Теоретическая и историческая поэтика. Поэтика историческая
В котором изучается генезис (происхождение), развитие литературных жанров , литературных произведений , литературных стилей. Историческая поэтика предшествует теоретической поэтике, в обязанности которой входит изучение теории литературы в синхронии . Историческая поэтика изучает теорию литературы в диахронии . История литературы как история эволюционного развития литературных форм - вот в сущности ядро «исторической» поэтики, наиболее ярким и крупным представителем которой по праву считается А.Н.Веселовский . Исходным моментом в работе этого учёного является стремление «собрать материал для методики истории литературы, для индуктивной поэтики, которая устраняла бы её умозрительные построения, для выяснения сущности поэзии - из её истории». С помощью такого индуктивного исследования чисто эмпирическим путём мыслится осуществление грандиозного замысла «исторической» поэтики, которая бы охватила развитие литературных форм всех времен и народов. Здание «исторической» поэтики осталось незавершенным.
Однако у дела А. Н. Веселовского было немало продолжателей, в числе которых стоит назвать прежде всего Ю. Н. Тынянова, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинского. В советские годы Веселовский был объявлен «буржуазным космополитом», его работы замалчивались, а историческая поэтика подвергалась нападкам. Однако начиная с 70-х годов XX века начинается возрождение интереса к данной дисциплине. Появляется несколько сборников, посвященных исторической поэтике, активно обсуждается её проблематика. С конца 90-х годов в РГГУ читается курс С. Н. Бройтмана «Историческая поэтика», построенный главным образом на понимании истории художественного образа как ядра исторической поэтики.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 2
Просмотров:
ТЕОРИЯЛИТЕРАТУРЫ
В ДВУХ ТОМАХ
Под редакцией Н.Д.Тамарченко Том 2
С. Н. БРОЙТМАН
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено
Советом по филологии Учебно-методического объединения
по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
021700 - Филология
УДК 82.09(075.8) ББК 83я73 Т338
Рецензенты:
теории литературы Тверского госуниверситета И. В. Фоменко;
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой
теории и истории литературы Самарского муниципального
университета Наяновой В. Ш. Кривонос
Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. Т338 высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко. -Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2)
ISBN 5-7695-1690-9
Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, которая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад русским ученым А.Н.Веселовским, она все еще находится в состоянии становления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд - первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения -происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литературы и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и европейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и японская литературы).
Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.
УДК 82.09(075.8) ББК 83я73
ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2) ISBN 5-7695-1690-9
© Бройтман С.Н., 2004
© Образовательно-издательский центр
«Академия», 2004 © Оформление. Издательский центр
«Академия», 2004
Ч асть третья
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Введение................................................................................................................ 4
§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика
и история литературы....................................................................... 4
§ 2. Предмет исторической поэтики......................................................... 5
§ 3. Метод исторической поэтики............................................................. 7
§ 4. Периодизация истории поэтики....................................................... 12
Р а з д е л п е р в ы й. Поэтика эпохи синкретизма .................................... 14
Г л а в а 1. Синкретизм как художественный принцип..................................... 14
§ 1. Понятие синкретизма....................................................................... 14
§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом
сознании и искусстве...................................................................... 15
§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта................................ 18
Г л а в а 2. Субъектная структура эстетического объекта
в поэтике эпохи синкретизма.......................................................... 20
§ 1. Понятие субъектного синкретизма................................................. 20
§ 2. Истоки субъектного синкретизма................................................... 22
§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм
высказывания................................................................................... 28
§ 4. Субъектный синкретизм на уровне
композиционного целого................................................................ 30
Г л а в а 3. Словесный образ в эпоху синкретизма........................................... 32
§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса
и исходной формы образа.............................................................. 32
§ 2. Эволюция образного сознания........................................................ 36
§ 3. Кумуляция и параллелизм............................................................... 38
§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая
семантика и своеобразие................................................................ 46
Г л а в а 4. Сюжет в эпоху синкретизма............................................................. 51
§ 1. Сюжет и проблема семантической границы
в эпоху синкретизма....................................................................... 51
§ 2. Мотив и сюжет................................................................................. 53
§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема.............................................. 57
§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем........................... 63
Г л а в а 5. Литературные роды в эпоху синкретизма....................................... 72
§ 1. Определение литературного рода и теория
исходного синкретизма родов........................................................ 72
§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом
синкретизме и выделение его эстетической функции................... 74
§ 3. Проблемы лироэпических песен..................................................... 81
§ 4. Способ исполнения как родовой критерий:
пение, речь и наррация................................................................... 82
§ 5. Способ изображения и дифференциация родов............................. 84
1. Эпос............................................................................................ 84
2. Драма.......................................................................................... 86
3. Лирика......................................................................................... 91
Г л а в а 6. Жанры в эпоху синкретизма.......................................................... 100
§ 1. Понятие жанра............................................................................... 100
§ 2. Исходный жанровый синкретизм.
