Суть НЛП – моделирование мастерства. Джон Гриндер

Джон Гриндер - американский лингвист, доктор философии, автор, консультант, тренер НЛП. Является одним из создателей Нейролингвистического программирования. В настоящий момент руководит фирмой Quantum Leap Inc. - это консалтинговая фирма основанная партнёром Гриндера - Кармен Бостик Клер в 1987 году. Гриндер присоединился к ней через два года после основания. Вместе с Клер они проводят и руководят проведением семинаров по НЛП не только в США, но и на международном уровне.

Полная Биография Джона Гриндера

Джон Томас Гриндер младший, родился 10 января 1940 года. В 1960-х годах окончил университет Сан-Франциско со степенью бакалавра. После университета Гриндер ушел в армию Соединённых штатов Америки. Там был капитаном отряда специального назначения, базировавшегося на территории Европы. Известно, что после демобилизации Гриндер работал на американские спецслужбы. В конце 1960 годах Джон возвращается в колледж для изучения лингвистики. В 1971 году он получает степень Доктора философии в Калифорнийском университете - Сан Диего. Его диссертация "Deletion Phenomena in Engish" была опубликована в 1976 году одним из ведущих издательств в области лингвистики - Mouton.
Вначале 1970-х Джон работал в лаборатории Джорджа Миллера, известного американского психолога. Лаборатория находилась на территории Рокфеллеровского университета. Также Гриндер занимался преподаванием лингвистики в Калифорнийском университете, Санта Круз, поле получения степени Доктора. Участвовал в различного рода исследованиях, написал несколько научно-исследовательских работ совместно с Полом Постэлом. Постэл, Гриндер и их научный руководитель Эдвард Клима, занимаясь исследованиям синтаксических структур, положили начало развитию Порождающей семантики.
В 2005 году Гриндер в соавторстве с лингвистом Сузете Элджин выпускают книгу под названием "Гид по Трансформационной грамматике: История, Теория, Практика". Также Джон публикует статью "Шаги Экологии познания" совместно с Томом Маллой и Кармен Бостик Клер в журнале "Cybernetis and Human Knowing".

Создание Нейролингвистического программирования.
Во время пребывания в Калифорнийском университете Санта Круз, Джону Гриндеру помогает с моделированием гештальттерапии студент бакалавриата психологии - Ричард Бэндлер. Бендлер много времени проводил, записывая и редактируя записи основателя гештальттерапии, Фрица Перлза, что способствовало неявному изучению этой науки. Бэндлер и Гриндер также общались с ведущей фигурой семейной терапии Вирджинией Сатир, а также с знаменитым психотерапевтом и гипнотизёром - Милтоном Эриксоном. С последним Гриндера познакомил Грегори Бейтсон, который также являлся известной личностью в области коммуникационных взаимодействий. В период с 1975 по 1977 года, на основе проведенных исследований выходит несколько книг Гриндера и Бэндлера, они становятся фундаментом для развития нейролингвистического программирования.
Бэндлер и Гриндер начинают проводить практические семинары. Практикуют и проверяют недавно обнаруженные теории, передают свои навыки участникам. Вокруг Гриндера и Бэндлера формируется группа студентов и психотерапевтов. Среди них такие личности как - Роберт Дилтс, Лесли Кэмерон-Бэндлер, Джудит Делозир, Стивен Джилиган, Дэвид Гордон. На основе этих семинаров вышла книга - Из лягушек в принцы (1979 г.).
В 1980 годах группа разваливается и прекращает сотрудничать. Распад произошел из-за антисоциального поведения и пристрастиям к наркотикам Ричарда Бэндлера. Многие из участников самостоятельно продолжили исследования в области НЛП. Книги написанные Бэндлером в соавторстве с Грирндером прекращают печатать из-за правовых проблем между авторами. Позже книги были переизданы. Бэндлер требовал юридически зарегистрировать Нейролингвистическое программирование как его собственное открытие. Однако ему не удалось это сделать.

Новый код НЛП
С 1982 по 1987 год Джон Гриндер совместно с Грегори Бейтсоном и Джудит Делозир создают Новый код НЛП. Именно антрополог Грегори Бейтсон сыграл ключевую роль в формировании этой группы, как позже признавал Гриндер. В классический код НЛП добавляются элементы Экологии для получения целостности системы и достижения максимальной отдачи нейролингвистических техник. Экология НЛП включает в себя ряд вопросов:

  • Каковы эффекты изменения?
  • Какие еще моменты могли иметь значения?
  • Полученный результат все еще желателен?
  • Не принёс ли результат вред себе или окружающим?
  • Является ли цель до сих пор положительной?

В 1987 году на основе Теории Нового кода НЛП и проведенных семинаров, были выпущены книги:

  • "Черепахи до самого низа" Гриндер и Делозье
  • "Становление личного гения" Гриндер

Библиография:

Лингвистика

  • John Grinder (1969). "Conjunct splitting in Samoan". Linguistic Notes from La Jolla (La Jolla, CA) (University of California, San Diego, Dept. of Linguistics) 2: 46–79. OCLC 16334022.
  • John Grinder (1970). "Super Equi-NP Deletion". Papers from the Sixth Regional Meeting, Chicago Linguistic Society. University of Chicago. pp. 297–317.
  • John Grinder (1971). On Deletion Phenomena in English. Dissertation Abstracts: Section A. Humanities and Social Science (PhD. linguistics). 32: 2077A. University of California, San Diego. OCLC 17641707.
  • John Grinder, Paul Postal (Winter, 1971). "A Global Constraint on Deletion". Linguistic Inquiry (MIT Press) 2 (1): 110–112.
  • John Grinder (Autumn, 1971). "Double Indices". Linguistic Inquiry (MIT Press) 2 (4): 572.
  • John Grinder (Spring, 1971). "Chains of Co-reference". Linguistic Inquiry (MIT Press) 2 (2): 183–202.
  • John Grinder, Paul Postal (Summer, 1971). "Missing Antecedents". Linguistic Inquiry (MIT Press) 2 (3): 269–312.
  • John Grinder (1971). "A Reply to Super Equi-NP Deletion as Dative Deletion". in Douglas, A.. Papers from the Seventh Regional meeting, Chicago Linguistic Society. Chicago, Illinois.. pp. 101–111.
  • John Grinder (1972). "On the Cycle in Syntax". in John P. Kimball. Syntax and Semantics I. New York, Academic Press. pp. 81–112.
  • John Grinder and Suzette Elgin (1975). "Bully for Us". Syntax and Semantics (Los Angeles, CA: Academic Press) 4: 239–47.
  • John Grinder, Suzette Elgin (1973). A Guide to Transformational Grammar: History, Theory, Practice. Austin, TX: Holt, Rinehart and Winston. ISBN 0030801265.
  • John Grinder (1976). On deletion phenomena in English. Janua linguarum. Series minor. The Hauge: Mouton. ISBN 9027930058 OCLC 2807166.

