Способы связи предложений в тексте. Связь слов в предложениях

Текст - это совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Последовательное изложение и передача основной идеи с помощью специфических терминов, речевых фигур и оборотов позволяют добиться единства стиля. Способы связи предложений в тексте обеспечивают непрерывное ведение мысли без нарушения его структуры.

Структура текста

Композиция текста, как правило, состоит из трех частей: вступление, основное повествование, заключение. В русском языке можно выделить несколько типов текстов в зависимости от структуры.

  1. Линейный - последовательное повествование фактов или событий.
  2. Ступенчатый - текст разделен на части, которые постепенно сменяют друг друга, не нарушая смысловую целостность.
  3. Концентрический - переход от одной мысли к другой с возвращением к уже высказанным идеям.
  4. Параллельный - метод сопоставления одного события другому.
  5. Дискретный - повествование с намеренным пропуском отдельных деталей для создания интриги.
  6. Кольцевой - возврат читателя в конце текста к уже высказанной в начале идее для переосмысления информации после полного ознакомления с темой.
  7. Контрастный - используется для противопоставления разных частей текста.

Используя связь между предложениями в тексте, выстраиваются абзацы. Они отделяются по смыслу и синтаксически. Каждый абзац имеет свою небольшую тему, обладает логичностью и законченностью.

Композиция текста в разных стилях речи

В зависимости от стилевой принадлежности, структура текста может отличаться. Например, авторы художественных произведений редко придерживаются строгой градации. Художественный стиль допускает нарушение причинно-следственных и пространственно-временных связей. Композиция основывается лишь на идейном построении произведения.

Тексты в научном, публицистическом или деловом стиле обычно выполняются по плану. Например, при использовании типа речи "рассуждение" необходимо четко структурировать его по частям, содержащим тезис, доказательство и вывод.

Предложение - единица текста

Абзацы текста составляют предложения. Они заключают в себе законченное суждение, чему способствует смысловая, грамматическая и синтаксическая связь слов в предложении. Синтаксическая связь зависит от порядка и значения слов в структуре предложения. Грамматическая связь обеспечивается при помощи употребления союзов, местоимений и изменения форм слова. Смысловую связь составляют правила семантики, а также использование интонации.

Обычно предложения составляют словосочетания, в словах которого возникают особые связи.

Типы связи слов в словосочетании

Слова в словосочетании могут вступать в сочинительную или подчинительную связь. Отношения между членами словосочетания, в котором одно слово зависит от другого, создает определенные грамматические требования. Зависимое слово должно совпадать с изменяемыми морфологическими признаками главного слова, то есть сочетаться с ним во времени, числе, роде и падеже.

Подчинительную связь, в которой зависимое слово полностью перенимает на себя форму главного слова, описывает тип управления "согласование". Слова употребляются в едином числе, падеже или роде. Например: красивый цветок, маленькая девочка, зеленый шар. Существует и неполный вид согласования, когда слова относятся к разному роду: моя врач, добросовестная секретарь. Чаще всего в согласование вступают существительное и полное прилагательное (причастие), местоимение, числительное.

Управление выражает соотношение действия с предметом, то есть показывает его направленность. В качестве зависимого слова обычно выступает существительное или часть речи, способная его заменить (прилагательное, причастие). Главным словом в словосочетании становится глагол, наречие или существительное. Например: читать газету, сорт мяса, наедине с отцом.

Примыкание обуславливается только семантикой. По типу примыкания образуются словосочетания из инфинитива, деепричастия или наречия, часто используются существительные. Например: петь красиво, хотеть кушать, очень красивый.

Сочинительная связь слов в предложении

Ряды слов в предложении могут быть связаны лишь по смыслу и грамматически, при этом они не зависят от изменяемых признаков друг друга. Слова, вступающие в такую связь, становятся в предложении однородными или неоднородными членами. При этом могут быть использованы союзы соединительного, противопоставительного и разделительного значения. Бессоюзные ряды связаны лишь интонацией.

Вступать в сочинительную связь могут любые части речи. Чаще всего в предложении независимые ряды грамматически относятся к одному слову. При этом каждое из слов может иметь свой ряд и распространяться.

Синтаксические в предложении

Предложение представляет собой более сложную единицу синтаксиса русского языка, и отношения между словами в предложении возникают более разветвленные. Предложение имеет грамматическую основу и может быть распространено второстепенными членами. Связь между подлежащим и сказуемым является характерным отличием предложения от словосочетания: предикативных отношений между словами, входящими в сочетание, возникнуть не может.

Связь, возникающая между главными членами предложения, бывает:

  • равноправной - слова изменяются одновременно, подстраиваясь друг под друга, что называют координацией. (Осень дождливая);
  • невыраженной - слова не уподобляются друг другу, что называют их соположением. (Отец на работе);
  • двойной - именная часть составного сказуемого относится и к имени/местоимению (подлежащему), и к его глагольной части. (Сестра вернулась с учебы уставшая).

