История петровских времен. Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха

Петр I – (1672 – 1725 гг.) Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной; Царь – с 1682 года (при регентстве Софьи Алексеевны); С 1689 года – правит самостоятельно; С 1696 года – правит единовластно (после смерти брата – Ивана V); С 1721 года – первый русский император. «Медный всадник» . Скльптор Э. Фальконе, 1782 год

Азовские походы 1695 и 1696 годы – военные походы на турецкую крепость Азов в рамках русско-турецкой войны 1686 – 1700 гг. Цель – овладеть выходом в Азовское море; Крепость была взята в 1696 году благодаря действиям русского флота.

Великое посольство Состоялось в 1697 – 1698 гг. Возглавлялось Ф. Я. Лефортом, П. Б. Возницыным и Ф. А. Головиным. Формально его цель: поиск союзников против Турции; фактически, искались союзники против Швеции. Также посольство занималось наймом на русскую службу иностранцев. Петр Михайлов (Петр I) в Саардаме

Стрелецкий бунт 1698 г. Начался в 1698 г. около Великих Лук из-за долгой задержки в выплате жалования стрельцам; В организации бунта была признана виновной Софья Алексеевна; Привел к фактическому уничтожению стрелецкого войска. В. Суриков. Утро стрелецкой казни

Начало Северной войны 1700 – 1721 гг. – Северная война; Россия с Речью Посполитой, Данией и Саксонией против Швеции; Цель России в войне – получить выход к Балтийскому морю; 1700 год – поражение России под Нарвой: появление первых гвардейских полков – Преображенского и Семеновского.

Основание Санкт — Петербурга Первые победы: взятие крепостей Нотебург (1702) и Ниеншанц (1703); 16 мая 1703 года – основание Петропавловской крепости Петербурга; 1704 год – победа под Нарвой.

Первые реформы Цель реформ – создание необходимых условий для победы в Северной войне; Расцвет системы прибыльщиков; 1701 год – основание Навигацкой школы; 1705 год – введение рекрутской повинности; 1708 год – губернская реформа: разделение страны на 8 губерний и провинции.

Полтав а 1708 год – победа над корпусом Левенгаупта в битве у д. Лесная; 1709 год, 27 июня – Полтавская битва. «Полтавская баталия» . Мозаика М. В. Ломоносова

Народные бунты Причина: реакция на жесткий налоговый гнет и нежелание участвовать в Северной войне; 1705 – 1706 гг. – Астраханское восстание; 1707 – 1708 гг. – Восстание Кондратия Булавина на Дону. К. Булавин

Прутский поход Причина: объявление Турцией воны России в 1710 года из-за желания возвратить Азов и действий Карла XII. 1711 год – Прутский поход Петра I против Турции; 1711 год – создание Сената в качестве временного органа управления Россией; Итог – сдача Азова обратно Турции, подписание мира в 1713 году.

Экономик а Развитие экономики диктовалось, прежде всего, необходимостью победы в Северной войне; За первую четверть XVIII века было создано 200 мануфактур; Появление « посессионных » крестьян по указу 1721 года; 1722 год – попытка внедрения цеховой организации в городах; Таможенный тариф 1724 года: политика протекционизма. Н. Демидов

Окончание Северной войны 1714 год – победа у мыса Гангут; 1720 год – победа у о. Гренгам; 1721 год – подписание Ништадтского мирного договора: к России присоединялась Эстляндия, Лифляндия и Ингерманландия

Семейные дела 1718 год – «дело» царевича Алексея; 1722 год – указ о престолонаследии. Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Последние реформы Принятие указа о единонаследии (1714 г.): уравнение в правах вотчины и поместья + подтверждение обязательной службы для дворян (кроме старшего наследника); Появление коллегий вместо приказов (1718 г.); 1718 – 1724 гг. – проведение подушной переписи, оформление «подушной подати» ; Учреждение должности «генерал-прокурор» в 1722 г. (око государево). Первый прокурор – Павел Ягужинский. 1722 год – «Табель о рангах»: закрепление принципа службы в зависимости от личных способностей; Введение паспортной системы для крестьян (1724 г.)

Каспийский поход 1722 – 1723 гг. – Каспийский поход против Персии; Итог: присоединение к России Западного и Южного побережья Каспийского моря.