Обзоры и прочие

  • Frank H. Nuessel, Jr. (1974). Citation retrieved from Blackwell "Review: Grinder, J., and Elgin, S., (1973) A Guide to Transformational Grammar: History, Theory, Practice"". The Modern Language Journal (Blackwell) 58 (5): 282–283. doi:10.2307/325052.
  • Gary Prideaux (1974). "Review: A Guide to Transformational Grammar: History, Theory, Practice". The Canadian Journal of Linguistics 19 (2): 193–205.
  • Xohrab, P. D. (1986). "Verbal-phrase anaphora: linguistics or cognitive science?". Studies in Language 10 (2): 425–447.

Нейролингвистическое программирование

  • Bandler, Richard., and John Grinder (1975a). The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. ISBN 0831400447.
  • Bandler, Richard., and John Grinder (1975b). The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. ISBN 0-8314-0049-8.
  • Satir, Virginia., Grinder, John., and Bandler, Richard. (1976). Changing with Families: a book about further education for being human. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. ISBN 0-8314-0051-X.
  • Grinder, John., and Richard Bandler (1976). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume I. Cupertino, CA: Meta Publications. ISBN 1555520529.
  • Grinder, John., Richard Bandler, and Judith Delozier (1977). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. Cupertino, CA: Meta Publications. ISBN 1555520537.
  • John Grinder, and Richard Bandler (1979). Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming. Moab, UT: Real People Press.. pp. 194pp. ISBN 0-911226-19-2.
  • Dilts, Robert., John Grinder, Richard Bandler, Leslie Cameron-Bandler, and Judith Delozier (1980). Neuro-Linguistic Programming: Volume I: The Study of the Structure of Subjective Experience. Scotts Valley, CA: Meta Publications. ISBN 0916990079.
  • Grinder, John.; Richard Bandler; Connirae Andreas (ed.) (1981). Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. Moab, UT: Real People Press. ISBN 0-911226-23-0.
  • Grinder, John., and Richard Bandler (1983). Reframing: Neuro-linguistic programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press. ISBN 0-911226-25-7.

Новый код НЛП

  • Grinder, John. and Judith DeLozier (1987). Turtles All the Way Down: Prerequisites to Personal Genius. Scotts Valley, CA: Grinder & Associates. ISBN 1-55552-022-7.
  • Grinder, John., and Michael McMaster (1993). Precision: A New Approach to Communication: How to Get the Information You Need to Get Results. Scotts Valley, CA: Grinder & Associates. ISBN 1-55552-049-9.
  • Charlotte Bretto Milliner (ed.)., John Grinder (ed.) and Sylvia Topel (ed.) (1994). Leaves before the wind: leading edge applications of NLP. Scotts Valley, CA: Grinder & Associates. ISBN 1555520510.
  • Grinder, John., and Carmen Bostic St Clair (2001). Whispering in the Wind. Scotts Valley, CA: J & C Enterprises. ISBN 0-9717223-0-7.
  • Tom Malloy, Carmen Bostic St Clair, John Grinder (2005). "Steps to an ecology of emergence". Cybernetics & Human Knowing (Exeter, UK: Imprint Academic ISSN 0907-0877) 11(3): 102–119.
  • Grinder, John., Carmen Bostic St Clair, and Tom Malloy. RedTail Math: the epistemology of everyday life (Working title).

John Grinder
Born 1940
United States
School Linguistics
Main interests Transformational grammar, NLP modeling, Cybernetic epistemology
Notable ideas Neuro-linguistic programming, New Code of NLP
Influenced by
Influenced
Website johngrinder.com

John Grinder Ph.D. (pronounced /ˈɡrɪndər/ GRINN-dər; born 1940) is an American linguist, author, management consultant, trainer and speaker. Grinder is credited with the co-creation with Richard Bandler of the field of Neuro-linguistic programming. He is co-director of Quantum Leap Inc., a management consulting firm founded by his partner Carmen Bostic St. Clair in 1987 (Grinder joined in 1989). Grinder and Bostic St. Clair also run workshops and seminars on NLP internationally.Contents
1 Biography
2 Development of Neuro-linguistic programming
2.1 New code of NLP
3 Bibliography
3.1 Linguistics
3.2 Reviews and discussion by others
3.3 Neuro-linguistic programming
3.4 New code of NLP
4 See also
5 Notes and references
6 External links


Biography

John Thomas Grinder, Jr. graduated from the University of San Francisco with a degree in psychology in the early 1960s. Grinder then entered the United States Army and served as a Captain in the US Special Forces in Europe during the Cold War; following this he apparently went on to work for a US intelligence agency. In the late 1960s, Grinder returned to college to study linguistics and received his Ph.D. from the University of California, San Diego in 1971. His dissertation, titled On Deletion Phenomena in English, was published by Mouton in 1976.

In the early 1970s, Grinder worked in George A. Miller"s laboratory at Rockefeller University. After receiving his Ph.D., Grinder took a full-time position as an assistant professor in the linguistics faculty at the University of California, Santa Cruz (UCSC). He engaged in undergraduate and graduate teaching, and research. His research focused on Noam Chomsky"s theories of transformational grammar specializing in syntax and deletion phenomena. He published several research papers with Paul Postal on the syntactical structures relating to "missing antecedents" or missing parasitic gaps for the pronoun. They argued that the syntactic structure of a deleted verb phrase (VP) is complete. Postal and Grinder"s doctoral adviser at UCSC, Edward Klima, was involved in the early development of generative semantics.

Grinder co-authored, with Suzette Elgin, a linguistics text book titled A Guide to Transformational Grammar: History, Theory, Practice. In 2005, Grinder published Steps to an Ecology of Emergence with Tom Malloy and Carmen Bostic St Clair in the journal Cybernetics and Human Knowing.