Второстепенные члены предложения вступают в подчинительную связь с грамматической основой, образуя словосочетания.

Предложения, имеющие две и более грамматические основы, называются сложными. Между их частями могут возникать равноправные отношения или подчинительные. Связь в сложных предложениях осуществляется при помощи использования союзов и по смыслу.

Связь слов в сложных предложениях

Сложносочиненные сложные (ССП) предложения характеризуются равноправностью и одновременностью описания происходящих событий. Части такого предложения не зависят друг от друга и могут существовать отдельно, как два простых, без потери смысловой нагрузки. Соединяются две грамматические основы (с второстепенными членами или без) при помощи сочинительных союзов. Существует три основных группы: разделительные, соединительные и противопоставительные. Название каждой группы объясняет, каким смысловым способом связаны две части сложного предложения.

Бессоюзное предложение (БСП) также относится к сочинительной связи. Разные грамматические основы разделяются знаками препинания, интонацией и по смыслу.

Способы подчинительной связи в предложении выражаются не только в словосочетаниях. Следующий вид сложного предложения строится на подчинении одной или нескольких частей другой. (СПП) образуется при помощи союзов и имеющих разную смысловую нагрузку. В зависимости от их значения выделяют типы придаточных предложений (причины, времени, места, условия и т. п.).

Часто, особенно в художественном и публицистическом стиле, встречаются СПП с несколькими придаточными. В этих случаях возникает разная подчинительная связь:

  • последовательная - предложения зависят друг от друга по принципу «цепочки»: вторая часть от первой, третья от второй и т. д.;
  • параллельная - к одной части относятся разные по типу придаточные;
  • однородная - к главной части относятся несколько однотипных придаточных.

Могут одновременно сочетать в себе сочинительную связь (в виде ССП и БСП) и подчинительную.

Связь предложений

Делятся на два основных: последовательный и параллельный. Последовательное повествование характеризуется постепенным и логичным развитием основной идеи. Содержание предыдущего предложения становится основой для нового и так по цепочке. Как средство связи предложений, в этом случае, может выступать синоним, союз, местоимение, ассоциативное и семантическое соответствие.

Параллельная связь между предложениями основывается на сопоставлении или противопоставлении. Большинство текстов с применением параллельной связи характеризуется использованием одного предложения в качестве "данных" для развития и конкретизации идеи. Для достижения параллелизма применяются соответствующие синтаксические, лексические и морфологические способы связи предложений в тексте.

Лексические методы связи предложений

  1. Лексические повторы - заключаются в употреблении слов и их форм, ключевых сочетаний.
  2. Слова, принадлежащие к одной тематической группе.
  3. Синонимы и синонимичные замены.
  4. Антонимы.
  5. Слова и их сочетания в значении логической связи (поэтому, вот почему, в заключение и т. п.).

Использование лексических средств связи предложений в основном присуще последовательному повествованию.

Морфологические методы связи предложений

Средства морфологической связи основываются на применении разных частей речи, которые способны сопоставить одно или несколько предложений. Эффект достижим только при соблюдении правильной последовательности слов.

Морфологические способы связи между предложениями классифицируются нижеследующим образом.

  1. Союзные слова, союзы и частицы, используемые в начале предложения.
  2. Личные и указательные местоимения, которыми заменяются слова из предыдущих предложений.
  3. Наречия места, времени, относящиеся по смыслу к нескольким предложениям текста.
  4. Использование единых временных форм в глагольных сказуемых.
  5. и прилагательных, относящихся к предыдущему предложению.

Применение уместно как в параллелизме, так и в последовательном повествовании.

Синтаксические методы связи предложений

Синтаксическая связь предложений в тексте достигается при помощи намеренного использования одного из приемов:

  • синтаксический параллелизм (схожий порядок слов и морфологическое оформление);
  • изъятие из предложения конструкции и оформление ее как самостоятельной единицы текста;
  • использование ;
  • применение вводных конструкций, обращений, риторических вопросов и т.п.;
  • инверсия и прямой порядок слов.

Синтаксическая связь предложений характерна для разных стилей. Конечно, более разнообразные и причудливые формы можно увидеть лишь в художественной литературе или публицистике.

Описанные способы связи предложений в тексте не являются единственно возможными. Все зависит от стиля текста и идеи автора. не имеют четких границ - в них можно встретить самые разнообразные из всех возможных вариантов связи. Научные и официально-деловые бумаги содержат тексты более четкие и структурированные, отвечающие всем требованиям логических и пространственно-временных связей.

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое?

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Слово может существовать само по себе. Например, в словарной статье. Однако при использовании слова нужно уметь связывать его с другими словами.