Петр и культурные реформы 1700 год – переход на новое летоисчисление (от Р. Х.); Введение запрета на выборы нового патриарха (1700 г.) появление сначала местоблютителя патриаршего престола (Стефан Яворский), а затем – Синода (1721 год). 1702 год – появление первой печатной газеты – «Ведомости» ; Создание «Кунсткамеры» — первого русского музея (1714 год); Учреждение Академии наук (1724 г.) Появление ассамблей – особых дворянских балов; Петровская ассамблея

Сенат Шелонь Ништадтский мир Прутский поход Крымские походы. Азовские походы. Великое посольство Архитектура Живопись Литература Просвещение 1698 Хованщина. Царица Софья Соборное Уложение Присоединение Украины Вечный мир Андрусовское перемирие Смоленская война Рекрутчина Никон. Деулинское перемирие Василий III Патриаршество Аввакум. Соловецкое сидение Голицын Болотников Разин Минин Ляпунов. Гермоген местничество

Тест 1. Отмена местничества – 2. Отмена кормлений – 3. Рядович – 4. Северная война – 5. Ливонская война – 6. Закуп – 7. Правление Владимира Мономаха – 8. Основание Москвы – 9. Никон – 10. Крымские походы –

Термин «дворцовые перевороты» (1725 -1762 гг.) ввел историк В. О. Ключевский «Деспотизм, ограниченный цареубийством» Общие черты: 1) Особая роль гвардии как новой военно-политической силы; 2) Женское правление проблема фаворитизма; 3) Умаление роли Сената появление неправовых органов управления страной; 4) Засилье иностранцев в органах управления;

Екатерина I (1725 — 1727) 1726 год – учреждение Верховного Тайного Совета; Основную роль в управлении страной играл Александр Данилович Меншиков. Екатерина I А. Д. Меншиков

Петр II – (1727 — 1730) Всю жизнь провел в Москве; 1727 год – первый дворцовый переворот: ссылка А. Д. Меншикова в Березов; Основную роль играли – князья Долгорукие и А. И. Остерман В. Суриков. Меншиков в Березове. Петр II

Анна Иоанновна – (1730 — 1740) 1730 год – попытка «верховников» ограничить власть императрицы через « кондиции » ; Отмена указа о единонаследии (1731 г.); 1731 год – создание Кабинета министров; 1736 год – ограничение срока обязательной службы дворян 25 годами; Э. И. Бирон Анна Иоанновна

Алексей Михайлович Иван V Петр I Елизавета Петровна. Анна Петр IIIАлексей Петр IIЕкатерина Анна Иоанновна Анна Леопольдовна Иван VI Антонович

Внешняя политика при Анне Иоанновне 1733 – 1735 гг. – война за «польское наследство» ; 1735 – 1739 гг. – русско-турецкая война: 1739 год – Белградский мир: статус-кво;

Иоанн VI Антонович – (1740 — 1741) 1740 год – смерть Анны Иоанновны: наследник – Иоанн VI при регентстве Бирона; 1740 г. , ноябрь – дворцовый переворот против Бирона, новая регентша – Анна Леопольдовна; 1741 г. – дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны. Анна Леопольдовна и Иоанн VI

Елизавета Петровна – (1741 – 1761) 1741 год – дворцовый переворот против Иоанна Антоновича; Никогда не применяла смертную казнь; Создание первого университета (1755 г.) Михаилом Ломоносовым и Иваном Шуваловым; Отмена внутренних таможенных пошлин – 1754 г. ; Введение винной монополии – 1754 г. Зимний дворец. Архитектор – Б. Ф. Растрелли

Семилетняя война Россия + Австрия + Франция против Пруссии + Англии; 1757 – 1762 гг. – участие России в войне; 1759 год – победа русских войск при Кунерсдорфе; 1760 год – взятие русскими казаками генерала Чернышева Берлина; 1762 год – заключение Россией сепаратного мира с Пруссией.

Петр III – (1761 — 1762) Немедленно прекратил участие России в Семилетней войне против Пруссии и подписал выгодный для Пруссии мир; 1762 год – издание Манифеста о вольности дворянской; Июнь 1762 года – свергнут с престола своей женой Екатериной Алексеевной Петр III

1) Отмена указа о единонаследии – 2) Верховный Тайный Совет – 3) Кондиции – 4) Бироновщина – 5) А. И. Остерман – 6) Война за «польское наследство» — 7) Белградский мир – 8) Петр II – 9) Анна Леопольдовна – 10) Бирон – 11) Нестяжатели – 12) Избранная Рада – 13) Битва на р. Сити – 14) Крещение Руси – 15) Столбовский мир – 16) Табель о рангах – 17) Северная война – 18) Азовские походы – 19) Коллегии – 20) Сенат –

Тема 15. «Просвещенный абсолютизм» . Империя в зените могущества. Россия в 1762 – 1796 гг.

Свобода издательского дела Екатерина II способствовала свободному изданию периодических журналов; сама она была редактором журнала «Всякая всячина» ; Широкую известность получили журналы Николая Новикова – «Трутень» и «Живописец» , в которых автор критиковал крепостнические реалии.