Development of Neuro-linguistic programming
NLP
TOPICS

History
NLP and science
Methods
Positive/Negative
METHODS

Meta model
Milton model
Anchoring
Metaphor
Reframing
Rep. systems
Submodalities
Perceptual positions
Meta-programs
USES

Therapy
DEVELOPERS

Robert Dilts
Judith DeLozier
Stephen Gilligan
INFLUENCES

Fritz Perls
Milton H. Erickson
Virginia Satir
Syntax
Gregory Bateson
Alfred Korzybski
Noam Chomsky
LISTS

Topics
Bibliography
Studies
view · talk

Main article: History of NLP

In 1972, while at UCSC, Grinder was approached by an undergraduate psychology student, Richard Bandler, who requested his assistance to model Gestalt therapy. Bandler had spent much time recording and editing recordings of Fritz Perls (founder of Gestalt therapy) and had learned Gestalt therapy implicitly. Starting with Fritz Perls, followed by a leading figure in family therapy Virginia Satir, and later the leading figure in hypnosis in psychiatry Milton Erickson, Grinder and Bandler continued to model the various cognitive behavioral patterns of these therapists, which they published in The Structure of Magic Volumes I & II (1975, 1976), Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, Volumes I & II (1975, 1977) and Changing With Families (1976). This work formed the basis of the methodology that became the foundation of Neuro-Linguistic Programming.

Bandler and Grinder began hosting seminars and practice groups. These served as a place for Bandler and Grinder to practice and test their newly discovered patterns while allowing them to transfer the skills to the participants. Several books were published based on transcripts of their seminars including Frogs into Princes (1979). During this period, a creative group of students and psychotherapists formed around Grinder and Bandler, who made valuable contributions to NLP, including Robert Dilts, Leslie Cameron-Bandler, Judith DeLozier, Stephen Gilligan and David Gordon.

In the 1980s, Bandler, Grinder and their group of associates split acrimoniously, and stopped working together. Following this, many members of their group went out on their own and took NLP in their own directions. Some of Bandler and Grinder"s books went out of print for a while due to legal problems between the co-authors. Structure I & II, and Patterns I & II considered the foundation of the field were later republished. Bandler attempted to claim legal ownership of the term Neuro-Linguistic Programming (NLP); however, it was eventually deemed to be a generic term, and could therefore not be trademarked. Grinder and Bandler settled their claims around 2001, clearing a platform for the future development of NLP as a legitimate field of endeavor.

New code of NLP
Main article: New Code of NLP

Between 1982-1987, strongly influenced by anthropologist and systems theorist Gregory Bateson, who had a strong focus on ecology as a psychological construct, Grinder and Judith DeLozier collaborated to develop the New Code of NLP. Grinder and Bateson had met during their affiliation with Kresge College at the University of California, Santa Cruz during the 1970s. Grinder and Delozier presented an aesthetic framework for the "classic code" of NLP that explicates the involvement of ecology and the unconscious mind in change work. Ecology in NLP is about respecting the integrity of the system as a whole when assessing a change to that system; the "system" in this case is a person"s model of the world and the consequences of that model in the person"s environment. Practically speaking, this consideration entails asking questions like "What are the intended effects of this change? What other effects might this change have, and are those effects desirable? Is this change still a good idea?" The seminars were transcribed and published in 1987, Turtles All the Way Down; Prerequisites to Personal Genius.

The New Code of NLP has been further developed by John Grinder and Carmen Bostic St Clair who founded Quantum Leap Inc.; a cultural change consultancy firm. Currently John and Carmen present some public seminars on NLP internationally. In 2001, Grinder (with Bostic St Clair) published Whispering in the Wind with "[a] set of recommendations as to how specifically NLP can improve its practice and take its rightful place as a scientifically based endeavor with its precise focus on modeling of the extremes of human behavior: excellence and the high performers who actually do it." Grinder has since strongly encouraged the field to make a recommitment to what he considers the core activity of NLP, modeling.

Bibliography

John Grinder ) о себе.

Я родился первым из девяти детей Джека и Эйлин Гриндер в Детройте, штат Мичиган, 10 января 1940 года. Я был воспитан и получил образование, вплоть до степени бакалавра, в католическом воспитательном контексте.

Я отчетливо вспоминаю, что для жизни семьи было характерно сильное одобрение расхождений, в том числе способности спорить рационально, но в то же время со страстью. Обычные рамки такого поведения состояли в том, что родственные отношения между членами семьи создавали контекст, в котором расхождения могли высказываться (и как правило высказывались) с большой страстью, но без страха разорвать семейные связи.

Хотя воспитание считалось основой личного развития и открывало путь к путешествиям и приключениям, мы (дети) усвоили урок, что интеллект и воспитание – независимые переменные. Мои родители принесли большие жертвы, чтобы обеспечить каждому из нас превосходное воспитание – обычно традиционное. Я посещал Грамматическую школу имени Святого Сердца Иисусова в Детройте до 6 класса, а потом, для завершения Грамматической школы, Академию Святой Бригитты (Пасифик Бич в Калифорнии – предместье Сан Диего), Среднюю Школу имени Святого Августина в Сан Диего (орден августинцев), и получил степень бакалавра от Сан-Францисского Университета (орден иезуитов). Получив степень бакалавра, я решил вступить в армию Соединенных Штатов, с заверением, что меня пошлют в Европу – я мечтал о Европе еще с детства.

В один и тот же богатый событиями уикенд в июне 1962 года я был официально утвержден лейтенантом второго ранга Армии Соединенных Штатов, женился на Барбаре Марии Диридони и окончил Сан-Францисский Университет. После подготовки в Форте Беннинг, штат Джорджия, я был назначен в 24 пехотный батальон в Аугсбурге, в Германии, откуда мне удалось перевестись в 10 Специальную Армейскую Группу в Бад Тельце в Германии, где я жил в прекрасной альпийской деревне Ленггрис, занимаясь деятельностью, которую можно лучше всего описать как приключения в духе общеамериканских мальчишеских мечтаний.

По ряду причин осенью 1967 года я отказался от моей должности капитана и вернулся в США. Осенью 1968 года я поступил в Калифорнийский Университет в качестве аспиранта факультета лингвистики. Я провел один академический год как приглашенный исследователь в лаборатории Джорджа Миллера Университета Рокфеллера в Нью-Йорке (1969/70), где почти целый год разделял рабочие комнаты с Полем Посталом, как можно думать, лучшим специалистом по синтаксису того времени. Среди других выдающихся лиц, кроме Постала и Миллера, там был Том Беверс, весьма способный психолингвист. Осенью 1970 года я занял должность доцента (assistant professor) Калифорнийского Университета в Санта Крус, где познакомился с Бендлером, оканчивавшим в то время колледж Кресджи. Так началось наше совместное приключение, именуемое теперь НЛП.

——————————————————————————————-

Я проанализировал интересующий нас период времени, имея в виду следующий вопрос:

Какого рода опыт, с моей нынешней точки зрения, сыграл важнейшую роль в моей подготовке к созданию НЛП в сотрудничестве с Бендлером, и к моему положению в этом сотрудничестве?

