Существительные состоящие из двух слогов. I класс — двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов

Необходимо записать слова из двух слогов, которыми можно заменить слово (понятие) "мышеловка".

Определение значения слова

Итак, для начала определим лексическое значение слова "мышеловка", опираясь на словари русского языка ("Современный толковый словарь русского языка Ефремовой", "Толковый словарь Ожегова, "Толковый словарь Кузнецова").

"Мышеловка" - это:

  • "приспособление для ловли мышей" (Вечером грызун попал в мышеловку, расставленную хозяином дома.);
  • "место, откуда трудно выбраться" - переносное значение (Пожар охватил весь лес, создав в самом центре мышеловку для всего живого.);
  • "способ завлечения кого-либо в трудное положение обманом" (разговорное) (Желая навредить, он расставил своему другу на службе мышеловки и капканы, из-за которых тот был уволен.);
  • "название центральных проволочных ворот на площадке для игры в крокет" (Игроки ловко ударяли молотками по шарам, и те пролетали прямо через мышеловку.).

Для выполнения задания мы должны будем подобрать слова с похожим значением.

Подбор синонимов

Если необходимо заменить одно слово на другое, значит нужно подобрать слово (слова), имеющие то же самое (или похожее) значение, что и исходное. В русском языке слова, принадлежащие, как правило, к одной части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение, называются синонимами . Лексическое значение слова - это соотнесенность звукового оформления с тем или иным явлением действительности.

Составим возможный ряд синонимов к слову "мышеловка": "ловушка", "капкан", "западня", "засада", "силок"-"силки", "сеть"-"сети".

Поиск решения задачи

В соответствии с заданием, мы должны будем выбрать из подобранных синонимов те слова, которые состоят из двух слогов. Определим количество слогов в синонимах:

  • ловушка - ло-вуш-ка - три слога;
  • капкан - кап-кан - два слога;
  • западня - за-пад-ня - три слога;
  • засада - за-са-да - три слога;
  • силок - си-лок - два слога;
  • силки - сил-ки - два слога;
  • сеть - сеть - один слог;
  • сети - се-ти - два слога.

Итак, запишем слова, состоящие из двух слогов, которыми можно заменить слово (понятие) "мышеловка". Искомыми словами являются: "капкан", "силок", "силки", "сети".

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса с ответами.
Класс _____________________ Ф.И. _________________________________
1. В каком падеже личное местоимение состоит из двух предлогов?

2. Выбери существительные, которые в родительном падеже множественного
числа имеют окончание – ов­ .
Заяц, арбуз, слово, какао, холод, мандарин.
_________________________________________________________________
3. Укажи слова с приставкой «про ­».
Просьба, профессионал, протезирование, проталина, прохладительный,
просторно.

4. Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.
[с"ивод"н"и], [ацв"итат"], [аб"й"ивл"эн"ий"э]
__________________________________________________________________
5. Запиши имена существительные в нужной форме.
Темная (ночи), острый (ножи), ароматный (ландыши), маленькая
(мыши), теплая (печи), светлый (лучи).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Какой корень в слове вынуть_____________________________________
7. Какие три местоимения не имеют формы именительного падежа?
__________________________________________________________________
8. Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное).
ОКО, РОМБ
КИТ, РАНА

БОБ, УСТА
ОХРА, ПОЛ
КАРП, ИВА
9. Вспомни, как называется в народе такой человек.
1) Подал ручку, да подставил ногу. __________________________________
2) Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.________________
3) Ноги с подвохом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном.
_________________________________________________________________
4) Ел да устал, спал да намаялся._____________________________________
5) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.
__________________________________________________________________
6) Язык без костей, что хочет, то и лопочет._____________________________
10. Собери слова.
1) непарная глухая согласная;
2) приставка из­ в положении перед глухой согласной;
3) вопросительная частица;
4) суффикс существительного «писатель»;
5) прилагательное «карманное» без корня.
_________________________________________________________________
Ответы:
1. На – с.
2.Арбузов, холодов, мандаринов.
3. Проталина, прохладительный.

4. Сегодня – наречие, отцветать – глагол, объявление – существительное.
5.Темная ночь, острый нож, ароматный ландыш, маленькая мышь, теплая печь,
светлый луч.
6. Корня нет.
7. Себя, некого, нечего.
8. Обморок, картина, суббота, пароход, крапива.
9. 1) Двуличный. 2) Эгоист. 3) Подхалим. 4) Лентяй.5) Самоуверенный.
6) Болтун.
10. Числительное.

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса
Класс ____________________ Ф.И._____________________________
1. Вставьте пропущенные буквы.
Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал..зал.
Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув..дал, как
кустарник ув… дал.
Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос..дел.
2.Сколько раз в стихотворении встречается звук «ш»?
Ты скажи мне, милый ёж.
Чем ежиный мех хорош?
­ Тем он. Лисонька хорош,
Что зубами не возьмешь!
_________________________________________________________________
3. Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.
Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.
4. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в
которых звуков больше, чем букв.
__________________________________________________________________
5. Второклассникам предлагается расшифровать тайное письмо. Разгадать его
тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита
(каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите).
1 9 2 21 12 1 – 12 14 21 5 18 16 19 20 10 19 20 21 17 6 15 30 12 1
______________________________________________________________
6. Напиши предложение без ошибок:
Назимле лижыт лества и сухие тровинки.