Уложенная комиссия Даты созыва: 1767 – 1768 гг. ; Цель – разработка нового свода законов Империи; К созыву комиссии Екатерина II написала « Наказ » , в котором предлагала ее членам подумать над возможной отменой крепостного права Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг.

Секуляризац ия 1764 год – проведение окончательной секуляризации церковных земель; Секуляризация – изъятие излишек церковной земельной собственности; Цель: создание полной экономической зависимости Церкви от государства. Арсений Мацеевич – противник секуляризации

Вольное экономическое общество 1765 год – создание общества; Его главная задача – распространение среди помещиков передовых экономических знаний и технологий.

Фаворитиз м Всего в годы правления Екатерины II было около 11 фаворитов; Наиболее значимые из них – Григорий Орлов и Григорий Потемкин; Григорий Потемкин Григорий Орлов

Реформы в образовании 1764 год – учреждение Смольного института благородных девиц; 1782 – 1786 гг. – школьная реформа И. Бецкого: создание сети губернских и уездных училищ. Иван Бецкой

Сужение прав помещичьих крестьян 1765 год – разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу; 1767 год – запрещение крепостным крестьянам жаловаться на своих помещиков; 1768 год – приговор в отношении помещицы Дарьи Салтыковой (Салтычихи). Дарья Салтыкова

Пугачевщина: 1773 – 1775 гг. 1773 – 1775 гг. – самая мощная крестьянская война (третья) в истории России под предводительством Емельяна Пугачева; Причины: недовольство рядом сословий сложившимся положением вещей. Предпосылка: 1771 год – Чумной бунт в Москве; Участники: крепостные крестьяне, посессионные крестьяне, башкиры, казаки. Районы, охваченные восстанием: Урал, Среднее и Нижнее Поволжье Емельян Пугачев

Реформы 1775 года Губернская реформа: раздел страны на 50 губерний, которые делились на уезды; Цель реформы: усилить управленческий контроль за ситуацией на местах; Манифест о свободе предпринимательства: разрешение заниматься предпринимательской деятельностью всем сословиям; Цель: облегчить положение недворянских сословий.

Жалованные грамоты 1785 года 1783 год – распространение крепостного права на Украину; «Жалованная грамота дворянству»: — закрепление всех прав и привилегий дворян, в том числе – подтверждение их права не служить; — запрет на применение телесных наказаний в отношении дворян; — создание институтов дворянского самоуправления: губернских и уездных собраний, возглавлявшихся предводителями дворянства; «Жалованная грамота городам»: — Разрешение городскому населению участвовать в решении городских проблем через городскую думу; — Разделение всего купечества на три гильдии в зависимости от уровня богатства.

Политическая реакция 1790 год – издание А. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву» , за что автор был арестован; 1792 год – арест Николая Новикова за его осуждение крепостного права. А. Н. Радищев Н. И. Новиков

Разделы Речи Посполитой 1772 год – Первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией: к России переходит Восточная Белоруссия; 1793 год – Второй раздел между Россией и Пруссией: Россия получает Центральную Белоруссию и Правобе- режную Украину; 1794 год – восстание в Польше под руководством Т. Костюшко; 1795 год – Третий раздел между Россией, Австрией и Пруссией: к Рос- сии отходят Западная Белоруссия и Литва.

Первая русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. 1770 год – битвы у Ларги и при Кагуле (П. Румянцев); 1770 год – морская Чесменская битва (Г. Спиридов, А. Орлов); 1774 год – битва у д. Козлуджи (А. В. Суворов); П. А. Румянцев-Задунайский. Алексей Орлов

Окончание войны 1774 год – Кючук Кайнаджирский мир: к России переходили Азов и территория между Днепром и Бугом, а Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.

Вторая русско-турецкая война 1787 – 1791 гг. ; 1788 год – взятие крепости Очаков; 1789 год – победа А. В. Суворова при Рымнике и Фокшанах; 1790 год – штурм А. В. Суворовым крепости Измаил; 1791 год – морская битва у м. Килиакрия (адмирал Федор Ушаков) А. В. Суворов «Штурм Измаила»

Окончание войны 1791 год – Ясский мир: Турция подтверждает принадлежность Крыма России, а также к России отходит территория между Бугом и Днестром.

Внешняя политика: разное 1780 год – Декларация «вооруженного нейтралитета»: помощь Соединенным Штатам в их войне за независимость с Англией 1783 год – Георгиевский трактат: переход Восточной Грузии (Картли — Кахети) под протекторат России; 1788 – 1790 гг. – русско-шведская война: победа России (Верельский мир 1790 г.)