Мне представляется, что главную роль играли здесь следующие факторы:

  1. Гипнотическое увлечение компетентностью и превосходством.

Более конкретно, начиная с моих первых воспоминаний, я проводил долгие промежутки времени, как я теперь понимаю, в измененном состоянии, наблюдая и прислушиваясь к людям, проявлявшим превосходство в том, что они делали. Содержание их деятельности не имело для меня значения – для меня важны были только изящество, легкость и полная компетентность, с которой они выполняли свое дело. Вот пример этого:

Однажды в мае, вероятно в 1949 году, я возвращался домой из Академии Святого Сердца (примерно в полутора милях). Я до сих пор слышу жужжание пчел и мух вокруг меня, когда я пересекал, упоенный запахом свежескошенного сена, длинную спортивную площадку – где я играл ребенком в бейсбол. В то время как я медленно брел без особого желания вернуться поскорее домой, где меня ожидали разные обязанности, я услышал какой-то посторонний звук – ритмические удары, напоминавшие стук железа об железо. Это было столь необычно, что я сразу же решил исследовать, в чем дело. Я прошел в направлении повторявшегося звука около полумили и оказался перед домом, где некогда был большой склад или амбар. Огромные двери были приоткрыты, и из них исходил интересовавший меня звук. Затаив дыхание, я заглянул в дверь и увидел в мягком слабом освещении кузницы мужчину, обнаженного до пояса и обливавшегося потом во время работы. Некоторое время я наблюдал за движениями этого танца в одиночку и прислушивался к сопровождавшей его песне ударов молотка и дыхания. Каждое движение следовало за предыдущим так же уверенно и естественно, как ночь следует за днем, так же изящно, как полет сокола, так же точно, как прыжок кошки. Ни одного лишнего движения, никакого колебания, никакой ошибки – была лишь хореографически законченная последовательность движений мастера своего дела. Это вполне понял бы Рудольф Нуриев.

  1. Отчетливое различение в поведении между формой и сущностью, процессом и содержанием.

Это различение имело несколько источников – стиль и форма преобладали над содержанием споров, сопровождавших нормальное течение дня в доме Гриндеров – в частности, моя мать Эйлин наделена описательным стилем речи, очаровывавшим всех ее детей. Ее способ выражения столь отчетлив, что когда наши высказывания, например, не удовлетворяли ее личным требованиям точности, она настаивала, чтобы мы повторяли их в более конкретной форме. Несомненно, моя чувствительность к паттернам языка и отчасти то, что впоследствии получило название метамодели, происходит от этих разговоров.

Другим источником были иезуиты, известные своей мастерской аргументацией, и я обязан им чем-то вроде того, что получали ученики софистических школ древней Греции. Иезуиты научили меня не только правильным формам устной речи и мышления, но особенно важной оценке отношения между высказыванием и предполагаемыми свидетельствами в пользу этого высказывания. Они хорошо подготовили меня к будущему.

Мой опыт в течение так называемой холодной войны и разведывательные работы в Европе, в частности, необходимость изображать из себя нечто, чем я безусловно не был (члена неамериканской национальной и лингвистической группы в контексте, где ошибки могли быть фатальными), обострили у меня различение между формой и содержанием и научили меня ценить гибкость в поведении. Этот опыт также весьма развил мою способность «действовать Как Если Бы».

Наконец, сосредоточенное изучение синтаксиса в аспирантуре Калифорнийского Университета в Сан-Диего доставило мне одновременно две важные вещи. Во-первых, оно усовершенствовало мою способность отличать процесс от содержания (которые в естественных языковых системах называются синтаксисом и семантикой). Во-вторых, оно научило меня диссоциации между мною как личностью и языком моего самовыражения, то есть прямому восприятию не обязательно совпадающих переживаний – того, что я говорю о себе, что другие говорят обо мне, и чем я являюсь.

Более конкретно, я научился рассматривать язык как орудие – острое, но все же лишь орудие для исследования мира и моего отношения к нему. В этом смысле НЛП кажется мне естественным распространением трансформационной грамматики на более широкую область – ведущим к тому, что лучше всего было бы назвать синтаксисом переживания.

В действительности эта стратегия резкого различения между процессом и содержанием была уже довольно отчетливо выражена в учебнике, написанном мной совместно с Сьюзетт Хейден Элджин, подготовленном к печати в 1969 году (за несколько лет до встречи с моим будущим соавтором в создании НЛП Ричардом Бендлером) и опубликованном в 1973 году, где я утверждал:

… те же множества правил (языка), то же множество категорий структурируют также восприятия. Конкретно, эти категории или, точнее, заключенные в них различия воздействуют на информацию, поступающую в нервную систему на предсознательном уровне, преобразуя этот материал, группируя, резюмируя его, опуская его части, и вообще производя искажения, прежде чем нервная система представляет возникающую таким образом обедненную картину «внешнего мира» нашему сознанию .

Гриндер и Элджин,

, стр. 3.

… если наше предыдущее обсуждение в некотором смысле справедливо, то деятельность, именуемая лингвистикой, будет играть важнейшую роль в освобождении нашего мышления от структуры, навязанной нашим родным языком. Пытаясь построить явный набор формальных утверждений, отражающий структуру анализируемого языка, мы осознаём категории и различия, неотделимо связанные с тканью самой языковой системы. Это осознание, то есть введение в сознание систематического искажения, вносимого нашей языковой системой, дает возможность избежать подсознательного или предсознательного искажения, о котором была речь…

Гриндер и Элджин,

Введение в трансформационную грамматику, стр. 8.

  1. Позитивное сродство с тем, что другие называют риском.

По-видимому, большинство людей называет риском возможность неудачи. Здесь я сразу же настоял бы на различии между риском, в котором неудача исключает дальнейший риск (то есть является фатальной ошибкой), и неудачей, допускающей дальнейший риск. Хотя в моей биографии был ряд эпизодов, потенциально содержавших смертельный риск, я не буду здесь о них говорить; тот тип риска, о котором будет речь, относится ко второму классу, и его можно пояснить примером:

Фрэнк Пьюселик (третий человек в первоначальном моделировании и проверке паттернов НЛП) проводил на семинаре в Сан Хосе в середине 70-х годов демонстрацию в присутствии нескольких сот человек – вероятно, он демонстрировал излечение фобии; в конце семинара к нему подошло несколько человек с вопросом:

Как вы можете идти на такой риск?