________________________________________________________________
7. Как сказать одним словом?
Повесить нос – … за тридевять земель – …
Бить баклуши – … водить за нос – …
Себе на уме ­ … очки втирать ­ … .
8. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все
согласные звуки твердые:
Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка,
блины
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Слова ель, коньки, моя, Юлия запиши в следующем порядке:
состоящее из трёх звуков, четырёх звуков, пяти звуков, шести звуков.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Подбери к данным словам слова с противоположным значением:
Близкий ­ … Чистый ­ …
Высокий ­ … Злой ­ …
Легкий ­ … Дикий ­ …
Ответы к олимпиадным заданиям 2 класс.
1. Шарик рану зализал, с костью в будку залезал.
Я ружьишко зарядил и морковку проредил, в огороде увидал, как кустарник
увядал.
Кот под снегом посидел и мгновенно поседел.
2. 5 раз (ёж, хорош, хорош, что, возьмешь).
3. Олень, оса, сок, шея.
4.
5. Азбука – к мудрости ступенька.
6. На земле лежит листва и сухие травинки.
7. Повесить нос – унывать

За тридевять земель – далекоБить баклуши – бездельничать…
Водить за нос – обманывать
Себе на уме ­ скрытный
Очки втирать ­ обманывать
8. Салат, котлета, борщ, компот, рагу, булочка, блины.
9. Ель, моя, коньки, Юлия.
10. Близкий – далекий Чистый – грязный
Высокий ­ низкий Злой – добрый
Легкий – тяжелый Дикий – домашний
Литература.
1. Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика.
Русский язык. Литература. Природоведение., Москва, 2008.
2. Лободина Н.В. , Олимпиадные задания Русский язык. Математика.
Окружающий мир. 3­4 классы.­ – Вып.2, Волгоград, 2010.
3.Пупышева О.Н. олимпиадные задания по математике, русскому языку и
курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2006
4. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. , Москва,
Айрис – пресс, 2011

Картинки: нога, рука, муха.

Таблица 5

Типы нарушений слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления

Вид нарушения

К какому возрасту нарушение преодолевается

Пропуски слогов и звуков в слове

К 2,3 годам

Ошибки добавления числа слогов

К 2,5 годам

Сокращения групп согласных

Уподобления слогов и звуков

К 2,5 годам

Перестановки звуков или слогов в слове

Встречаются редко

По стеклу ползут две... мухи.

II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов

Картинки: волосы, корова, машина.

По дороге едет... машина.

III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога

Картинки: кот, нос, дом.

Дети построили из кубиков... дом.

IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого

Картинки: филин, кефир, жираф.

В зоопарке живет... жираф.

V класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова

Картинки: масло, листья, коньки.

Маша намазывает на хлеб... масло.

VI класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

Картинки: дельфин, кактус, кровать.

В море плавает... дельфин.

VII класс - трехсложные слова с закрытым слогом

Картинки: самолет, пирожок, чемодан.

Мальчик ест... пирожок.

VIII класс - трехсложные слова со стечением согласных

Картинки: облако, иголка, подушка.

С кровати упала... подушка.

IX класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

Картинки: автобус, карандаш, виноград.

У Коли... карандаш.

X класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: игрушки, кисточка, морковка.

В краске вымазана... кисточка.

XI класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

Картинки: джип, стол, ключ.

Папа купил... джип.

XII класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: птичка, спичка, гвозди.

Молотком забивают... гвозди.

XIII класс - четырехсложные слова из открытых слогов

Картинки: пуговица, черепаха, гусеница.

По ветке ползет... гусеница.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже можно провести с использованием материала пособия, не предъявляемого ранее ребенку для обследования произношения. Вот некоторые из вариантов заданий, которые можно предложить ребенку параллельно с исследованием его произношения.

1. Возможно предъявление задания без произнесения предлога («Рыжий кот катается... на лыжах»), однако при оценке выполнения такого задания необходимо учитывать допустимость использования детьми раннего возраста вместо предлогов их «филеров» («а» - вместо «на») в сочетании с флексией существительного (на столе - «а толе», в шкафу - «а кафу»).

2. Чрезвычайно важно проверить умение детей использовать исследуемые звуки при произношении глаголов и прилагательных, так как эти слова появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных, в связи с чем их произношение может быть более нарушенным. Можно сразу после опроса ребенка по предложенному в тексте пособия заданию перестроить его формулировку в следующем виде: «У Алеши болит... нога» - «У Алеши нога... болит». При затруднениях целесообразно изменить задание и предъявить его с помощью так называемого «вопроса без вопросительного слова»: «У Алеши нога болит?» Вопросительная интонация будет дополнительно стимулировать ребенка к ответу, а облегченная форма заданного вопроса подскажет ему правильный ответ.