Итоги правления: Достижение значимых побед в войнах с Турцией: присоединение Крыма и Новороссии; Восстановление целостности земель бывшего Древнерусского государства (кроме Волыни) в результате разделов Польши; Успешные реформы в области просвещения и образования; Провал попытки отмены крепостного права; Закрепление сословных прав и привилегий дворянства.

Уложенная комиссия. Наказ Чумной бунт Жалованная грамота дворянству Манифест о свободе предпринимательства Жалованная грамота городам Просвещенный абсолютизм. Пугачевщина. Губернская реформа Николай Новиков Александр Радищев Салтычиха Иван Бецкой Вольное экономическое общество Григорий Потемкин Секуляризация. Всякая всячина Манифест о вольности дворянской Отмена внутренних таможенных пошлин. Иван Шувалов Верховный Тайный Совет Отмена указа о единонаследии. Дворянский банк М. В. Ломоносов Растрелли бироновщинакондиции А. И. Остерман

Внутренняя политика 1796 год – утверждение нового воинского Устава, заменявшем традиционные русские порядки в армии прусскими; 1797 год – Манифест о трехдневной барщине: попытка ограничения крестьянской барщины на помещика тремя днями в неделю; 1797 год – указ о престолонаследии: запрет на передачу престола по женской линии. 1798 год – предписание губернаторам присутствовать на выборах предводителей дворянства; 1799 год – отмена губернских собраний дворян.

Рыцарь на троне 1797 – 1801 гг. – строительство Павлом I Михайловского замка в Петербурге. Сейчас – это здание Русского музея. Михайловский (Инженерный) замок. Арх. – В. Бренна

Мальтийский Орден 1797 год – принятие Мальтой покровительства Павла I; 1798 год – захват Мальты Наполеоном и вступление России во вторую антифранцузскую коалицию (Англия, Австрия, Османская империя);

Война на море 1798 год – захват Ф. Ушаковым Ионических островов и крепости Корфу; 1799 год – взятие Неаполя и Рима русским флотом. Федор Ушаков

Переход Суворова через Альпы 1799 год – Итальянский и Швейцарский походы русской армии против Франции (во главе – А. В. Суворов): 24 сентября – битва за Чертов мост; 1799 год – присвоение А. В. Суворову титула князя Италийского и должности генералиссимуса. Январь 1801 года – приказ Павла I донским казакам (атаман – Василий Орлов) выступать в поход против Британской Индии В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»

Тес т 1) Коллегии — … 2) Местничество — … 3) Табель о рангах — … 4) Сенат — … 5) Посессионные крестьяне — … 6) Мануфактура — … 7) Семен Дежнев — … 8) Соборное Уложение — … 9) А. Д. Меншиков — … 10) Битва у деревни Кунерсдорф — …

В 1699 г. Петр Великий устроил для своих подданных два новогодних праздника. Сначала 1 сентября по обычаю отцов и дедов отпраздновали наступление 7208 г. от сотворения мира. А три месяца спустя, 20 декабря, Петр I издал указ о повсеместном праздновании нового 1700 г. по европейскому летоисчислению - от Рождества Христова. На подготовку к празднику 1 января подданным отводилось всего 11 дней, и государь заботливо перечислял, что надобно сделать: украсить дома еловыми и можжевеловыми ветками, устроить огненные потехи и фейерверки, стрельбу из пушек, жечь костры, поздравлять друг друга и дарить подарки. Так начался в России XVIII в. и новая культурная эпоха.

Смысл петровского культурного переворота. Не случайно начало «нового времени» в России так неразрывно связано с именем первого императора. К XVIII в. самодержавие превратилось в самую могущественную силу, соединяя в себе власть монарха, православной церкви и самовластье народа. Царь в России воспринимался не только как держатель верховной власти, но и как всесильный, мудрый, строгий и справедливый отец большого «семейства» - подобно «главесемьи» в патриархальной крестьянской семье.

Именно в правление Петра I государство окончательно подчинило себе церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. новый патриарх избран не был. Временное управление церковью осуществлял «местоблюститель патриаршего престола», соратник царя Петра Стефан Яворский. Со смертью последнего в 1721 г. патриаршество в России вообще было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству - Синоду. Глава государства автоматически стал и главой русской православной церкви. Идеологическое оформление новых отношений государя и церкви наиболее ярко выражено в произведениях самого романтического и яростного идеолога петровского государства Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей» и «Духовныйрегламент» (1721,1722). Втом же 1721 г., после блистательного завершения многолетней войны со Швецией (Ништадский мир) царь Петр I стал первым российским императором.

