вашим родителям. Что же нужно делать? (насаживать больнее деревьев, бороться с промышленными организациями которые загрязняют окружающую среду, вступать в сообщества экологов на защиту природы..

Воспитатель. Запомните первое правило. «Воздух должен быть всегда чистым».

Воспитатель.

Предлагаю прослушать результаты расследования отдела «Земля» детектив Грабко О. пожалуйста начинай свой отчет:

Голубая точка,
В бесконечном море,
Нет родней клубочка,
В космическом просторе.
Проросла травою,
Ожила ручьями.

И меня с тобою,
Укрыла небесами.
Горы, океаны,
Реки и поля,
Загадочные страны,
Дом родной...
ЗЕМЛЯ.

Детектив Лутынская Н.Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие.

Воспитатель. Какой вред люди могут нанести Земле?

Детектив Грабко О.. Они разрушают верхний плодородный слой земли, чрезмерно удобряют ее химическими удобрениями. Этим наносят вред земле и здоровью людей.

Лутынская Н..

Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бессмертные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

Будь благодарен каждому клочку земли,
Куда ступал ты на веку.
Земля тебе дарует благодать,
Дает тебе все то, что может дать.

Вместе.Запомните правило №2 «Землю сгубишь – новую не купишь!».

Физминутка.

Воспитатель. Если посмотреть вокруг можно увидеть много разного, интересного. В начале сегодняшнего занятия мы с вами рассмотрели модель Земли – кто вспомнит, что это была за модель. Правильно – зернышко гороха. Ребята, поднимитесь со своих мест, подойдите и давайте вместе со мной отдохнем.

Каждому из вас я даю по воздушному шарику – похожи эти шарики на копию модели Земли? Представьте, что от ваших рук зависит жизнь Земли.

Как вы его держите (аккуратно, боясь уронить)

Поднимите вашу землю к лучам солнца, покажите солнцу нашу планету со всех ее сторон.(перебираем пальцами шарик по кругу)

Покачали руки как деревцо когда на него дует ветер.

Протяните руки все ко мне, давайте дотронемся одновременно друг к другу.

Поверните налево

Поверните на право.

Прижмите Землю к своему сердцу.

Погладьте Землю нежно, с любовью.

Повернитесь в своему соседу, дотроньтесь шаром к шарику.

Обменяйтесь своими шарами.

Давайте соберем одну большую, общую модель Земли. Посмотрите, какая она у нас огромная, разнообразная. Понравилась наша планета, молодцы. Ребята, давайте подарим нашим гостям частичку Земли - наши шарики.

Отдохнули. Продолжаем.

Воспитатель.

Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», - писал А.П.Чехов.

Переходим к отчету детективов, которые вели расследование. Итак, тема - «Лес»

Детектив Трублаевич Д.Лес – это легкие нашей планеты. Люди не могут обойтись без леса. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы вдыхаем и который вырабатывают заводы, фабрики, и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек без пищи может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут. Вот почему так важен для человека лес, вот почему его надо охранять и беречь. (Садится)

Ведущий. Все знают, что существуют правила поведения в гостях? (спросить детей) В гостях нельзя кричать. Зайдя в квартиру нужно поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его ещё не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьёв, у прыгучих кузнечиков. Есть правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Ребята приготовили вам сценку под название «Туристы»

Cценка
Турист (1):
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Турист (2):
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес он чей?
Ничей!
Хором с детьми (хором):
Ничей!
Турист (1):
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
Турист (2):
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!
Турист (1):
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Турист (2):
Мы - цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!
(Звучит веселая музыка. Туристы (1 –4) разбрасывают мусор, появляется Планета Земля)
Планета Земля:
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем.
Кто здесь все переломал?
Разбросал и не собрал?
За такое поведенье
Вас судить – мое решенье!
Турист (1):
Что ты, что ты, дорогая!
Мы не знали, пожалей!
Ведущий. Можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе, правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить “спасибо”.
Планета Земля: А ну-ка, принесите учебник экологической грамотности. Мы научим горе – туристов, как нужно вести себя в лесу.

Туристы читают по очереди читают фразы со слайда.

  • Не рвите цветы.
    Не разоряйте муравейники.
    Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
    Не повреждайте кору деревьев.
    Не разводите костры в лесу.
    Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
    Отдыхая в лесу, не оставляйте после себя мусор!

Планета Земля: Вот мы и познакомили вас с основными правилами поведения в лесу.
Турист (1): Спасибо вам, вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
Турист (2): Давай уберем все за собой и приведем в порядок лесную поляну.

Планета Земля

О человек!
Природа – мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет,
Ни рослых трав, ни синевы небес.
Цени его, доверия природы,
Не подведи ее. (Садится)

Планета Земля. Запомните правило № 3 «Цени все живое рядом с собой!

Воспитатель. Четвертый этап нашего расследования « Вода» отчет предоставили: детектив Трублаевич Д., Лутынская Н.


Вы слыхали о воде

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманный заползает

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!


Детектив Трублаевич Д. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Северного Ледовитого океана нашли остатки стирального порошка.

Воспитатель. Вода второе по важности вещество на Земле, после кислорода,- вещество привычное и необычное. (Крутит глобус) Большая часть планеты голубая. Давайте посмотрим на глобус, синим цветом обозначена вода. А зелёным, желтым и коричневым суша. Чего больше на нашей планете?

Дети: Больше воды.

Ученик. Запомните правило № 4 Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

Воспитатель. На этом отчеты нашего расследования подошли к концу. Напомните мне по каким направлением они сегодня велись:

  1. 1 этап – «Воздух». Что поняли?
  2. 2 этап «Земля». Что уяснили?
  3. 3 этап «Лес». Какой вывод для себя сделали?
  4. 4 этап «Вода». Что поняли?

Планета Земля. Большое спасибо, ребята вы мне помогли.

Воспитатель. В закреплении предлагаю поиграть!

Игра «Это зависит от каждого из вас».

Воспитатель. После произнесенной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.

Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками

Оставлять мусор в лесу

Развешивать кормушки и домики для птиц

Браконьерство

Очистительные фильтры на трубах заводов

Создание заповедников

Посадка деревьев

Разрушение памятников природы и культуры

Оборудовать и очищать места отдыха

Ломать растения, срывать цветы

Оберегать и подкармливать животных и птиц

Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам

Воспитатель:

Молодцы! Вот и закончилось наше занятие. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит от нас с вами. Подойдите, ребята, все к нашей Земля. Возьмитесь за руки, давайте образуем круг, ведь он символизирует единство, силу, защиту так защитим наше планету Земля!

Этюд "Горит свеча"(Земля в руках держит зажженную свечу)

Предлагаю каждому из вас ответить на вопрос: «Что для Вас Земля?»

  1. "Не будет Земли не будет и нас"
  2. "Земля как мама "
  3. " Земля наша опора и надежда»
  4. "Земля наш общий дом»
  5. "Нужно беречь и охранять нашу планету Земля»

Воспитатель. Вы согласны с этими высказываниями?Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям! А мы с вами на этом прощаемся, все большое спасибо за внимание до новых встреч.

Список литературы:

  1. А.Н. Захлебный “Книга для чтения по охране природы”, \Москва просвещение” 1986\ стр. 75-132.
  2. В гармонии с природой /Ред. – сост.Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”,2002
  3. Рыжова Н.А. “Не просто сказки…” Экологические рассказы, сказки и праздники – М.: Линка – Пресс, 2002
  4. Экологические спектакли /Ред
  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края