Все слова в предложении соединяются между собой по смыслу и грамматически. Такую связь создают союзы, порядок слов, окончания и предлоги. Связь бывает двух видов: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь предполагает соединение равноправных слов: дождь и снег; то мороз, то оттепель.

Эта связь нужна для распространения предложения однородными членами: Я сел на пень и стал смотреть на цветы и деревья .

Подчинительная связь основана на выделении главного и зависимого слов: большая помощь , сидеть на берегу, прочитал вчера. Так из словосочетаний образуются предложения.

Не являются словосочетаниями предлоги со словами: между нами, около школы, напротив аптеки. Ряды однородных членов или обособленные члены предложения, а также грамматическая основа. От подлежащего и сказуемого можно задать вопросы к другим словам.

Например, в предложении «На нашей очень шумной по обычным дням улице стояла тишина» есть словосочетания разных типов: согласование (на нашей улице, на шумной улице, по обычным дням), управление (стояла на улице, стояла по дням), примыкание (очень шумной).

По главному слову словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.

По зависимому слову можно определить характер смысловых отношений между словами: определительные (отвечают на вопросы «какой?», «чей?», как определения), объектные (вопросы косвенных падежей, как дополнения), обстоятельственные (вопросы наречий).

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

Узнать этот вид связи легко, нужно всего-навсего задать вопросы: «какой?», «чей?», «который?». На такие вопросы отвечают чаще всего прилагательные и местоимения, числительные и причастия. Все они зависят от имени существительного: на синем льду , птичий хор , своим пеналом , другой дом , первый раз , решенная задача .

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка ).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

Порядок подробного разбора словосочетания

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

Образец разбора словосочетания

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

1. В маршрутном такси – главное слово «такси» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «маршрутном» – имя прилагательное. В такси каком? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – это согласование.

2. Задумчиво смотрел – главное слово «смотрел» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «задумчиво» – наречие. Смотрел как? – обстоятельственные отношения, зависимое примыкает к главному – это примыкание.

3. Вспоминал детство – главное слово «вспоминал» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «детство» – существительное без предлога в Винительном падеже. Вспоминал что? – объектные или дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

4. Всего человечества – главное слово «человечества» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «всего» – местоимение. Человечества какого? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – значит, это согласование.

5. Детство человечества – главное слово «детство» имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «человечества» – имя существительное без предлога в Родительном падеже. Детство кого? – дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

Тренировка

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Самостоятельная работа "Типы словосочетаний"

ВАРИАНТ 1

дома

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

3. Определи тип подчинительной связи: ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок - и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

Шугурова Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №5 г. Лянтор

Учитель начальных классов

Русский язык. 2 класс. Урок проведён с элементами по системе Ю. А. Поташкиной

Тема : Предложение. Связь слов в предложении.

Цел и:

Развивать умение выделять предложение из потока речи и оформлять его на письме; развивать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов в предложении;

Дать понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения;

Воспитывать интерес к предмету «русский язык».

Оборудование: иллюстрации на тему «Весна», предметные картинки, карточки для работы в парах, ребусы, запись на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Как ярко светит сегодня солнышко. Наверное, это потому что к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей? -А сами любите, ходить в гости?

Сегодня мы отправимся в гости к весне и приготовим для неё подарки.

1. Минутка чистописание.

Напишем её букву.

Спишите с доски:

В в Вв Ввв вс вл весна

2. Словарная работа.

Второй подарок - расшифрованные слова.

Расшифруй слова:

[ салав " эй "] , [ з " абл " ик ] , [ п " итух ], [ сквар " эц ] , [ л " эб " ит "] .

Какое слово лишнее? Почему?

Петух – домашняя птица, остальные дикие

3. Разминка.

Разведи по значению:

А) [ ир "ис] (ирис- цветок, ирис- конфета)

Б) Установи диагноз: бежит, шубка, ручьи (бежит - безударная гласная «е», проверочное слово «бег», «жи – ши»; шубка – парная согласная «б», проверочное слово «шуба»; ручьи – разделительный «Ь»)

В) Определи часть речи: спелая, сидит, взвизгнул, гром

Г) Верни со знаком, дай характеристику предложению:

- Артур, сядь правильно. (Побудительное, невосклицательное).

Маша, закрой форточку! (Побудительное, восклицательное)

III. Сообщение темы и целей урока.

Докажите, что в последнем задании вы работали с предложениями.

(Предложение - это законченная мысль)

В предложении всегда

Согласованы слова,

И по роду, по числу,

И по смыслу одному.

Как оформляются на письме предложения? (первое слово пишем с большой буквы, а в конце ставим точку, ? или!)

На доске запись: Слов связь предложении в.

Можно ли данную запись на доске назвать предложением? (Нет. Это слова.)

Почему эту запись нельзя назвать предложением, ведь первое слово написано с большой буквы, а в конце стоит точка? (Слова не связаны по смыслу).