Три главные силы российского общества: государство, церковь, народ - оказались слиты в лице государя, который правил как наследник престола, глава Церкви и выразитель народной воли. В этой триединой связке состоял секрет могущества российского самодержавия. Для Петра I государство оказалось идеальным инструментом преобразований.

Во времена царя-преобразователя оформляется культ национальной государственности. В системе нравственных ценностей на первое место выходит возвеличивание службы и труда, что получает универсальную формулу «службы Отечеству». Первый пример этому служению подавал сам государь, который, по словам А.С.Пушкина, «на троне вечный был работник » и заслужил несколько прозвищ: царь-плотник, шкипер Питер и т.п.

Личный труд Петра был не просто царской блажью, но осознанным пониманием назначения власти. В его собственном мировоззрении наука, профессионализм были возведены до уровня культа. Петр интересовался всеми новинками в мире с жадностью дикаря. Еще в пору своего первого анонимного отъезда за границу он велел вырезать на своей личной печати надпись:

«# ученик и ищу учителей ». Ученичество - вот ключевое слово ко всему образу жизни, культуры, самому духу и стилю петровской эпохи.

Этот дух ученичества, пытливого «почему», культ профессионализма, знаний, идеал служения Отечеству активно переносился в общественное сознание. Многочисленные указы великого государя, независимо от их содержания, теперь имели одну абсолютно новую примету. Почти все они начинались со слова «понеже», что на современном языке означает «так как, поскольку, потому что». Неслыханная на Руси вещь: самодержавный государь пытается объяснять своим подданным принимаемые решения.

Петр старается выйти из круга формулы «по царскому велению» и логическим путем внушить подданным, почему надо брить бороды и носить европейское платье; почему запрещено строить каменные дома повсюду, кроме новой столицы на Неве; почему надо перелить церковные колокола на пушки; почему дворянским детям надо учиться и т.п. Сам факт, что самодержавная власть пыталась объяснить свои действия подданным, т.е. вступить с ними в диалог, свидетельствовал о новизне во взаимоотношениях государства и общества.

Сподвижники императора подбирались по принципу «усердия» и трудолюбия, а не только по знатности и личной преданности. Отсюда такое пестрое окружение Петра, которое приводило в восторг или замешательство современников: от «пирожника* Меншикова и певчего Разумовского до благородного Шереметева. Окончательным оформлением принципа принадлежности к сословию через служение стала знаменитая петровская «Табель о рангах» (1722). Главная мысль законодателя была очень проста: люди должны занимать должности в соответствии со своими способностями и заслугами перед Отечеством. Человек получал очень понятную и привлекательную перспективу сделать карьеру, пройдя все четырнадцать ступеней: в гражданской службе от коллежского регистратора до канцлера, в военной - от прапорщика до фельдмаршала.

Таким образом, в жизнь и общественное сознание входило новое понимание жизненной удачи, «судьбы», «счастья». Теперь успех в жизни меньше зависел от слепого случая и мимолетной милости и в большей степени - от образованности и усердия самого человека. В культуре появился сильный личностный импульс, она перестала тяготеть к анонимности. Нация переходила к новым источникам развития: книга, образование, профессионализм, индивидуальный опыт, рациональное восприятие жизни. Новое общество и новая культура действительно рождались под стук топора, гром пушек и восторг петровских салютов.

Особенности политики государственного просветительства. Специфическая сфера приложения власти - культурная политика - во времена Петра I приобрела приоритетное значение и составляла важнейшую сторону всех петровских преобразований. Сам облик великого государя (и реальный, и, особенно, мифологизированный) воплощал в себе идею всеобщих перемен, во главе которых стоит власть. Посмотрите на картину В.А.Серова «Петр I», которую признавали лучшей из портретов первого императора России. Высокий, стремительный, могучий человек идет по берегу моря навстречу ветру, а за ним спешат, сгибаясь и изнемогая, его приближенные. Низкая горизонталь берега, вертикальная фигура царя в развевающейся одежде, наклонные, согнутые фигуры, следующие за ним...

В соответствии с идеалами Просвещения политика петровского государства носила сугубо рациональный характер. Правление Петра I прошло в непрерывных войнах, при помощи которых Россия утверждала свое право на значимость в европейской политике. В XVIII в. Россия воевала в общей сложности 56 лет. Военным задачам была подчинена вся государственная политика, в том числе и культура, от которой ждали такой же «пользы»: в «навигацком», артиллерийском, пушечном деле. Военизированный облик культуры этого времени сказался в особой любви к мундирам, премущественном издании книг по военному делу, в престижности военной службы. Все младшие сыновья в императорской семье (по петровской традиции) получали исключительно военное образование и фрак носили только за границей, предпочитая дома военный мундир.