Фрэнк спросил с искренним удивлением, какой риск они имеют в виду. Они стали объяснять, что такая демонстрация перед всей этой публикой означала (для них) неприемлемый риск. В конце их объяснения Фрэнк умолк и попросту ушел. Для Фрэнка (ввиду его опыта во Вьетнаме), а также для нас с Бендлером (со случаями риска в наших биографиях) такие опасности были попросту желательной и необходимой возможностью узнать, к чему мы способны в разных контекстах. Когда Фрэнк, вернувшись с работы, рассказал мне этот случай, он все еще не мог поверить заданному вопросу по поводу риска.

Я как-то пришел к пониманию, что если моей целью было чему-то научиться, то рискованно было только избегать риска. Иными словами, избегать риска и действовать было равносильно неудаче. Когда вы занимаетесь рискованной деятельностью, то неудача невозможна – вы всегда чему-нибудь учитесь.

Это понимание риска сильно напоминает мне объяснение Бейтсона об уровнях обучения (см. Этапы экологии разума). Предположим, что вы впускаете крысу в лабиринт, наказывая ее электрическим шоком, если что она входит и исследует некоторую секцию лабиринта. Получив шок, крыса научится избегать этой секции, но важно, что крыса этому научилась, что составляет несомненный успех. В царстве обучения не бывает неудач, бывают лишь последствия.

  1. Понимание ценности формализации и явных представлений

Различение формы и сущности, процесса и содержания, как я полагаю, естественно сопровождало мою деятельность в формальном мышлении и в создании формальных представлений повседневного опыта: языка, поведения и т.д. Модель Трансформационной Грамматики является, особенно для специалиста по синтаксису, развернутым упражнением в отображении интуитивных представлений в формальные представления, которое может затем привести вас к открытию подлинно новых путей к пониманию интересующего вас предмета.

Или же можно истолковать эту историю в том смысле, что предложенный опыт лучше оставить непереведенным, в частности, не отображать его в языковые структуры. Тем самым форма выражения (в этом случае самый танец) является существенным элементом в создании переживания. Поскольку сама форма – танец – проявляется на уровне первичного переживания, то его перевод в язык (то есть наложение лингвистических категорий) упускает этот существенный элемент и меняет воздействие – зритель (и слушатель) реагирует на словесное описание не так, как на самый танец. Это приводит на ум резкое изречение НЛП:

Смысл сообщения состоит в реакции, которую оно вызывает.

Если применить этот принцип, то ясно, каким образом перевод художественного выражения из формы первичного переживания во вторичное (языковое) представление фундаментально изменяет его смысл. Мы полагаем, таким образом, что госпожа Дункан как художник отказалась предложить перевод, поскольку мудро сознавала, что первоначальное содержание нельзя было бы таким образом выразить без существенного изменения его смысла.

Конечно, этот вопрос значительно шире, чем вопрос о том, не лучше ли оставить без перевода профессиональную работу художника. Посмотрите на самые интимные моменты вашего общения с детьми – предположим, вы рассказываете о некотором конкретном происшествии; когда вы это делаете, вы можете заметить, что даже самый внимательный и симпатизирующий слушатель (во второй позиции) реагирует на ваше описание опыта иначе , чем вы реагировали на самый опыт .

  1. Позитивная реакция на двусмысленность и неопределенность.

Моделирование сложных видов поведения требует позитивной реакции, или по крайней мере терпимости по отношению к неопределенности и двусмысленности. Рассмотрим, например, процесс моделирования, предпринятый Бендлером и мною при паттернировании эриксоновского гипноза. Вначале наша стратегия была подсознательным подражанием учителю, и лишь после того, как мы продемонстрировали, что можем повторять работу Эриксона с нашими собственными клиентами, мы перешли к сознательным попыткам разобраться, чтó делал он и чтó делали мы. Это требует определенного позитивного отношения (или по крайней мере терпимости) к тому, что другие обычно называют путаницей.

Но путаница не входила в мои переживания во время такого моделирования, и я не заметил ничего похожего на путаницу в поведении Бендлера. Ясно, что в течение длительных периодов практики мы оба не имели никакого сознательного, связного ощущения, что же такое мы делаем – мы не могли даже предложить никакого представления этой работы.

Обратите внимание на то, что эта компетентность – позитивное принятие двусмысленности и неоднозначности – по существу лежит в основе управления состояниями.

Можете ли вы сохранять состояние ненапряженной, не предчувствующей любознательности и конгруэнтности в контексте, предъявляющем значительные требования к вашей способности выдавать серьезные ценности?

Мне кажется при ретроспективном размышлении, что позитивная реакция на двусмысленность и неоднозначность, с сопровождающим ее развитием способности выбирать и поддерживать состояние, какое я описал выше, составляет предварительное условие для эффективного действия во время критических фаз процесса моделирования.

Отсюда вытекает интересное следствие – если у вас нет сознательной, явной модели того, что вы делаете, то вы учитесь ДЕЙСТВОВАТЬ, и притом действовать безупречно, КАК ЕСЛИ БЫ вы знали, что вы делаете. Это абсолютное требование во многих случаях моделирования, особенно в фазе подсознательной ассимиляции, когда вы пытаетесь воспроизвести путем подражания эффекты, производимые моделью. Заметим вытекающее отсюда следствие, что говорить – вместо того, чтобы действовать – попросту невозможно. Говорить о чем-нибудь значит, что вы имеете уже некоторое (хотя бы минимальное) объяснение рассматриваемых процессов. Но это в точности то, от чего мы Бендлером решительно отказались. Тогда нам остался лишь один образ действий, которому мы и следовали: действовать безупречно. Действовать – это метод, провоцирующий окружающий мир научить нас, чтó работает и чтó не работает в таких-то специфических контекстах. Эта стратегия стимулирует мир предложить нам корректирующие реакции. Затем такая стратегия становится одной из главных методологий исследования в том моделировании окружения, которое предшествует кодированию.

Читателям, применяющим паттерны НЛП (или даже любой модели) к изменению личного поведения, мы предлагаем следующий вопрос:

Предположим, что вам предлагают описание клиента перед тем, как вы в действительности встретитесь с ним в профессиональном контексте; примете ли вы и прочтете ли это описание?

Теперь свяжите ваш ответ с темой предыдущего обсуждения.

6. Обостренная чувствительность к необычным событиям.