Три этапа дифференциации.......................................................... 101
§ 3. Доминанта функциональной роли жанра.
Развитие тематики и топики......................................................... 110
Р а з д е л в т о р о й. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика
... 117
Г л а в а 1. Художественные принципы эйдетической поэтики..................... 117
§ 1. Новая стадия в истории поэтики................................................... 117
§ 2. Эйдос как порождающий принцип............................................... 118
§ 3. Эйдос, рефлексия и канон............................................................. 121
Г л а в а 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике................................... 123
§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива... 127
ситуации........................................................................................ 133
характера...................................................................................... 138
Г л а в а 3. Словесный образ в эйдетической поэтике.................................... 141
§ 1. Словесный образ в европейской поэтике.
Статус слова: «готовое» и «чужое» слово.................................. 141
§ 2. Система тропов............................................................................. 145
§ 3. Словесный образ в индийской поэтике........................................ 151
§ 4. Словесный образ в японской поэтике........................................... 157
§ 5. Словесный образ в китайской поэтике......................................... 160
2. Способы преобразования параллелизма................................ 163
Г л а в а 4. Сюжет в эйдетической поэтике..................................................... 169
§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы....................... 169
§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации........................................ 178
§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета
становления.................................................................................. 187
Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике..................................................... 189
§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами....................................... 189
§ 2. Строгие и свободные жанровые формы........................................ 193
§ 3. Роман как маргинальный жанр....................................................... 201
Глава 6. Завершение эйдетической поэтики................................................. 209
§ 2. Кристаллизация монологических начал
и возрождение стихии синкретизма.............................................. 211
§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова
§ 4. «Странность» и норма в барокко................................................. 216
Раздел третий. Поэтика художественной модальности ....................... 221
Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности........................ 221
§ 1. Хронологические рамки и этапы развития.................................... 221
§ 2. Автономная личность и «неклассическое я»................................ 222
§ 3. Принцип художественной модальности........................................ 224
§ 4. Романтическая поэтика «возможности»
и образ неготового мира............................................................... 228
§ 5. Искусство - «игра», правила которой
не даны заранее, а создаются в процессе игры............................ 230
§ 6. Единичное и единое. Автономия искусства................................ 232
Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной
§ 1. Самооценка «я» и «я-другой».
реализме......................................................................................... 240
2. Аналитический реализм............................................................ 243
§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных
1. Двуединство «я-другой»........................................................... 253
2. Речевые формы высказывания................................................ 254
3. Неклассические субъектные структуры в лирике................... 255
4. Неклассические субъектные структуры в прозе.................... 258
Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной
§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие...................................... 267
§ 2. Трансформация тропов. Возрождение
архаических типов словесного образа......................................... 274
§ 3. Соотношение образных языков..................................................... 281
Г л а в а 4. Сюжет в поэтике художественной модальности.......................... 287
§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления........................................ 287
1. Исходная ситуация.................................................................. 288
2. Становление............................................................................. 291
3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности... 298
§ 2. Неокумулятивный сюжет.............................................................. 304
модальности................................................................................. 313
§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность............................... 313
§ 2. Замена канона внутренней мерой................................................. 321
1. Лироэпическая (романтическая) поэма.................................. 322
2. Баллада.................................................................................... 330
Литература........................................................................................................ 335
Предметный указатель..................................................................................... 345
Указатель имен и названий художественных призведений............................ 348
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы
Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, то историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы. Существует точка зрения, согласно которой «разделение теоретической и исторической поэтики носит скорее технический, нежели методологический характер», поскольку «и теоретическая поэтика должна быть историчной», а каждое ее определение должно быть «адекватным всей эволюции определяемой формы» 1 . На наш взгляд, различия между двумя ветвями поэтики более принципиальны.