Таким образом, основная черта новой петровской культуры заключалась в особой ценности военно-имперского сознания, «державной» мотивации жизненных позиций. В России укрепилась традиция ставить памятники. Первый в России памятник некоронованной особе был поставлен А.В. Суворову (скульптор М.И. Козловский, 1801 г., Петербург). Военный мундир (со времен Петра) превратился поистине в предмет искусства. При Петре стала формироваться система орденов и воинских знаков. Самый первый - орден Андрея Первозванного, орден «царей и генералов», был учрежден еще в 1698 г. Святой Андрей Первозванный считался небесным покровителем российской государственности и патроном русского военно-морского флота. И первым российским флагом в 1699 году стал андреевский флаг флота: косой синий крест на белом поле.

Важнейшей чертой петровских перемен стала необыкновенная страсть ко всякой «регулярности*, начиная от устройства государства и заканчивая выбором одежды для «ассамблеи*. Все публикуемые указы формулировали однозначные отношения. Улицы новой столицы планировались идеально прямыми (до сих пор в Петербурге многие улицы носят название «линий»), дома строились по утвержденным проектам. Весь Петербург просыпался по звуку барабана, полдень обозначался выстрелом пушки у Петропавловской крепости. Даже увеселительные петровские «ассамблеи» проводились по тщательно расписанным сценариям, а нарушение установленных самим государем правил каралось штрафами и немилостью.

Возвышение статуса службы, служения государству и государю выдвигало на первый план дворянское сословие. Именно на молодых дворян в первую очередь рассчитывал новый царь. В руках преемников Петра российское общество отчетливо принимает облик дворянской империи, а дворянство на основе усвоенной европейской традиции создает принципиально новую, светскую, русскую европейскую культуру. По указу 1717 г. дворянам рекомендовалось, по возможности, беседовать на иностранном языке, особенно при слугах. Исключительно дворянский облик новой культуры России подчеркивался даже в языковом отношении.

XYIII в. можно по праву назвать «золотым веком» русского дворянства.

Дворянство в XVIII в. получило уникальные возможности сыграть решающую роль в становлении новой культуры. Это было сословие, имевшее наибольшую степень экономической и политической независимости в России.

Дворянство уже во времена Петра I стало быстро приобретать облик «первого сословия*. Введение дворянских титулов (помимостарых «князей» появились «графы» и «бароны»)придавало «новым дворянам» необходимый блеск и прочный общественный статус. Ряды прежнего родового дворянства пополнялись за счет «выслуживших» это звание, поскольку достижение 8-го класса в государственной службе по «Табели о рангах» давало право на наследное дворянство.

К тому же утвердившееся крепостное право давало дворянам еще и относительную экономическую независимость от государства и самого царя. Недовольный или опальный дворянин всегда мог удалиться в свое имение, где к его услугам имелись все малые копии столичной жизни: свой театр, балы, свое общество.

Уникальным аспектом новой европейской культуры России стало сильное влияние женского начала. Ведь почти весь век российского Просвещения на троне (с небольшими перерывами) находились женщины, в том числе Екатерина Великая. Лишь два императора в истории России удостоились звания «великий»: Петр I и Екатерина И.

Женское просвещенное правление, появление понятий «светская жизнь» и «светский салон» создали особый «женский мир» русской культуры. Положение женщины-дворянки, которое основывалось на идеях Просвещения, разительно отличалось от представлений о женщине как домашней безгласной рабыне, что было характерно для традиционно-патриархальной культуры. С момента петровского указа об обязательном участии дворянок в «ассамблеях» до культуры балов прошло всего несколько десятилетий.

В XVIII в. в руки образованных женщин-дворянок перешли ключевые сферы новой культуры: мода, воспитание и образование детей, интерьеры, искусство, литература. Их вкусы и запросы стали определять тематику литературных произведений, привозимых из-за границы книг, стиль быта, живопись, архитектуру. Любовная переписка сделала модным сентиментальный роман, домашнее чтение детям способствовало созданию домашних библиотек, заботы об устройстве дома дало импульс развитию живописи, архитектуры и т. д.

Утверждение «новой знати» привело к европеизации моды, быта, одежды - всем этим также занимались женщины. Именно они создали правила «высшего света», сочинили «язык цветов», «язык мушек» и вообще язык кокетства. Смена танцевальных пристрастий: менуэт - полонез - вальс- мазурка - отразила последовательность польского, немецкого и французского влияния на русскую культуру. Даже французские революционные идеи вначале совершили революцию в женской одежде, ураганом сметая фижмы, парики, корсеты, парчу. Примечательно, что вторым высшим орденом в России стал орден св. Екатерины, которым в 1714 г. Петр I наградил свою супругу - будущую императрицу Екатерину I.