Не могу сказать о других, но по крайней мере в моем случае позитивное отношение к двусмысленности и неопределенности влечет за собой повышенную чувствительность к неожиданному и необычайному – к необычным событиям, которые могут открыть путь к образованию новых паттернов. В самом деле, история открытия паттернирования в НЛП (и более общим образом, в любой научной дисциплине) изобилует такими примерами. Приведем один такой пример:

С середины до конца 70-х годов Гриндер и Бендлер возглавляли группу людей, которых они любовно называли «живыми ребятами». Это были талантливые, интеллигентные молодые люди, большинство из которых было в то время студентами старших курсов Калифорнийского Университета в Санта Крус. Собирая эту группу живых ребят, эти два человека преследовали двоякую цель: во-первых, ставился неформальный эксперимент, в котором выявление паттернов НЛП поручалось группе молодых людей, еще не избравших себе профессию (и тем самым не избравших некоторую частную систему профессиональных верований о возможном и невозможном); во-вторых, имелось в виду подготовить команду тренированных практиков, с которыми мы с Бендлером могли бы расширить пределы закодированного к тому времени паттернирования. Задачи и эксперименты, выполненные этой группой, были иногда великолепны, а иногда странны. В этом контексте произошло следующее.

Однажды вечером Джон работал с группой, направляя ее к открытию пределов гипнотической регрессии. Субъектом была Мерибет, превосходный гипнотический субъект, и сама по себе умелый гипнолог-экспериментатор. Мерибет страдала в то время недостатком зрения (близорукость). В момент, когда начинается рассказ, она удобно сидела в кресле перед книжным шкафом, на расстоянии около 12 футов от него. Джон использовал классическое эриксоново паттернирование, чтобы навести измененное состояние и сделать ряд специфических внушений о регрессии к младшему возрасту. Его текущая калибровка физиологических реакций Мерибет свидетельствовала, что она реагировала вполне адекватно.

Джон внушал Мерибет, что когда она достигнет надлежащего молодого возраста (обратите внимание: не говорилось, какого), она должна будет указать это, позволив своим глазам (закрытым во время внушения) раскрыться. Когда ее глаза раскрылись, Джон спросил ее, что она видит (уже раньше она научилась говорить, не ослабляя своего состояния транса). Проявляя типичную физиологию регрессии, движения и паттерны разговора молодой девушки, она казалась при этом несколько расстроенной и как будто затруднялась сосредоточить взгляд на том, что было перед ней. Присмотревшись к ней внимательнее, Джон осознал, что на ней по-прежнему были контактные линзы.

Слегка досадуя на свой недосмотр, Джон быстро сделал Мерибет ряд внушений – заметить, где она была в данный момент, позволить себе закрыть глаза и почувствовать себя опять в удобном и безопасном состоянии, двигаясь обратно к настоящему. Когда она вернулась в нечто напоминающее ее нормальное состояние, Джон предложил ей снять свои линзы и начал работу заново. Однако по интуитивному побуждению, перед тем как начать внушение во второй раз, он попросил ее прочесть без помощи линз названия каких-нибудь книг в стоявшем перед ней шкафу. Она пыталась в течение нескольких минут прочесть какое-нибудь из этих названий, но безуспешно. Теперь была подготовлена почва для правильной проверки одного из аспектов гипнотической регрессии.

Когда Мерибет полностью вернулась к регрессивному состоянию, достигнутому ею прежде, Джон попросил ее открыть глаза и сказать, чтó она видит. Она ответила, среди других наблюдений, что увидела в шкафу перед ней много книг. Тогда Джон начал сомневаться, знает ли она азбуку. Она кокетливо ответила, что конечно знает и что может повторить наизусть весь алфавит, продемонстрировав свое умение. Джон сразу же попросил ее выбрать одну из книг в шкафу и сказать, какие буквы напечатаны на корешке. Мерибет прочла названия всех книг, какие были в шкафу, читая их буква за буквой без видимой трудности. Тогда ей были предъявлены другие вещи, на бóльших расстояниях, чтобы узнать, сохранились ли у нее в регрессивном состоянии какие-нибудь недостатки зрения. Не оказалось никаких.

Наконец Джон осторожно предложил ряд внушений с двоякой целью: во-первых, вызвать амнезию, поскольку он не был уверен, как Мерибет будет сознательно реагировать на информацию, что в регрессивном состоянии у нее, по-видимому, не было ни следа близорукости, и что она продемонстрировала около 20/20 нормального зрения. Во-вторых, он внушил ей, что во всех отношениях кроме одного она вернется в настоящее, освеженная и довольная, проделав хорошую работу. Единственное, в чем должно было продолжаться действие регрессивного состояния, состояло в том, что она должна была оставить свои глаза молодыми – в том же регрессивном возрасте, в котором она продемонстрировала свою способность беспрепятственно видеть. Предлагая эти внушения, Гриндер сознавал, что у него не было никакого понятия, чтó они могут означать, но положился на подсознательную способность Мерибет интерпретировать их некоторым интересным и эффективным способом. Эти внушения были повторены несколько раз, пока Джон не убедился, что они были поняты на подсознательном уровне.

Когда Мерибет вышла из измененного состояния, она сообщила, что чувствует себя вполне отдохнувшей и довольной. Ее внимание было быстро отвлечено на другие предметы, прямо не связанные с работой транса. Во время последовавшего затем разговора, в котором участвовали она, Джон и другие члены группы, она ничем не проявила своего осознания происшедшего. Важнее было наблюдение, что она не проявила намерения опять надеть линзы. Ей между прочим дали лист бумаги, на котором Гриндер написал небольшими буквами несколько вопросов по поводу только что состоявшегося транса. Он попросил ее заполнить эту анкету как можно лучше и, дав знак другим членам группы оставить ее в покое, перешел к другому заданию в другой части комнаты, внимательно наблюдая издали, что будет делать Мерибет. Мерибет прочла и заполнила анкету без видимой трудности, вручив ее Джону.

Затем, с ее согласия, Джон снова погрузил ее в измененное состояние и попросил помощи у подсознания Мерибет. Более конкретно, он спросил, не возражает ли подсознание, чтобы Мерибет осознала происшедшее. Возражений не было, и другие члены группы видели и слышали с молчаливым удивлением, как Мерибет обнаружила полученный результат. Ее способность отчетливо видеть без искусственной помощи продолжалась несколько дней, а затем ухудшилась – зрение работало лучше в дневное время, чем ночью. Возвращение к видению без искусственных средств потребовало чего-то вроде того, что мы теперь считаем сущностью Шестишагового Рефрейминга, поскольку за недостатком зрения обнаружилось позитивное намерение, и были предложены альтернативные способы поведения для согласования этих аспектов, оставлявшие ей возможность беспрепятственного видения.

Таким образом произошла замечательная последовательность событий:

а. Гриндер упустил из виду, что субъект носил контактные линзы.

б. Затем Гриндер заметил любопытную «проблему» субъекта, Мерибет, которая пыталась смотреть с помощью искусственного средства (контактных линз) регрессированными глазами, не нуждавшимися в такой помощи.