Слово «поэтика» имеет два основных смысла: оно означает и науку о литературе, и поэтическое искусство. Оба эти значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении. Но в теоретической поэтике акцент ставится на первом значении термина, а в исторической поэтике - на втором. Историческая поэтика более, чем теоретическая, погружена в живую плоть литературы: она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но и само искусство слова в его историческом становлении, сближаясь здесь с историей литературы. Но дело, конечно, не только в том, что первая ветвь поэтики более теоретична, вторая же - более эмпирична.
Теоретическая поэтика, как всякая философская дисциплина, начинает с того, что в феноменологии называют актом редукции: она выявляет чистый феномен. Ведь не нужно думать, что феномен жанра, например, может быть эмпирически выведен из текста. Чтобы нечто выделить, мы должны предварительно знать, что это такое. Теоретическая поэтика и вырабатывает такое знание, дает нам умозрительное видение категорий. В идеале это должно быть адекватное, непосредственное созерцание феномена, свободное от «предрассуд-
1 Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении. - М., 1993. - С. 38.
ков любимой мысли» (A.Пушкин) и заранее принятых оснований. Но реально мы всегда на чем-то основываемся. Вот эти-то основы и проверяет вторая ветвь поэтики. Она, по определению своего создателя А.Н.Веселовского, стремится снять все противоречия теории исторически, или выяснить «сущность поэзии - из ее истории» 1 .
Историческая поэтика это раздел поэтики, изучающий генезис и развитие содержательных художественных форм. Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы. Слово «поэтика» обозначает и поэтическое искусство, и науку о литературе. Оба этих значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении, подчеркивая единство в нем полюсов предмета и метода. Но в теоретической поэтике акцент ставится на втором (методологическом) значении термина, а в исторической поэтике - на первом (предметном). Поэтому она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но прежде всего само искусство слова, сближаясь в этом с историей литературы, но не сливаясь с ней и оставаясь теоретической дисциплиной. Указанное предпочтение предмета методу проявляется и в методологии.
Историческая поэтика как наука
Историческая поэтика как наука сложилась во второй половине 19 века в трудах А.Н.Веселовского (предшественниками его были немецкие ученые, прежде всего В.Шерер). В основе ее методологии - отказ от всяких априорных определений, предлагаемых нормативной и философской эстетикой. По Веселовскому, метод исторической поэтики - исторический и сравнительный («развитие исторического, тот же исторический метод, - только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно полного обобщения» (Веселовский). Примером односторонних и не исторических обобщений была для Веселовского эстетика Гегеля, в т.ч. его теория литературных родов, построенная только на основании фактов древнегреческой литературы, которые были приняты за «идеальную норму литературного развития вообще». Только сравнительно-исторический анализ всей мировой литературы позволяет, по Веселовскому, избежать произвольности теоретических построений и вывести из самого материала законы зарождения и развития изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся, при стечении одинаковых условий, у разных народов». У основателя исторической поэтики в самой формулировке метода была задана дополнительность двух аспектов - исторического и типологического. После Веселовского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцированно, акценты будут смещаться то на генезис и типологию (О.М.Фрейденберг, В.Я.Пропп), то на эволюцию (в современных работах), но дополнительность исторического и типологического подходов останется определяющей чертой новой науки. После Веселовского новые импульсы развитию исторической поэтике дали труды Фрейденберг, М.М.Бахтина и Проппа. Особая роль принадлежит Бахтину, который теоретически и исторически эксплицировал важнейшие понятия становящейся науки - «большое время» и «большой диалог», или «диалог в большом времени», эстетический объект, архитектоническая форма, жанр и др.