Все эти «премудрости» выходили за рамки традиционного русского быта и традиционной церковной книжности и были предметом усвоения европейской культуры. Значит, главной движущей силой культурных изменений нового времени в России должна была стать новая система образования. Причем, теперь это должно было быть исключительно светское, рационалистическое, т.е. нерелигиозное образование.

28.Русское искусство Петровской эпохи

КЛАССИЦИЗМ

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразов ания, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

Преобразования Петра I направили течение художественной жизни в новое русло. Процессы, обозначившиеся уже в предыдущем столетии (возрастание роли светской культуры, укрепление связей с Западной Европой), теперь мощно активизировались, получив радикальные импульсы. Благодаря петровским реформам именно светские, а не религиозные произведения вышли на первый план жизни, обретая стилеобразующий смысл. Все искусство было поставлено на службу уже не церковным, лишь опосредованно политическим, а уже непосредственно политическим целям прославления государства и воспитания идеального гражданина. Россия вошла в период своего рода ускоренного Ренессанса, стремительно усваивая опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма, причем уже не в синкретическом, «западно-византийском», как совсем недавно, а вполне цельном варианте.

Архитектура, скульптура

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.

В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеоб-разности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.

Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов - многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные ар-хитекторы. Одним из известнеиших представителеи западнои архитектурной школы, работавших в России, был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771г.), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце).

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных.

Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. -- М. Фонтана и Г. Шедель).

Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый "Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.

Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, "лучше чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и в последствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.

Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.

Многие его указы показывают с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы "О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы "образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены "5 книг теории огородныя", "книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии разыскивая для Сада "редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка "редкой красоты". Петр не забывал заботится о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые казалось бы не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.

В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена "Венус старинный" - Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. "Белая дьяволица" вызывала такую лютую ненависть приверженцев к "старине", что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.

В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала - дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.

До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера - итальянца Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи - бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

Живопись

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве.

Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.

Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет . У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 - 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец - трагические невзгоды.

Портреты, созданные им в ранний пе-риод, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII ве-ка. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и неповторимый.

С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.).

Самым сильным его произведением является портрет государственного канцлера Г.И. Головкина (1720-е.г.). Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордена, не эффектный жест полководца - обычные тогда средства возвеличить - делают лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата.

Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника - он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины - «Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева - « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Живописные миниатюрные портреты на эмали появились в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.

Ювелирное искусство

Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

Для XVIII века, за исключением последних лет характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров - Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами».

Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма.