Это привело к осознанию, что при некоторых обстоятельствах регрессии, по-видимому, можно вернуть физиологические состояния возраста регрессии, устранив развившиеся впоследствии недостатки. 5

Эти личные воспоминания представляют, частично и в первом приближении, некоторые личные стратегии, которые оказались (в моем случае) эффективными в сложной задаче моделирования – центральной деятельности НЛП. Повторяю, это лишь неполное описание.

Далее, что более важно, в нашей психике несомненно имеются и другие сочетания стратегий, которые могут оказаться столь же эффективными, или более эффективными, чем указанные выше. В чем могут состоять эти стратегии, будет видно по мере развития и уточнения моделирования в области НЛП.

Конечно, эта частная (и особенная) личная история одного из двух создателей НЛП составляет лишь пример биографического пути, который привел к развитию этих стратегий. Несомненно, есть много других, может быть, менее извилистых путей, которые могли бы привести к тем же результатам.

Фрагмент из книги “Шепот на ветру”

Джон Гриндер — лингвист, психолог, писатель, тренер НЛП. Он является одним из создателей метода Джона Гриндера — «Структура магии», «Из лягушек — в принцы», «Черепахи до самого низа», «Шепот на ветру» — являются одними из самых популярных в области практической психологии среди читателей всего мира.

Ранняя биография

Джон Гриндер родился 10 января 1940 года в Детройте, США. У его родителей, Джека и Эйлин Гриндер, он был первым ребенком, а всего детей в семье было девять. Он получил католическое иезуитское образование, завершившееся получением степени бакалавра психологии в Университете Сан-Франциско. В 1962-м женился на Барбаре Марии Диридони, в том же году поступил на службу в армию США и был отправлен в Германию.

Изучение лингвистики

В 1967 году Джон Гриндер ушел в отставку и вернулся в США. На следующий год он поступает в Калифорнийском Университете в Сан-Диего, чтобы изучать лингвистику. В 1970 году он становится доцентом. Тогда же начинает работать в Калифорнийском университете в Санта-Круз.

Сотрудничество с Ричардом Бэндлером

В 1972 году студент Калифорнийского университета Ричард Бэндлер обратился к Джону Гриндеру с предложением смоделировать паттерны основателя гештальттерапии Фрица Перлза, а затем и других выдающихся психотерапевтов — основателя семейной и системной терапии Вирджинии Сатир и основателя Американского общества клинического гипноза Милтона Эриксона. Так началось плодотворное сотрудничество Гриндера и Бэндлера, итогом которого стало множество книг и создание нового направления в практической психологии.

С 1975 по 1977 год Джон Гриндер и Ричард Бэндлер написали вместе пять книг:

  • «Структура магии» (два тома).
  • «Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона» (два тома).
  • «Меняемся вместе с семьями» — тексты, которые легли в основание НЛП.

Книга «Структура магии» — изложение созданного Гриндером и Бэндлером метода, описание самих его принципов. В ней показано, как человек создает себе модель мира, опираясь на свой сенсорный опыт, как в дальнейшем эта модель мира заставляет его вести себя определенным образом, и как с ней можно конструктивно работать.

Нейролингвистическое программирование

Созданное Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером НЛП вобрало в себя разнообразные психологические и лингвистические инструменты. Главное для этого метода — создание «рабочей» модели, эффективное практическое использование, которое приведет к желаемому результату. Поэтому наиболее популярным это направление стало в бизнесе: в продажах, в тренингах, в управлении и так далее. Эта система основывается не на теории, а на анализе наблюдаемого и непосредственном использовании эффективного поведения.

Моделирование

Краеугольным камнем нейролингвистического программирования является техника моделирования (или, иначе, вдумчивого копирования). НЛП нацелено на то, чтобы создавать особенности, присущие успешным людям, вычленяя и описывая их вербальные и невербальные паттерны. После того как ключевые особенности выявлены, они могут быть усвоены другими людьми и сведены в действующую модель, обеспечивающую практическое и эффективное применения этой информации.

Якоря

Одним из наиболее популярных инструментов НЛП являются так называемые якоря. По убеждению Гриндера и Бэндлера, любое поведение человека неслучайно и имеет определенные закономерности, причину и структуру, которые можно осознать. Субъективная реальность зависит от объективных факторов и на нее можно повлиять — например, с помощью «якорей» - стимулов, которые вызывают определенную реакцию.

Они могут быть положительными (дающими энергию) и отрицательными (отнимающими энергию). В процессе нашей жизни различные «якоря» появляются у нас автоматически, однако НЛП говорит о том, что с ними можно и нужно работать (например, устанавливать их намеренно, заменять один на другой, более приемлемый).

Основатели НЛП

Разрабатывая свою теорию, Гриндер и Бэндлер стали вести практические занятия, и постепенно вокруг них сформировался круг единомышленников, которые внесли свой вклад в становление НЛП, и впоследствии стали развивать его в различных направлениях. Среди них были такие люди, как Роберт Дилтс, Джудит ДеЛозье, Лесли Камерон-Бэндлер, Стефен Гиллиган, Дэвид Годон.

В материалах общих семинаров Гриндером и Бэндлером в 1979 году была написана книга «Из лягушек — в принцы». Эта книга посвящена теме практического использования нейролингвистического программирования в психотерапии, и рассказывает о работе человеческого сознания и бессознательного, об особенностях восприятия мира у разных людей.

Она нацелена на улучшение жизненных стратегий человека и на обретение у него гибкости, на развитие способности общения — не только с другими, но и с самим собой. Ее цель — мотивировать по максимуму использовать свои внутренние ресурсы и проявлять до того скрытые способности.

Несмотря на плодотворную работу уже к 1980 году круг единомышленников распался. Между Бэндлером и Гриндером возник серьезный конфликт по поводу авторства работ и самой теории, который привел к судебным разбирательствам. Из-за этих противоречий печать совместных книг Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера была приостановлена. Бэндлер безуспешно пытался получить права на использование термина НЛП. Впоследствии он создал свое психологическое направление Design Human Engineering.

Новый код НЛП

В середине восьмидесятых годов Гриндер вместе с тогдашней супругой Джудит ДеЛозье разрабатывает теорию «Нового кода НЛП». Этот пересмотр метода возник в качестве конструктивного ответа на критику в адрес классического НЛП, негативные и скептические отзывы. Джон Гриндер признается, что переосмысление нейролингвистического программирования во многом было вдохновлено идеями антрополога Грегори Бейтсона и Карлоса Кастанеды.