Задачи
Одна из первых задач исторической поэтики - выделение больших стадий или исторических типов художественных целостностей с учетом «большого времени», в котором протекает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами «синкретизма» и «личного творчества». На несколько иных основаниях две стадии выделяет Ю.М.Лотман, именуя их «эстетикой тождества» и «эстетикой противопоставления». Однако большинством ученых после работ Э.Р.Курциуса принята трехчастная периодизация. Первая стадия развития поэтики, именуемая исследователями по-разному (эпоха синкретизма, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая), охватывает трудно исчислимые временные границы от возникновения предыскусства до классической античности: Вторая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма, традиционалистская, риторическая, эйдетическая поэтика) начинается в 7-6 веков до н.э. в Греции и в первых веках н.э. на Востоке. Третья (нетрадиционалистская, индивидуально-творческая, поэтика художественной модальности) начинает складываться с середины 18 века в Европе и с начала 20 века на Востоке и длится по сегодняшний день. С учетом своеобразия этих больших стадий художественного развития историческая поэтика изучает генезис и эволюцию субъектной структуры (отношений автора, героя, слушателя-читателя), словесного художественного образа и стиля, рода и жанра, сюжета, эвфонии в широком смысле слова (ритмики, метрики и звуковой организации). Историческая поэтика - еще молодая, становящаяся наука , не получившая сколько-нибудь завершенного статуса. До сих пор не существует строгого и систематического изложения ее основ и сформулированности центральных категорий.
«Девятнадцатый век, - пишет М.Б.Храпченко, - принес с собой мощное развитие исторических исследований литературы, породил стремление рассмотреть с исторической точки зрения поэтические средства, виды и роды, охарактеризовать их эволюцию, породил стремление заложить основы исторической поэтики» Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследований //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Ред.-кол. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 10.. Общепризнанным родоначальником исторической поэтики считается А.Н.Веселовский, но ему не удалось создать «единую всеобщую поэтику, охватывающую широчайший круг литературных явлений» Там же.. В последние три десятилетия XX в. интерес к разработке проблем исторической поэтики заметно усилился.
М.Б.Храпченко называет ряд предпосылок для построения исторической поэтики как единого целого. Во-первых, это работы исследователей 70 - 80 гг. XX в., которые разрабатывают вопросы исторической поэтики как на материале русской, так и зарубежной литератур: В.Виноградов, Д.Лихачев, Г.Фридлендер, Е.Мелетинский, С.Аверинцев, М.Гаспаров, О.Фрейденберг и др. Во-вторых, завершение десятитомной истории всемирной литературы, содержащей «обобщение процессов исторического развития литератур разных стран и народов. В-третьих, живой интерес к проблемам исторической поэтики со стороны целого коллектива ученых.
Определив особенность исторической поэтики, которая рассматривает «развитие путей и средств художественного претворения действительности и изучает их в более крупных измерениях, обращаясь к литературному творчеству различных народностей и наций, к литературным направлениям и жанрам» Там же. С. 13., М.Б.Храпченко характеризует предмет исторической поэтики: «исследование эволюции способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетического функционирования, исследование судеб художественных открытий» Храпченко М.Б. Указ. соч. С. 13..
Исследователь, обозначив содержание и предмет исторической поэтики, намечает направления ее «исследовательского труда»:
- 1. создание всеобщей исторической поэтики;
- 2. изучение поэтики национальных литератур;
- 3. исследование вклада выдающихся художников слова в развитие поэтики национальной и мировой литературы;
- 4. эволюция отдельных видов и средств художественного воплощения, а также судеб отдельных открытий в области поэтики Там же. С. 15..
Эти направления тесно взаимосвязаны друг с другом.
Недостаток литературоведения XIX в. Н.К.Гей видит в подразделении на теоретическое и конкретно-историческое изучение художественных феноменов. Заслуга А.Н.Веселовского как раз в том, что он попытался найти «органическое соединение исторических и теоретических подходов к литературе» Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. С. 118.. Основоположником исторической поэтики исследуется генезис таких поэтических форм, как эпитет, психологический параллелизм, родовые и жанровые структуры, мотивы и сюжетные формы повествования.
По словам Н.К.Гея, первоначально исследования по исторической поэтике «ограничивались <…> рассмотрением эволюции художественных форм» Там же. С. 121. Наивысшим этапом является изучение «всех элементов поэтики в их целостном системном функционировании внутри произведений (курсив мой. - М.С. )» Там же..