В 1689 году началось правление 17-тилетнего царя Петра I-го. Своим гением, работоспособностью, энергией и упорством, а также требовательностью, доходившей иногда до жестокости, и любовью к России он сумел решительно изменить ход русской истории. Из Московского государства, сильно отставшего от Запада из-за татарского ига, Петр создает Российскую империю, вошедшую великой державой в семью европейских государств. Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре года. Царем стал его старший брат Федор. После смерти Федора царями сделались одновременно братья Иван и Петр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья, умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село Преображенское, недалеко от Москвы. Там Петр прожил семь лет. Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с деревенскими мальчишками он создает основу будущей русской регулярной армии. Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании русского флота. Тогда же Петр познакомился с иностранцами - "немцами" (в то время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев Петр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело; знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Петр еще юношей получил широкое по тому времени образование. Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявить Софью царицей. Петр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскоре к нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другие влиятельные люды. В борьбе с Софьей Петр оказался победителем. Получив власть, молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных планов преобразования России. Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначала Петра была сделана попытка добиться выхода к Черному морю. Петр сам руководил двумя походами против Турции. Он взял крепость Азов и начал укреплять берега Азовского моря, чтобы через него проникнуть в Черное море. Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Петр отправил в Западную Европу "Великое посольство". Сам царь поехал инкогнито, как простой солдат Петр Михайлов. В Голландии он четыре месяца работал на корабельной верфи простым рабочим. Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вел переговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремесла, посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петру не удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планом государственных реформ. Не теряя времени, Петр сразу приступил к проведению своих реформ. Они фактически охватили все области жизни русского народа. Петр решил европеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным он приказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить на вечеринки, как в Европе. Одновременно Петр приступил к созданию регулярной армии и флота по европейскому образцу. Его реформы центрального и местного управления имели целью усилить централизацию власти в стране. Даже православную Церковь он подчинил государственной власти. Последнее вызвало недовольство не только среди духовенства, но и в широких кругах населения. Желая закончить все реформы в течение своей жизни, Петр требовал исключительных усилий и жертв от своих помощников. Он сам подавал им пример своей неутомимой деятельностью. Решительными, а порой и жестокими мерами Петр Первый в короткий срок дал новое направление всей русской жизни. Ломая старое, он иногда уничтожал и хорошее, заменяя русские обычаи и традиции иностранными, не всегда годными для России. Это создавало сильную оппозицию его реформам. Но в главном Петр добился своей цели: за время своего царствования он сделал Россию великой державой. При Петре было создано около 200 предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Во всем этом Петр участвовал лично: учил, помогал и наблюдал за исполнением. При Петре появилась первая русская газета и была основана Академия наук. Тогда же была создана новая, более простая русская азбука. Чтобы быть ближе к Западной Европе, Петр решает основать новую столицу на побережье Балтийского моря. В 1703 году он начинает строить на берегу реки Невы, при ее впадении в Финский залив, город Петербург, ставший по общему признанию одним из красивейших городов мира. Царь Петр был не только учителем и строителем новой империи, но и выдающимся дипломатом и полководцем. После двух походов против Турции, Петру пришлось обратить внимание на север: там был сильный враг - Швеция. В 1700 году началась Северная война со Швецией, продолжавшаяся 21 год. В 1703 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой недалеко от Балтийского моря - талантливым полководцем, молодым шведским королем Карлом ХII. Кроме двух гвардейских полков, созданных Петром еще в юности, все его войско бежало в полном беспорядке. Петр не пал духом. Он увидел на деле все недостатки своей молодой армии и в кратчайший срок создал новую сильную армию. Через несколько лет Карл ХII со своей армией появился на юге России. В 1709 году около города Полтавы произошло самое знаменитое сражение Северной войны. Петр сам руководил боем. Перед боем он отдал следующий приказ войскам: "Пусть знает Российское воинство, что пришел час решительной битвы не за Петра, но за государство, Петру врученное, за народ Всероссийский. А о Петре знайте, что жизнь ему не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благосостоянии." Под Полтавой русские разбили шведов. Карл ХII бежал в Турцию. Много шведских генералов и офицеров было взято в плен. Заключив мир со Швецией и закрепив за Россией владение восточными берегами Балтийского моря, Петр провозгласил в 1721 году Московское государство Всероссийской Империей, а себя - Императором. Потомство назвало Петра Первого - Великим. Умер Петр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.

Реформы в эпоху Петра Великого

Период правления царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедии, были направлены на достижение прогресса.

Строительство фабрик и заводов

Промышленность в России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя льготы и привилегии. Для того, чтобы работать с промышленными предприятиями по всей стране, Петр Первый создал Бургмистерскую палату.
При этом хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее, промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать от России железо, полотно, пшеницу.

Военная реформа

Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.
И Петр создал такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат, которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы. Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский король убегает прочь.

Европеизация общества

Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
Бояре в эпоху Петра начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры. Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение по управлению страной.

Крестьяне

Начинает меняться порядок обращения с крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных при Петре только усиливается. Сам Петр хотел бы отменить куплю и продажу людей, но понимал, что это трудно в его время. В это время начинают составляться ревизские сказки, в которых указывается количество людей, которые приписаны к помещику или к земле. Все эти люди облагаются налогом. Теперь крестьяне не могут уйти от необходимости платить налоги. Петровские реформы кратко ставят своей целью закабалить крестьян, лишить их возможности уйти от хозяина.
В это время Петр способствует развитию сельского хозяйства. В 1721 году он дает указ вводить в использование литовскую косу, которая позволяет жать в десять раз быстрее, чем серп. Приезжают немецкие и латышские крестьяне, которые учат русских крестьян пользоваться косой. Были завезены голландские коровы, мериносовые овцы из Испании. Были завезены и высажены тутовые и фруктовые деревья.

Петербург

Во времена царствования Петра многое было направлено на возведение сооружений, которые могли бы защитить русский народ от шведов. Поэтому в 1703 году на Заячьем острове начинается возведение крепости.
Петровские реформы кратко направлены на то, чтобы создать город-форпост. Основание Санкт-Петербурга поэтому закономерно. В самом начале его существования над его постройкой работали тысячи людей. Все они были привезены сюда из других мест. Многие из них болели.
Поэтому люди не любили жить в Петербурге. Многие из них уезжали в Москву и в другие регионы, поэтому и после Петра их приходилось силой возвращать в город. Но уже при Екатерине Второй город стал красивым и блестящим, и многие стремились поселиться здесь. Сейчас Санкт-Петербург составляет славу и украшение России. Сда приезжают гости со всего мира.