Важным отличием нового варианта было большее внимание к подсознанию, чем к анализу. Новый код НЛП гласит, что для реализации желаемого изменения человеку нужно перейти в «высокопродуктивное состояние», в котором нужный выбор будет сделан им автоматически. Это состояние напоминает транс и может быть вызвано с помощью специальных техник, во время которых задействованы оба полушария головного мозга.

Вместе с Джудит ДеЛозье Гриндер проводит серию семинаров, по результатам которых выходит книга «Черепахи до самого низа». Эта книга посвящена предпосылкам личной гениальности, балансу между сознательными и бессознательными процессами, техникам и упражнениям, помогающим человеку работать с состоянием своего ума. Она обращена к внутренней гениальности читателя, побуждает его проявить свои потенциальные возможности, использовать свой психологический ресурс для того, чтобы достигнуть желаемого.

В 1989 году Гриндер стал со-руководителем компании Quantum Leap Inc, основанной двумя годами ранее его новой супругой Кармен Бостик Сент-Клер. Их компания посвящена консультированию корпоративных клиентов, проведению тренингов.

В 2001 году вышла совместная книга Джона Гриндера и Кармен Бостик Сент-Клер «Шепот на ветру», которая продолжает развитие теории «Нового кода НЛП» и является попыткой исправить недостатки классического подхода и вернуться к истинным истокам этого метода.

К тому времени Гриндер и Бэндлер разрешили свой конфликт, и в приложении книги содержится их совместное заявление, в котором они обещают воздерживаться от преуменьшения заслуг друг друга, касающихся нейролингвистического программирования.


Предлагаемая читателю книга представляет собой отредактированную запись вводного курса НЛП тренинга, проведенного Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в январе 1978 года.
Вся книга организована как запись 3-х дневного семинара. Для простоты и облегчения восприятия большинство высказываний Бэндлера и Гриндера приведены просто в виде текста, без указания имен. Часть материалов взята из магнитофонных записей.
Книга адресована психотерапевтам, психологам, социотехникам и всем, кого интересуют проблемы психологии поведения и социальной коммуникации.

Систематичное и доходчивое изложение НЛП-подхода к семейной терапии, составленное основателями НЛП - Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером - при сотрудничестве с знаменитым семейным терапевтом - Вирджинией СатирЭта книга - хороший помощник для тех, кто хочет эффективно разрешать семейные проблемы - свои собственные или проблемы клиентов.

Стенограмма семинара - Создание транса, нейролингвистическое программирование гипнотических состояний

Данный конспект составлен со стенограммы 3-х дневного семинара Р. Гриндера, Д. Бендлера «Создание транса, нейро-лингвистическое программирование гипнотических состояний». Переводчик И. Рябейко. НОВОСИБИРСК 1987г. Конспект составил А. Соколюк. Редактор В. Чернушевич. НОВОСИБИРСК 1991 год.

Структура Магии часть 1

Эта работа на протяжении последних двадцати пяти лет остается лучшей книгой о самом эффективном методе изменений - нейро-лингвистическом программировании - и безоговорочно рекомендуется любому начинающему или продвинутому консультанту или психотерапевту. Используя принципы НЛП, можно описать человеческое поведение таким образом, чтобы легко и быстро производить глубокие и устойчивые изменения.
Если вы будете читать эту книгу так, как предлагают авторы, то полученные знания дадут вам ясную и четкую стратегию для вашей психотерапевтической работы, и вы сможете научиться преодолевать любые психологические ограничения, излечивать фобии, устранять нежелательные привычки и зависимости, производить изменения во взаимоотношениях с партнерами.

Структура Магии часть 2

"Структура магии" на протяжении последних двадцати пяти лет остается лучшей книгой о самом эффективном методе изменений - нейролингвистическом программировании - и безоговорочно рекомендуется любому начинающему или продвинутому консультанту или психотерапевту.

Во втором томе Джон Гриндер и Ричард Бэндлер излагают общую модель коммуникации и изменений с привлечением других модальностей, которые используют люди, чтобы представить и передать свой опыт. Если вы будете читать эту книгу так, как предлагают авторы, то полученные знания дадут вам ясную и четкую стратегию для вашей деятельности: вы сможете стать эффективным профессиональным коммуникатором, легко и быстро производить глубокие и устойчивые изменения.

Точность

«Цель этой книги - предоставить менеджеру персональную технологию развития и использования информации для успешных деловых коммуникаций.

Мы скорее придерживаемся другой линии, чем авторы, рассматривающие возможность управления информацией как единственную наиболее сильную детерминанту успеха менеджера. К сожалению, отсутствует специальное обучение и практические процедуры, объясняющие, процесс успешной обработки информации для менеджеров. В отличие от наших предшественников, мы намерены изменить эту ситуацию - и предлагаем модель точности в качестве практической технологии для обработки информации». Джон Гриндер, Микаэль Мак-Мастер

Трансформэйшн

Если, прочитав эту книгу, вы по-прежнему будете так думать о гипнозе, вы лишите себя важнейших способов, какими вы можете использовать эти инструменты в своей жизни. Паттерны общения, описанные в этой книге, слишком полезны, чтобы оставить их где-то на гипнотическом кресле. Большинство удовольствий, которых все мы хотим в жизни, не возникают в гипнотическом кресле; они возникают с людьми, которых мы любим, на работе, которой мы занимаемся, и в тех способах, какими мы играем и наслаждаемся жизнью.

Вы можете использовать информацию из этой книги многими способами, как в личном плане, так и в профессиональном. Книга представляет интерес для психологов, а так же широкого круга специалистов интересующихся проблемами коммуникации.


Джудит Делозье является одним из создателей и ведущим тренером НЛП. Очень много занималась аптропологией, историей религий и психологией. Много времени посвятила исследованию транскультуральных различий. Большая часть ее работ была сделана в «первозданной культуре» в Африке и на острове Бали. Участвовала в создании первых книг по НЛП: «Изучение структуры субъективного опыта», «Там черепахи до самого низа». Последнее время Джудит активно сотрудничает с Робертом Дилтсом в университете НЛП

О книге:

Читателю этой великолепной книги представится возможность поразмышлять о "предпосылках личностной гениальности" необычными способами. Она проведет вас через вдохновляющие истории с неожиданным финалом, сместит фокусы первого и второго внимания, обеспечит баланс между сознательными и бессознательными процессами, а также предложит вам упражнения в духе Карлоса Кастанеды с его "остановкой мира" и отключением внутреннего диалога. Кроме того, вы познакомитесь с материалами семинара, посвященного вопросам гениальности, который реально проводился основателями НЛП, предваряя появление книги, и следы которого пестрой лентой вплетены в ее текст.