Оперируя основополагающими литературоведческими понятиями форма и содержание, Н.Г.Гей определяет проблематику исторической поэтики как «историческую транскрипцию содержательных форм литературы в их генезисе и живом функционировании, когда данный художественный смысл есть сканирование многих диахронных смыслов текста в плане его генезиса и в плане жизни самого этого текста» Гей Н.К. Указ. соч. С. 123..
Вопреки традиционному представления, согласно которому исторической поэтике надлежит заниматься изменчивыми поэтическими структурами, Гей утверждает, что она «рассматривает <…> соотнесенность устойчивого и подвижного в объекте изучения как гетерогенное начало художественных смыслов внутри художественного целого и в индивидуально-своеобразных, и в родовых своих проявлениях, одновременно» Там же. С. 124.. Поэтому, делает вывод исследователь, необходим комплексный анализ поэтических форм.
Итак, исследователем намечаются три градации литературоведческих подходов: теория литературы, история литературы, критика и историческая поэтика, значимость последней - в пересечении синхронной и диахронной плоскостей осмысления литературы.
Ссылаясь на выделенные М.Б.Храпченко области исследования исторической поэтики, Н.В.Бойко рассматривает описание как одну из категорий исторической поэтики. Именно описание, по словам исследователя, «связано двойной, определяющей и определяемой, связью с идиостилем, с жанром, с литературным направлением» Бойко Н.В. . Описание как проблема исторической поэтики //Вестник Харьковского университета. 1986. № 284. С. 78.. Н.В.Бойко с целью установить «типологические закономерности в стилевом процессе» Там же. анализирует связь описания с «образом автора» на примере творчества Н.В.Гоголя и приходит к заключению: «Описание у него (Гоголя. - М.С. ) становится имплицитной формой субъективизации повествования, т.е. способом выражения «образа автора» в основных его параметрах: экспрессивно-оценочном и конструктивном, определяющем повествовательную организацию произведения» Бойко Н.В. Указ. соч. С. 79..
В.Е.Хализевым обозначается ряд методологических аспектов исторической поэтики, предметную сферу которой составляет «“общий фонд“ творческих принципов и художественных форм в его становлении, трансформации, достраивании и обогащения» Хализев В.Е. Указ. соч. С. 11., иными словами, предмет исторической поэтики - эволюция языков литературного творчества.
Приоритетным исследователь признает «равноправное» рассмотрение как универсальной стадиальности форм и принципов литературного творчества, так и своеобразия культурно-художественной эволюции различных регионов, стран, народов с присущими им «константами» бытия и культуры» Там же. С. 14..
В числе «различных исторических концепций поэтики» Захаров В.Н. Историческая поэтика и ее категории //Проблемы исторической поэтики. Выпуск 2. Художественные и научные категории: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 3. В.Н.Захаров называет нормативные поэтики, основанные на «эстетическом догматизме, убеждении в том, что есть образцы искусства, существуют каноны, обязательные для всех» Там же.. Иной характер носит поэтика историческая, честь открытия которой, по словам автора, принадлежит А.Н.Веселовскому. Именно Веселовским историческая поэтика была представлена как оригинальное филологическое направление со своей методологией («индуктивный метод»), со своими принципами изучения поэтики, с новыми категориями - сюжет и жанр. В.Н.Захаров определяет специфику исторической поэтики через принцип историзма, т.е. исторического объяснения поэтических явлений.
Исходя из положения Н.К.Гея: «историческая поэтика опирается на обширный научный опыт сравнительно-исторического литературоведения (В.М.Жирмунский) <…>, историю древнерусской литературы (Д.С.Лихачев), на исследования античной литературы, мифологии, первобытного искусства (О.М.Фрейденберг)» Гей Н.К. Историческая поэтика и история литературы //Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения /Под ред. Храпченко М.Б. и др. М., 1986. С. 119., - мы выстроили структуру второй главы следующим образом: в первом параграфе излагаются идеи В.М.Жирмунского; второй параграф посвящен воззрениям О.М.Фрейденберг на историческую поэтику; поэтика древнерусской литературы в ее отношение к исторической поэтике рассмотрены в третьем параграфе; в качестве систематизатора и «создателя» целостной концепции исторической поэтики выступает С.Н.Бройтман (§4).
I. ПРЕДМЕТ ПОЭТИКИ