3. Важно проследить за умением ребенка использовать в речи широко распространенные словосочетания («усатый сом», «голубые глаза»), согласование окончаний прилагательных в роде и числе с употребляемыми существительными. Данные, полученные при обследовании, необходимо интерпретировать в зависимости от того, на какой стадии развития находится фразовая речь ребенка («до-морфологической» или «морфологической»).

4. Задания на картинках можно вариативно использовать для проверки у детей знания названий основных цветов и элементарного счета (в пределах 2-3).

5. Дети раннего возраста чрезвычайно сложно «придумывают» имена персонажам, изображенным на картинке. Для малыша существуют только личные имена применительно к его близким (тетя Аня, дядя Коля). При этом почти не осуществляется перенос этих имен на других людей. Если попросить ребенка без предварительной подготовки «придумать», как зовут тетю на картинке, он просто растеряется и откажется от выполнения задания. Надо обязательно тренировать маленького ребенка в назывании имен реальных людей из его окружения, специально подчеркивания, что разных людей могут звать одинаково. Обратите внимание на то, что первое имя, «придуманное» для мальчика или девочки, изображенных на картинке, будет скорее всего собственным именем ребенка! Постепенно малыш освоит и другие имена, но скорость и устойчивость этого навыка зависит от взрослых. Если не уделять его формированию достаточно внимания, то еще долго все посторонние взрослые для ребенка будут только «дядями» и «тетями», а дети - «мальчиками» и «девочками».

6. Особый акцент на разные имена персонажей можно сделать, если попросить детей дома вместе с родителями раскрасить черно-белый рисунок (вероятнее всего сначала ребенок сможет только помочь родителю выбрать цвет отдельных деталей, а раскрашивать будут сами родители), а потом сравнить их рисунки: как одет герой, какого цвета его волосы, глаза. Увидев наглядно, как отличаются их рисунки между собой, дети легко поймут и задание на придумывание разных имен, легко заменяя предложенное в тексте к картинке имя на любое другое по своему желанию.

7. В дидактическом материале содержится ряд картинок, близких по смысловому содержанию. Например, «В магазине продаются... ананасы» (звук [а]) и «У Лены... ананас» (звук [н]); «Курица сидит на... яйцах» (звук [й]) и «Из яйца вылупился... цыпленок» (звук [ц]); «У Инги... иголка» (звук [и]) и «Нина шьет разноцветными... нитками» (звук [н]); «Гера рисует... круги» (звук [г"]), «Оля рисует... лист клена» (звук [л]), «Марина рисует... грибок» (звук [р"]). Такие картинки можно объединять в смысловые пары и проводить с их использованием лексическую работу по определенным темам, понятным детям раннего возраста: «Покупка в магазине», «Курица и цыпленок», «Что делают с помощью иголки?», «Учимся рисовать».

8. В дальнейшем, можно будет проводить с детьми задания, направленные на установление и более сложных логических связей, однако надо всегда помнить, что нельзя превышать возрастные возможности ребенка, предлагая ему для рассматривания и дальнейшей беседы более трех картинок одновременно. Если надо изучить большую группу картинок, то лучше их варьировать между собой, составляя разные смысловые пары. Примером такой группы могут служить перечисленные ниже картинки: «Разбитую коленку смазали... зеленкой» (звук [з"]), «У Алеши болит... нога» (звук [а]), «Вова чинит... стол» (звук [о]), «Айболит лечит... бегемота» (звук [б " ]), «В аптеке купили... вату» (звук [т]), «Мама гладит... утюгом» (звук [у]), «Вот горячий... утюг» (звук [т"]), «Молотком забивают... гвозди» (звук [д " ]), «Коля уколол палец о... кактус» (звук [к]), «Мальчик забинтовал... палец» (звук [ц]), «На плите... кастрюля» (звук [с]), «Маша чистит... картошку» (звук [ш]), «У Жоры болит... живот» (звук [ж]), «У Васи болит... ухо» (звук [х]), «Мама режет... огурцы» (звук [ц]). Показывая маленькому ребенку любые две-три картинки по вашему выбору, можно выяснить, имеет ли малыш представления об опасностях, подстерегающих его в быту, знает ли он, к кому надо обратиться за помощью в случае заболевания и где можно купить лекарства и т.д.

9. Картинки, предлагаемые для раскрашивания (с. 52-94), можно использовать и для развития слоговой структуры слова. Например, при рассматривании картинки с изображением гусеницы ребенка просят сначала раскрасить гусеницу по сегментам в четыре разных цвета, а затем последовательно показывая каждый сегмент, проговаривая все слоги.

Вариантов использования картинного материала для диагностики раннего речевого развития ребенка и направленного развития его речи множество. Мы думаем, что специалисты-практики сами смогут придумать много интересных заданий и упражнений, творчески используя предлагаемые нами материалы.

Ниже содержится полный перечень текстовых заданий для обследования произношения гласных и согласных звуков. Ознакомившись с ним, вы сможете лучше представить себе, как можно организовать обследование и развитие речи ребенка раннего возраста, используя наши методические рекомендации.