Поставьте слова в нужном порядке и назовите тему урока. (Связь слов в предложении.)

Тема записывается на доске.

IV. Новая тема.

1. Работа по учебнику.

С. 89

Прочитайте, что сегодня на уроке мы будем повторять и чему учиться?

(Вспомним, как отличить предложение от группы слов.

И узнаем, какие слова в предложении называются главными членами предложения.)

С. 89, № 1.

Прочитайте пословицу.

(На экран выводится иллюстрация.)

Подумайте, почему так говорят. Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

Физкультминутка

(Сколько предложений - ситуаций?) Девочки и мальчики,

Готовим для работы пальчики.

Это живой уголок. Тут свистят чижи. Шипят ужи. Пищат мыши. Пушистые крольчата грызут морковь.

Идёт лесник лесом. Вышел он на поляну. Вокруг стеной смородина растёт.

2. Работа в парах:

1.Разбейте текст на предложения. Сколько предложений в тексте. Можно ли назвать последнюю запись предложением? Составьте третье предложение самостоятельно:

Б…гут в…сёлые руч…и (при)летели скв...рцы и гр…чи

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

3. Проверка.

Сколько предложений у вас получилось?

Где возникли трудности?

(2 предложения были составлены, а третье пришлось составлять самим).

Прочитайте предложения.

4. Письмо со следами размышлений.

Записать со следами размышления 1 и 2 предложение.

Выделить грамматическую основу в данных предложениях.

На доске и на партах схема:

Вводятся понятия «подлежащее» и «сказуемое».

5. Решение орфографических задач.

Ещё раз прочитайте 3 предложение.

Как решили орфографические задачи в данном предложении?

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

Решение на доске и в тетрадях:

Устное рассуждение : (над) полем - это действие? Нет. Есть такая приставка в начальной форме? (что? поле) Нет. Следовательно, пишем раздельно: над полем.

Письменное оформление: (над) полем - д-е , ¬ (что? поле), => над полем.

Выделить грамматическую основу (устно).

V. Закрепление нового материала.

1. Выполнение упражнения №4, с. 90.

Учащиеся устно определяют границы предложений, находят грамматические основы.

Предложения записывают самостоятельно.

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Достигли целей урока?

Кто работал на «5»? На «4»?

Кто остался недоволен своей работой?

VII. Домашнее задание: соберите корзину родственных слов: друг, с. 91, №6.

VIII. Резерв. Ребус.

Урок № 17

Тема урока : «Связь слов в предложении».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

  • Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков
  • Переводить информацию из одного вида в другой.
  • Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре.

Познавательные:

  • Применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:

  • Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
  • Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу!

Записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е. Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2 зв., смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3) Сколько звуков?(3)

Вопрос-вывод . С какой буквой мы работали? (Е)

Словарная работа.

На стр.34 найдём словарные слова с этими буквами.

Подлежащее сказуемое

Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом.

2) Какое значение имеют эти слова? Где в речи применяются? (В русском языке. Изучаем предложения )

Подумайте и предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке. (Предложение)

Что такое предложение? (Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой.)

Что является грамматической основой предложения?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Как называются другие слова в предложении?

Для чего служат второстепенные члены предложения? (Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь слов в предложении?

3. Самоопределение к деятельности урока.

Отгадайте загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осень)

Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь предложение, которое состоит из двух слов.

Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

Осенний ветер разбросал слова. Попробуем навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья жёлтые облетают.

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

Докажите, что это предложение распространенное.

На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? (устно)

С каким членом предложения он связан?

Вопрос-вывод . Как установить связь слов в предложении?

2) Работа по учебнику. с. 37 (правило )

Откройте учебники на странице 37.

Прочитайте, чему мы с вами сегодня научимся?

Найдите упражнение 43.

Прочитайте задание.

Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое яблоко упало с яблони.

Назовите основу предложения? (Яблоко упало .)

Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое )

Какое слово поясняет подлежащее? Как определить? (задать вопрос)

Яблоко (какое?) спелое.

Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало (откуда?) с яблони.

(составляем схему предложения)

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания

1) Игра «Составь и докажи» (работа в парах)

Придвиньте к себе листочки с №1.

Один – читает слова, второй записывает предложение правильно, находим о его основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

пестрит, в, от, глазах, цветов

много, осенью, в, грибов, лесу

берлоги, медведь, из, вылез

Из данных слов составьте предложения.

Как мы будем писать каждое новое предложение?

Что будем ставить, когда предложение закончится?

Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

2). Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении. Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

3) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

7. Итог. Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Что нового вы узнали на уроке?

8. Домашнее задание.

Разноуровневое задание: 1 уровень – с. 39 упр. 46, 2-3 уровень - придумайте и напишите небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавьте текст, подчеркните главные члены предложения.